Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников. Ч. 3.

Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников. Ч. 3.

Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников. Ч. 3.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ.

Знакомство с деревом

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Схваченная тень

Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.

Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.

Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его.

Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.

Конкурс плакатов

Этот вид деятельности даст детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение.

Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката:

• ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК

• ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ

Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!

Природные духи

Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ.

В качестве примера можете дать такой запах:

почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.

Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов.

Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва.

Дерево слов

Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения. Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»; «ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы - для корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения.

«Природа в моей жизни»

Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

«Тотем»

Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.

Ориентировочное время: до 1,5 часа.

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии).

Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.

Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

«Мир кролика и мир муравья»

Основные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: пятирублёвые монеты, лупы и пинцеты (для каждого участника). Упражнение проводится на лугу или на поляне.

Процедура. Участникам предлагается разместиться широким кругом, присесть и представить себя кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.

Может быть, пахнет опасностью?

Где здесь можно спрятаться?

Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно, удастся заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д.

Что здесь может быть съедобным?

Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями.

Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой.

Откуда теперь можно ждать опасности?

Где спрятаться?

Что можно съесть?

Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом.

Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках.

Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой.

«Музыкальные картинки»

Основные цели: развитие сопереживания по отношению к природным существам, расширение опыта восприятия живых существ, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.

Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры.

«Чистописание»

Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — «мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

Примечание. Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

«Жизнь камней»

Основные цели: развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.

Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: место, где есть различные камни.

Процедура. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.

Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:

- рассмотрев его цвета и сосчитав их;

- прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;

- понюхав камень и определив его запах;

- послушав камень, постучав по нему ногтем.

Что может рассказать этот камень?

Всегда ли он лежал на этом месте?

Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой.

Где на камне-планете можно построить дом?

А где образуется озеро?

Где будет посажен сад?

Это грязная планета или чистая? и т.д.

Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».

Примечание. Если есть возможность вернуться на это место, то участникам предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.

«Ателье мод»

Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Процедура. Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Примечание. В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.

«Зоологический балет»

Основные цели: идентификация с животными и растениями.

Ориентировочное время: 30 минут.

Процедура. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.

«Экологические письма»

Основные цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Процедура. Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может выступать как игровая техника.

«Предупредительные знаки»

Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура. Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

«Экологическая этика»

Основные цели: формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами.

Ориентировочное время: 1 час.

Материалы и подготовка: бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

Процедура. Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.

«Сосчитай звуки»

Участники игры расходятся в лесу, парке и т.д. Затем выбирают себе место и слушают звуки природы. Сначала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные. Это объясняется особенностями строения слухового аппарата. В конце игры все собираются и говорят, сколько и какие звуки они слышали. Можно все услышанное нарисовать.

«Найди свой предмет»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений.

Материалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.

РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ.

Тема: Книга природы

1. «Давайте познакомимся»: Организуйте знакомство детей друг с другом и с вами в процессе коммуникативных игр.

2. «Вспоминаем…»:

• Поиграйте в игру «Совы и вороны», используя в ней следующие утверждения:

- Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека (верно).

- Живые существа – это такие существа, которые умеют двигаться (неверно).

- Свет, тепло, вода, воздух – все это необходимо для жизни живых существ (верно).

• После игры предложите детям:

-дать определение понятия «природа»;

-перечислить признаки живого;

-перечислить компоненты неживой природы.

3. «Картина мира»:

• Поиграйте в игру «Воронья охота», дав каждому ребенку задание найти на месте проведения экскурсии несколько из перечисленных в «охотничьем списке» предметов.

• Продемонстрируйте детям пособие «Картина мира». Нарисуйте на земле его аналог – расчерченный на десять секторов круг - и предложите детям разложить найденные природные предметы по соответствующим секторам (промаркируйте их карточками пособия). Обсудите правильность размещения предметов. Обратите особое внимание детей на задания: «Найти что-нибудь очень важное для природы» и «Найти что-нибудь совершенно бесполезное для природы». Обсудите эти задания и подведите детей к выводу о том, что в природе ВСЕ важно, а бесполезного - нет.

Прочитайте стихотворение Б. Заходера:

Все-все

Все на свете,

На свете нужны.

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки.

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны!

И, если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

• Напомните детям о Царствах живой природы и предложите им поиграть в игру «В некотором Царстве…».

4. «Книга природы»:

Расскажите детям о том, что между всеми живыми существами, населяющими Землю, и всеми компонентами неживой природы существует огромное количество связей – видимых и невидимых. Объясните, что изучением этих связей занимается наука ЭКОЛОГИЯ, благодаря которой люди учатся читать «Книгу природы».

