Урок по теме «Сравнение тканей растений и человека по функциональным особенностям»
Урок по теме «Сравнение тканей растений и человека по функциональным особенностям»
Цель: формировать навыки самостоятельной исследовательской работы в процессе повторения и закрепления материала по тканям растений и животных
Задачи:
Обучающие: систематизация знаний обучающихся о строении и функциях тканей растений и человека; формирование представлений о зависимости строения ткани от выполняемой ею функции;
Развивающие: развитие интеллектуальных умений анализировать, обобщать, делать выводы на основе работы с микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных тканей и тканей человека (покровные, соединительные, механические), компьютер, электронная презентация (Приложение 2).
Тип урока: комбинированный.
Автор: Марина Владимировна Сурикова, учитель биологии БОУ РА «РКЛ»
Ход урока
1 этап. Организационный. Раздаются рабочие карты к уроку (Приложение 1)
2 этап. Вводное слово учителя по пройденному материалу (ткани животных и человека) и домашнему заданию (повторить особенности тканей растений).
3 этап. Мини-тест. (слайд 2 – 5). Учащиеся записывают ответы в рабочей карте.
4 этап. Обсуждение теста. Учащиеся делают вывод о том, о каком типе тканей человека шла речь. Какому типу тканей растений он соответствует. (слайд 6)
5 этап. Повторяем правила работы с микроскопом (Приложение 3)
6 этап. Учащимся предлагается рассмотреть под микроскопом покровные ткани растений (эпидермис листа) и человека (эпителий кожи). Зарисовать и выделить общие черты в строении, сделать соответствующие записи в инструктивной карте.
Учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что сходство строения тканей растений и человека объясняется общностью выполняемых функций (слайд 7)
7 этап. Мини – тест (слайд 8 – 11). Механические ткани (слайд 12)
Учащимся предлагается рассмотреть под микроскопом механические ткани растений (волокна луба) и человека (волокна поперечно-полосатой мышечной ткани). Зарисовать и выделить общие черты в строении, сделать соответствующие записи в инструктивной карте.
Учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что сходство строения тканей растений и человека объясняется общностью выполняемых функций (слайд 13 - 14)
8 этап. Мини тест (слайд 15 – 18). Соединительные ткани (слайд 19)
Учащимся предлагается рассмотреть под микроскопом основные ткани растений (паренхима листа) и человека (гиалиновый хрящ). Зарисовать и выделить общие черты в строении, сделать соответствующие записи в инструктивной карте.
Учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что сходство строения тканей растений и человека объясняется общностью выполняемых функций (слайд 20)
9 этап. Формулируется общий вывод о зависимости строения ткани от выполняемых ею функций. Учащимся предлагается объяснить, почему ткани растений и животных выполняют сходные функции – делается вывод о единстве происхождения живых организмов. Учащиеся записывают выводы в рабочую карту.
10 этап. Рабочие карты сдаются на проверку. Выводится две оценки:
1. Оценка теста (общая)
2. Оценка выполнения Лабораторной работы
Приложение 1
ФИ_____________ № группы_____________
Особенности тканей человека
Цели: Закрепить знания о строение различных типов ткани и определить их функции
Доказать единство происхождения живой природы
Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной тканей, микроскопические препараты покровной, основной и механической тканей растений микроскопы.
Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
Ход работы
1. Ответьте на вопросы
1) __________
2) __________
3) __________________ ____________________
4) ____________________________________________
2. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисуйте. Обозначьте мембрану, цитоплазму, ядро.
Рассмотреть микропрепарат покровной ткани растений (Эпидермис листа). Зарисуйте. Обозначьте мембрану, цитоплазму, ядро.
3. Какие общие черты имеют покровные ткани растений и животных?
_1._______________2._______________3._______________4.______________
4. Ответьте на вопросы
1. __________
2. __________
3. ______________________ ________________________ _______________________
4. ______________________
5. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисуйте. Обозначьте мембрану, цитоплазму, ядро.
Рассмотреть микропрепарат покровной ткани растений (Волокна луба). Зарисуйте. Обозначьте мембрану, цитоплазму, ядро.
6. Какие общие черты имеют механические ткани растений и животных?
_1._______________2._______________3.______________
7. Ответьте на вопросы
1) __________
2) __________
3) ________________ __________________ ________________ _________________
4) ____________________________________________
8. Рассмотреть микропрепарат соединительной ткани человека (гиалиновый хрящ). Зарисуйте. Обозначьте группы клеток, межклеточное вещество, ядра, цитоплазму мембрану клеток.
Рассмотреть микропрепарат основной ткани растений (паренхима). Зарисуйте. Обозначьте группы клеток, межклеточное вещество, ядра, цитоплазму, мембрану клеток
9. Какие общие черты имеют соединительные ткани животных и основные ткани растений ?
_1._______________2._______________3._______________4.______________
10. Сделайте вывод о соответствии строения тканей выполняемым ими функциям
__________________________________________
Приложение 3
Правила работы с микроскопом
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
5. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
6. Глядя одним глазом в окуляр направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
7. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;
8. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
9. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
10. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;
12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта.
13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
М. В. Сурикова, БОУ РА "Республиканский классический лицей", г. Горно-Алтайск
Метки: Биология