Организация проектной деятельности учащихся старшей школы в профориентационной работе учителя естественно-научных дисциплин
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача создания “системы специализированной подготовке в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда”.[1] В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты.
Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении связана с необходимостью информировать школьников о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности. Также важно дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор.
Сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов возник ещё в 20-е годы ХХ столетия в США. Идеи проектной деятельности разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предполагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Иначе говоря, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретённых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Содержание для такой работы необходимо взять из реальной жизни. Оно должна быть знакомо и значимо для обучаемого.[2]
Таким образом, через проектную деятельность возможно не только получить сумму знаний, но и применить их на практике. Поэтому, метод проектов представляется нам эффективным инструментом в профориентационной деятельности учителя в старших классах.
Мною разработана технология проектной деятельности в профориентационной деятельности учителя на примере проекта “Профессии, которые мы выбираем”
Проект предназначен для учащихся старших классов (9-х, 10-х, 11-х классов).
Цель проекта: На примере профессии, связанной с предметами естественнонаучного цикла, показать, как подойти к выбору профессии, с каких сторон каждый ученик может её рассматривать, как готовить себя к выбранному пути.
Задачи:
- Познакомить учащихся с профессиями, связанными с естественными науками, расширив тем самым их представление о применении знаний по данным предметам в различных сферах деятельности.
- Помочь учащимся интегрировать знания по естественнонаучным предметам (химии, биологии и географии) для того, чтобы осветить ту или иную область профессии.
- Формировать навыки работы над презентацией.
- Помочь учащимся научиться составлять алгоритм деятельности при выборе профессии.
- Развивать навыки работы в группе, дружелюбность, ответственность.
- Развивать навыки публичного выступления, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения.
- Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать.
Проект рассчитан на три месяца. Работу над проектом предлагается вести в урочное (первые два этапа) и во внеурочное время (третий этап). В качестве консультантов выступают учителя химии, биологии, географии, информатики. Для работы над проектом необходимо создать группы учащихся по интересам. Таким образом, данный проект является естественнонаучным, практико-орентированным, межпредметным, групповым.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся должны познакомиться с профессиями, связанными с естественнонаучным направлением.
- Уметь составлять алгоритм деятельности при выборе профессии для того, чтобы сделать этот выбор наиболее осознанным.
- Научиться интегрировать знания по различным естественнонаучным дисциплинам и применять их на практике.
- Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.
- Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах.
- Уметь, используя полученные знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад.
Работа над проектом
1. Этап инициации.
Данный этап заключается в выборе темы, разработке основных идей, обосновании актуализации. Для этого этапа можно выделить один урок.
Для того чтобы определить склонности и способности ученика к тому или иному типу профессии, предлагается опросник “Ориентация”[3] (Приложение 2 и Приложение 3). После анализа результатов тестирования необходимо сформировать группы учащихся по типам профессий: человек – человек, человек - природа, человек – техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система.
Группам учащихся предлагается примерный список профессий, связанных с предметами естественнонаучного цикла, из которых учащиеся выбирают наиболее для них интересную.
В группах учащиеся могут обсудить особенности данных типов профессий и вспомнить то, что им было уже известно о них.
2. Этап планирования.
На данном этапе предполагается провести формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработку содержания этапов.
Для этого этапа также целесообразно выделить отдельное занятие. Учащимся в группах предлагается обсудить вопросы, которые можно было бы осветить в работе. Затем эти вопросы обсуждаются и в классе. Для этого можно использовать метод мозгового штурма. В результате обсуждения необходимо составить план работы, в котором бы освещались следующие примерные вопросы:
- Почему я выбрал именно эту профессию;
- С какими науками связана данная профессия;
- Исторические аспекты;
- Достижения в данной области;
- Какими качествами должен обладать человек данной профессии;
- Как готовить себя к выбранной профессии: а) физически; б) психологически; в) интеллектуально;
- Какое место на рынке труда занимает данная профессия;
- Какие учебные заведения готовят специалистов этой профессии и т. д.
На этом же этапе нужно обсудить вопросы об источниках информации, которые можно использовать в процессе работы над проектом. В качестве источников информации можно использовать следующие:
- печатные информационные источники (книги, газеты, журналы);
- телевизионные и радиоисточники;
- видеофильмы;
- информация на компьютерных дисках;
- информация в глобальных компьютерных сетях;
- интервью со специалистами;
- наблюдение за трудовой деятельностью специалистов.
