Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Тема урока: “Среды обитания организмов”. 5 класс

Тема урока: “Среды обитания организмов”. 5 класс

Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Планируемые результаты:

Предметные:

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Оборудование:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный этап

11Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.

. – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.

СЛАЙД 2: Цели урока.

Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Встали ровно, повернулись

И друг другу улыбнулись.

б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

Вопрос к классу.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

в) Постановка задач урока самими учащимися.

Записывают тему себе в тетрадь

Ответы учащихся.

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

СЛАЙД 11:

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

СЛАЙД 12-13: Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради.

В какой среде обитания света больше, в каком меньше?

Ответы в виде символов заносятся в схему.

Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.

(Рисунок 1)

СЛАЙД 14-21: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

СЛАЙД 14-19:

Приспособительные особенности животных и растений:

крылья;

конечности для передвижения по твердой поверхности;

шерсть;

перья;

приспособления для экономного расходования влаги;

приспособления для опыления растений.

Вопрос к классу.

Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся делают запись в тетради.

Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Ответы в виде символов заносятся в схему.

Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре

Записывают в тетради:

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Включает музыку.

Устная оценка учителя

.

СЛАЙД 20-23: Характеристика обитателей водной среды.

Приспособления к водной среде обитания

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

плавники,

ласты

подкожный слой жира

СЛАЙД 24: Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

СЛАЙД 25: Обитатели почвенной среды

СЛАЙД 26: Подумайте. Какая среда обитания у рака отшельника?

Вопрос к классу.

отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

IV. Этап закрепления знаний

Работа в паре.

Прочитать и ответить на вопросы с 24.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

СЛАЙД 27: Выводы по уроку. (Рисунок 2)

Подведение итогов.

Выставление оценок с комментариями.

Читают и отвечают на вопросы с 24.

Запись домашнего задания.

Познавательные УУД:

Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов – контроль;

– коррекция;

– оценка.

Рефлексия

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик:

старательный – ленивый

внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил

Регулятивные УУД:

Самооценка знаний и достигнутых целей

Е. А. Тюленева, ОКООУСТ "Клюквинская санаторная школа- интернат"., п.Сахаровка, Курский район, Курская область

Метки: Биология