Тема урока: “Среды обитания организмов”. 5 класс
Тема урока: “Среды обитания организмов”. 5 класс
Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Оборудование:
Задачи урока:
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Этап урока
|
Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап
11Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
|
а) Вступление-приветствие. – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
. – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.
СЛАЙД 2: Цели урока. Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.
Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.
|
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Встали ровно, повернулись И друг другу улыбнулись.
б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)
Вопрос к классу.
|
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
в) Постановка задач урока самими учащимися. Записывают тему себе в тетрадь
Ответы учащихся.
|
|
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
|
- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?
- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
СЛАЙД 11:
Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
СЛАЙД 12-13: Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради.
В какой среде обитания света больше, в каком меньше?
Ответы в виде символов заносятся в схему.
Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.
(Рисунок 1) СЛАЙД 14-21: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
СЛАЙД 14-19: Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. |
Вопрос к классу.
Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
|
отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся делают запись в тетради.
Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Ответы в виде символов заносятся в схему.
Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре Записывают в тетради: |
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
Физкультминутка.
|
Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх) Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте) И пройдемся по дороге. (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться нужно. (дети садятся за парты) |
Включает музыку. Устная оценка учителя |
.
|
|
СЛАЙД 20-23: Характеристика обитателей водной среды.
Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира СЛАЙД 24: Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши. СЛАЙД 25: Обитатели почвенной среды СЛАЙД 26: Подумайте. Какая среда обитания у рака отшельника?
|
Вопрос к классу.
|
отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
|
|
IV. Этап закрепления знаний
|
Работа в паре. Прочитать и ответить на вопросы с 24.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:
СЛАЙД 27: Выводы по уроку. (Рисунок 2)
Подведение итогов.
|
Выставление оценок с комментариями.
|
Читают и отвечают на вопросы с 24.
Запись домашнего задания.
|
Познавательные УУД: Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций; – разрешение конфликтов – контроль; – коррекция; – оценка. |
Рефлексия | Сегодня урок : лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный Я ученик: старательный – ленивый внимательный – невнимательный урок усвоил – не усвоил
|
Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей
|
Е. А. Тюленева, ОКООУСТ "Клюквинская санаторная школа- интернат"., п.Сахаровка, Курский район, Курская область
Метки: Биология