Материалы: литературный ряд; «охотничьи списки» для игры «Воронья охота»; картинки и карточки для игры «В некотором Царстве…»; пособие «Картина мира».

Тема: Как устроена планета Земля

1. Под негромко звучащую музыку прочитайте детям психологический текст «Эволюционная память: От начала Вселенной». Обсудите стадии формирования Земли как небесного тела. Предложите детям выполнить задание, дающее возможность «почувствовать» все слои Земли: ядро, мантию, земную кору. Поговорите о толщине каждого слоя, приводя образные сравнения. Введите понятие «литосфера».

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ: Предложите детям сделать из пластилина модель Земли. Для этого надо взять кусок пластилина и скатать из него шарик диаметром 1 см - «ядро Земли». Из пластилина другого цвета надо вылепить «мантию» и «накинуть» ее на «ядро». Затем сделать третий цветной слой - самый тонкий - «земную кору». После того как все дети выполнят работу, предложите им разрезать полученную модель Земли пополам и рассмотреть ее внутреннее строение, повторив название каждого слоя. Сравните внутреннее строение Земли со строением вареного куриного яйца.

2. Поиграйте с игру «Строение Земли».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Несколько человек, изображающие ядро Земли, встают, крепко прижавшись друг к другу. Еще шесть человек, взявшись за руки, встают вокруг - они изображают мантию. «Мантия» не неподвижна, и поэтому дети, изображающие ее, делают волнообразные движения руками и телом. Затем еще двенадцать человек выстраиваются в круг - это «земная кора».

Материалы: психологический текст; музыкальная запись; пластилин и кусок картона (для каждого ребенка); нож.

Тема: Вода мира - единый организм

1. Расскажите детям о том, что жизнь зародилась в воде – одной из сред обитания организмов. Обсудите, чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания». Процитируйте слова А.Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь!» Попросите детей подтвердить или опровергнуть это высказывание.

2. Попросите детей назвать три состояния воды (жидкое, твердое и газообразное). Продемонстрируйте масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?».

3. Напомните детям о круговороте воды в природе. Прочитайте психологический текст «Вода мира». Обсудите, какие разные водные объекты были упомянуты в тексте. Подведите детей к выводу о том, что количество воды на Земле остается неизменным, меняется только ее состояние.

Материалы: трехлитровая банка с водой; стакан объемом 200 мл; пипетка; карта мира; магнитофонная запись (шум морского прибоя, журчание лесного ручья).

Тема: Где и как зимуют насекомые

1. «Куб животных»:

• Покажите детям картинки с изображением самых разных животные и подведите их к мысли о том, что обитатели Земли многочисленны и разнообразны. Попросите детей перечислить известные им классы животных, назвать представителей каждого класса и описать их главные отличительные черты.

• Обратите внимание детей на насекомых - самый многочисленный (по количеству видов) класс животных. Дайте детям возможность убедиться в огромной численности видов насекомых с помощью наглядного пособия «Куб животных». После рассматривания «Куба животных» подведите детей к выводу о том, что насекомых на Земле вдвое больше, чем всех остальных животных вместе взятых.

2. «Как устроены насекомые»:

• Расскажите о трех отличительных чертах, по которым можно узнать насекомых среди множества других животных, демонстрируя картинку с изображением какого-нибудь насекомого крупным планом:

- тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко;

- на груди располагается ШЕСТЬ ног;

- брюшко состоит из сегментов – «HАСЕчено.»

• Раздайте детям карточки с изображением разных маленьких животных (насекомых, многоножек, червей и т.д.) и попросите доказать - насекомое или HЕ-насекомое изображено на картинке. («Я думаю, что на этой картинке изображено насекомое, потому что...»).

• Предложите детям послушать сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и по ходу чтения посчитать, сколько HЕ-насекомых пришло в гости к Мухе.

3. «Я люблю насекомых, потому что…»:

• Предложите детям по очереди закончить фразы: «Я не люблю насекомых, потому что...» и «Я люблю насекомых, потому что...». (Сначала дети будут называть насекомых, которые, с точки зрения человека, являются «вредными», потому что они «жужжат и мешают спать», «кусаются», «жалят» и т.д. Затем дети будут называть «полезных» с точки зрения человека насекомых - тех, кто радует нас своей красотой, опыляет растения и т.д.)

• После выполнения задания подведите детей к выводу о том, что хотя человек и делит животных на «полезных» и «вредных», но на самом деле в природе нет ни полезных, ни вредных существ - все одинаково нужны – те, «кто делает мед», и те, «кто делает яд…».

