Звездная азбука. 9-й класс
До последнего времени первая ступень курса физики /YII-1Х классы/ играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики /Х-ХI классы/ и астрономии /ХI класс/. Теперь ситуации коренным образом изменилась: курс астрономии исключен из списка обязательных для изучения дисциплин. Поэтому большое значение в формировании целостной научной картины мироздания на современном этапе имеет для учащихся элективные курсы по астрономии.
Элективный курс “Звездная азбука” призван способствовать формированию современно научной картины мира, знаками с развитием представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Базой данного курса является программа по астрономии Е.П.Левитана.
Элективный курс “Звездная азбука” тесно связан с физикой и математикой и опирается на эти ранее изученные дисциплины. Адресован элективный курс учащимся 1Х классов, а также может быть частично использован при изучении соответствующих тем в курсе физики.
Элективный курс “Звездная азбука” построен в соответствии с требованиями Концепции профильного обучения, законом РФ “Об образовании” и другими нормативными документации.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать понятия: звездная величина, параллакс, светимость, главная последовательность, Млечный Путь, галактика, звездное скопление; иметь представление о связи физических характеристик звезд между собой: температуры, светимости, звездной величины, цвета, массы, плотности, размера; о методах определения расстояний; об особенностях физического состояния вещества внутри звезд; об источниках энергии звезд; о размере и структуре галактик.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться шкалой звездных величин, диаграммой “температура-светимость”; различать по фотографиям различные типы звездных скоплений; решать задачи на определение расстояний до звезд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды; объяснять смысл понятия “расширяющаяся Вселенная”.
Целью данного элективного курса, во-первых, является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения путем показа взаимосвязи между астрономией, физикой и математикой на примере исследования физических характеристик звезд, изучения астрономических явлений.
Во-вторых, изучения этого элективного курса позволяет создать условия для формирования у обучающихся целостной картины научного мировоззрения, что в свою очередь дает возможность обучающимся по завершению основного образования иметь достаточно полное представление о строении и составе Вселенной.
В структуре изучаемого курса освещаются следующие разделы:
- “Звездное небо”,
- “Физические характеристики звезд”,
- “Модели звезд”,
- “Происхождение и эволюция звезд”.
При изучении элективного курса предусматривается проведение лекционных занятий, выполнение практических занятий, семинаров и других форм организации учебного процесса.
Освоение предлагаемого курса предусматривает, помимо посещения коллективных занятий, самостоятельную работу обучающихся с дополнительной литературой.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.
Элективный курс “Звездная азбука” рассчитан на 9 часов лекционно-практических занятий в IХ классе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
1 | Источник изучения звездного неба человеком | Предмет “Астрономия”. Творцы астрономии. Астрономические наблюдения в древности Астрономия как основа и венец естественнонаучных знаний. |
Лекция, видеофрагмент |
2 | Созвездия | Созвездия. Вид звездного неба на различных широтах . Легенды о звездах. | Эвристическая беседа и соблюдения учащимися. |
3 | Определение координат звезд | Звездные карты. Горизонтальная и экваториальная система координат | Лекция, практическое занятие, сам. работа |
4 | Физические условия внутри звезд. Источники энергии звезд. | Давление и температура в центре звезд. Гравитационное сжатие. Ядерные реакции – основной источник энергии звезд. | Лекция |
5 | Физическая природа звезд | Цвет и температура звезд. Светимость звезд. Радиусы звезд. Массы звезд. | Лекция, практическое занятие, сам. работа |
6 | Расстояние до звезд | Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. | |
7 | Модели звезд | Физические основы расчета моделей звезд. | Лекция |
8 | От “Большого взрыва” до образований галактик | Эволюция Вселенной. Начало расширения.
Радиационно – доминирующая стадия расширения.