3. Этап реализации.
Данный этап заключался в работе с информационными источниками по выбранной теме, интеграции и аккумуляции отобранного материала, подготовке наглядного материала, контроле и коррекции промежуточных результатов.
Внутри группы учащимся лучше распределить обязанности для каждого: можно распределить вопросы плана между членами группы или каждый ученик может заниматься поиском информации в различных источниках. Для каждой группы, работающей над проектом, необходимо определить учителя-консультанта (учителя химии, биологии или географии, в зависимости от выбранной темы проекта). Роль консультанта заключается в том, чтобы отвечать на поставленные вопросы, помогать скорректировать план работы, отобрать нужный информационный материал. Иногда необходима консультация не одного учителя, так как некоторые вопросы требуют знаний не по одному, а по нескольким предметам. Необходимо чётко определить сроки промежуточных консультаций. Целесообразно проводить консультации минимум один раз в две недели. После индивидуальной работы с источниками информации учащиеся должны собраться в группы и обработать полученный материал.
Задание для групп:
- Отобрать необходимый информационный материал.
- Обобщить и систематизировать полученную информацию согласно плану проектной работы.
- Выявить наиболее важные, ёмкие и интересные факты, рисунки, фотографии
- По-возможности провести интервью со специалистами данной профессии
- или провести наблюдения за трудовой деятельностью специалистов.
- На основе обработанного информационного материала сделать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point.
- Составить доклад на заданную тему согласно слайдам презентации.
4. Этап презентации и оценки.
На этом этапе учащиеся должны представить и защитить свой проект, проанализировать свою работу и высказать мнение о работе других групп. Необходимо провести предварительный просмотр презентаций внутри класса, оценить работы и выбрать лучшие проекты, которые будут представляться на конференции. На конференцию, которая может называться также как и проект “Профессии, которые мы выбираем”, приглашаются учащиеся старших классов.
В заключение каждой группе учащихся предлагается проанализировать свою работу над проектом, ответив на следующие вопросы:
- достигнуты ли первоначально поставленные цели,
- в чём были трудности,
- какой опыт приобретён,
- каков вклад каждого члена группы в работу и т. д.
Также можно предложить учащимся написать отзыв о наиболее понравившейся проектной работе. Обсуждение и анализ целесообразно вести за круглым столом. Тогда ученики имеют возможность высказать своё мнение о работе и доказать свою точку зрения.
Оценку результатов проектных работ можно провести с помощью методики, описанной в приложении 1.
Возможности развития проекта:
Собранный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях, на уроках биологии, химии и географии, при дальнейшей профориентационной работе учителя. Пример такой проектной работы учащихся показан в приложении 4.
Есть такая притча: у людей, занятых одним делом спрашивают: что они делают. А отвечают все по-разному. Один говорит: “Я таскаю камни”. Другой: “Зарабатываю на пропитание”. Третий: “Строю храм”. Одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей. Чем станет работа для наших учеников?
Может быть, этот вопрос не стоит во главе тех задач, которые поставлены перед каждым учителем, но является одним из самых важных. Ведь именно в школе ученик готовится к самостоятельной жизни, к дальнейшей деятельности. Именно здесь он впервые встаёт перед решением вопроса о выборе своей будущей профессии. Роль учителя в том, чтобы помочь ученику сделать этот выбор осознанно.
Учитель имеет множество инструментов для достижения своих целей и решения задач. Одним из наиболее актуальных сегодня является метод проектов. Результаты использования этого метода в практике обучения соответствуют критериям эффективности профессионального образования, которыми являются:
- умение принимать целесообразные решения;
- практико-ориентированное мышление;
- культура труда;
- творческое отношение к труду;
- ответственность за выполнение профессионального задания.
Список литературы
- Правовое обеспечение профильного обучения // Биология. – Издательский дом “Первое сентября”. - №2, 2007.
- Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой. – 2007. - №8. – С. 3 – 6.
- Владимирская О.Д., Матюшкина М.Д. Предпрофильная подготовка: практическая реализация. – СПб.: НОУ “Экспресс”, 2007.
10.08.2009