Материалы: наглядные пособия «Царство животных» и «Куб животных»; карточки с изображениями насекомых и HЕ-насекомых; литературный ряд.

Тема: Красота дерева

1. На фоне тихо звучащей музыки продемонстрируйте слайд (фотографию) одинокого дерева и прочитайте стихотворение Е.Кочетковой:

Корни мои в глубину прорастают,

Жадно прохладную воду глотают.

Строен и прочен, могуч и тяжел,

Соками жизни наполненный ствол.

Ветви упругие в небе стремятся

С облаком белым и ветром обняться.

Солнышко листьев лучами коснется -

Тайная жизнь в моих недрах проснется.

С белкой, жуком, муравьишкой и птицей

Всем, что имею, могу поделиться.

Ходят ко мне кабаны и олени,

Мох и лишайник мне греют колени.

Людям, бредущим по тропам лесным,

Я навеваю счастливые сны.

И, обитая в двух разных мирах,

Соединяю я звезды и прах.

2. Продемонстрируйте следующий слайд (дуб с пышной кроной) и прочитайте стихотворение Э.Мошковской:

У Дедушки-Дерева добрые руки:

Большие, зеленые добрые руки.

Дедушка-Дерево добрый такой,

Белку качает зеленой рукой.

Какая-то птица на плечи садится,

Какая-то птица в руках суетится.

Жучище примчался - и сел, и качался,

И все восхищался, и все восхищался.

Стрекозы примчались и тоже качались,

И все свиристели в пуховой постели,

Смеялись, качались, качались, свистели!

Дедушка-Дерево пчел подхватил

И на ладони свои усадил.

У Дедушки-Дерева добрые руки,

Большие, зеленые добрые руки.

Наверно, их сто, или сто двадцать пять,

Чтоб всех покачать, чтоб всех покатать!

3. Под тихо звучащую музыку (Э.Бергланд «Сказочное кольцо эльфинов») продемонстрируйте несколько соответствующих слайдов и прочитайте стихотворение В.Рождественского:

Вот старый дуб, -

Листва из звонкой меди

Могучий стан в извилинах коры -

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие - ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге

Спокойные, как Игорева рать.

И елки, неподвижны и суровы,

Роняя низко рукава ветвей,

Ждут, пригорюнясь - матери и вдовы,

Молчальницы в платочках до бровей.

А рядом боязливая осина

И вовсе простодушная ольха,

Глядят поверх кустов, как из-за тына,

На тропку, что тениста и глуха.

Но всех милей мне девушка-березка,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица Мороза,

Аленушка пригорков и равнин.

Ей любы наши зори, сенокосы,

Ромашки в росах, звонкие стрижи,

Зеленые она качает косы

Над волнами бегущей с ветром ржи.

4. Проведите беседу о красоте замечательных творений природы – деревьев.

5. Предложите детям выполнить изображение дерева в одной из предложенных художественных техник:

«Мятая бумага»:

• лист бумаги хорошо смочите водой;

• не дожидаясь высыхания бумаги, широкой кистью нанесите в левой части листа вертикальную полосу коричневой краской (ствол дерева), а остальную часть покройте пятнами произвольной формы краской различных оттенков зеленого цвета;

• сомните лист в комок, а затем сразу же разгладьте на столе ладонями, слегка прижимая;

• дайте бумаге как следует просохнуть;

• нарисуйте на зеленом фоне отходящие от ствола ветви.

Примечание: Для передачи структуры коры дерева можно при разглаживании листа формировать на нем небольшие вертикальные складочки.

«Монотипия»:

• на гладкую поверхность палитры нанесите пятна краски;

• не дожидаясь высыхания краски, сверху положите лист бумаги (лучше мелованной или глянцевой) и хорошо разгладьте его ладонью;

• лист снимите с палитры и рассмотрите отпечаток;

• на фоне отпечатка нарисуйте силуэт дерева.

«Набрызг»:

• на лист цветной или белой бумаги уложите сухие листья деревьев и травинки;

• на палитре разведите краски до консистенции негустой сметаны;

• наберите краску на зубную щетку и с помощью небольшой расчески разбрызгайте ее, добиваясь равномерного распределения по листу;

• после высыхания краски уберите сухие листья.

Материалы: магнитофон; музыкальные записи; слайдпроектор; слайды или художественные фотографии деревьев; литературный ряд; стандартный набор для рисования (для каждого ребенка); бумага.

 

Метки: Биология