Образование реликтового излучения. Возникновение галактик. |
Лекция |
9 | Эволюция звезд | Формирование звезд. Начальная стадия формирования звезд. Стадия главной последовательности. Стадия красного гиганта. Последние стадии эволюции звезд. “Черные дыры”. |
Лекция, видеофрагмент |
10 | Итоговый контроль | Тест |
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | |||
Всего часов | Лекция | пр. занятия | Семинар | ||
Раздел 1. Звездное небо 1.1.История издания звездного неба человеком. 1.2. Созвездия 1.3. Определение координат звезд |
1 1 1 |
1 0,5 0,5 |
0,5 |
0,5 |
Сообщ. С/р |
Итого по разделу: | 3 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. Физические характеристики Звезд. 2.1. Физические условия внутри звезд. Источники энергии 2.2.Физическая природа звезд 2.3. Растояния до звезд |
1 1 1 |
1 1 0,5 |
0,5 |
С/р | |
Итого по разделу: | 3 | 2,5 | 0,5 | ||
Раздел 3. Модели звезд 3.1. Модели звезд |
1 | 1 | |||
Итого по разделу | 1 | 1 | |||
Раздел 4. Происхождение и эволюция звезд 4.1.от “Большого взрыва” до образований галактик 4.2. Эволюция звезд |
1 1 |
1 1 |
|
||
Итого по разделу | 2 | 2 | |||
Итоговый контроль | 1 | тест | |||
ВСЕГО | 10 | 7,5 | 2 | 0,5 |
КОТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По завершении изучения элективного курса “Звездная азбука” оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.
Итоговый тест
1. Расстояния до звезд определяют по:
а) времени прохождения светового луча;
б) измерению годичного параллакса;
в) измерению угла восхождения.
2. При измерении расстояний до звезд используют:
а) световые года;
б) парсеки;
в) угловые координаты.
3. Спектры звезд различаются:
а) температурой и давлением в атмосферах звезд;
б) давлением в ядрах звезд;
в) температурой в фотосферах звезд.
4. Цвет звезды зависит от температуры ее:
а) короны;
б) хромосферы;
в) фотосферы.
5. Параллакс Веги 0,11 . Сколько времени свет от нее идет до Земли:
а) 6,9 св. лет; | г) 7,1 св. лет; |
б) 11,6 св. лет; | д) 29, 64 св. лет; |
в) 1,5 св. года; | е) 21 св год. |
6. Светимость звезд зависит от:
а) расстояния до Земли;
б) температуры и размеров звезды;
в) массы и плотности звезды.
7. В состав нашей Галактики входят:
а) звезды, их скопления, газопылевые туманности, межзвездный газ;
б) звездные скопления, межзвездный газ;
в) звезды, планеты, астероиды, кометы, спутники планет.
8. Структура нашей Галактики:
а) неправильная;
б) эллиптическая;
в) спиральная.
9. К созвездию относятся все звезды:
а) находящиеся внутри его границ;
б) составляющие определенную фигуру;
в) видимые невооруженным взглядом и составляющие определенную фигуру.
10. Укажите, в каком созвездии находится Луна, если ее координаты равны L = 20ч.30мин., S = -200 :
а) Персей;
б) Лира;
в) Козерог.
Желаю правильных ответов!
Список литературы, используемой педагогом при составлении программы и организации учебного процесса.
- Абрамов С.Н., Жилкин М.В., Корнеев В.д., Красников С.С., Маслов М.В., Псахье Г.А. Опорные сигналы по курсу астрономии: Методические рекомендации. – Томск: Издательство ТГПИ, 1989.-38с.
- Воронцов – Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии: Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1980. – 55с.
- Закон РФ “Об образовании”. – М: Издательство ПРИОР, 2002. – 48с.
- Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1987. – 295с.
- Иванов А.А., Иванов З.И. Тесты по астрономии. – Саратов: Издательство “Лицей”, 2002. – 80с.
- Карницкий П.Н. Вопросы о Вселенной в математических задачах. Пособие для учителей. – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. –64с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы. № 4, 2002.- с. 97-111.//
- Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение , 1994 – с.5-30, с.127-203.
- Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя: -М.: Просвещение, 1989 –93г.
- Моше Д. Астрономия: Книга для учащихся. – М: Просвещение, 1985. – с. 70-131.
- Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. – М.: Мир, 1991. – 286с.
- Оптимизация обучения физике и астрономии. Книга для учителя. Под редакцией Пеннера Д.И. – М.: Просвещение, 1989 –127с.
- парфирьев В.В. Астрономия: Пробный учебник – М: Просвещение, 1987. –с. 88-159.
- Программы для общеобразовательных учреждений по физике и астрономии. Составители Дик Ю.И., Коровин В.А. –М.: Дрофа, 2000.- с.225-253 .
- Струве О., Линдс Б., Пилланс Э Элементарная астрономия. – М.: Издательство “Наука”, 1967.-с. 9-21, 267-422.
Список литературы для обучающихся
- Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
- Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее развитии: Книга для учащихся. –М: Просвещение, 1988.
- Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1987.
- Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994.
- Энциклопедический словарь юного астронома. Составитель Ерпылев Н.А.. – М.: Педагогика, 1980.
14.03.2007