Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Урок биологии "Видоизменения подземных побегов" в 6 классе

Урок биологии "Видоизменения подземных побегов" в 6 классе

Дидактическая цель: добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Видоизменения подземных побегов».

Задачи:

Образовательные:

*продолжить формирование понятия «побег»,

*расширить знания о многообразии побегов,

*показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения,

*раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения,

*познакомить с использованием корневищ, луковиц и клубней.

Развивающие:

способствовать формированию умений и навыков

*намечать задачи урока,

*планировать,

*участвовать в учебном диалоге,

*работать с учебником,

*находить нужную информацию,

*выделять главное,

*исследовать объекты природы.

Воспитательные:

способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе диалога, полилога, через воспитание настойчивости к достижению цели.

Средства обучения:

таблицы, клубни картофеля, луковицы репчатого лука, гербарий растений с корневищами (ландыша), инструментарий (лупы) и бланки для оформления лабораторной работы, комнатные растения (сансевьера, цикламен, амариллис).

Структура урока:

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Целеполагание и мотивация

4. Первичное усвоение нового материала

5. Осознание и осмысление новой информации

6. Обобщение и систематизация

7. Домашнее задание

8. Итоги урока, рефлексия

Проверка домашнего задания

1. Что такое побег?

2. Побег-это сложный орган. Докажите.

3. Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.

Части побега - почка, лист, стебель.

Функции - фотосинтез, опора, испарение воды, проведение веществ, образование побегов.

4. Докажите взаимосвязь строения и функций стебля.

5. Всегда ли побег выполняет такие функции? Как вы думаете?

6. В черном ящике находятся растения, имеющие необычные побеги. Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, что лежит в черном ящике? (выступление учащегося)

*Вот уже не первый год в доме он моем живет.

Нет у него ни глаз, ни ножек и колюч он, словно ежик.

(кактус)

*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд лампы белые висят.

(ландыш)

*Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу.

(лук)

*Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»

(картофель)

Что общего между этими растениями? (они имеют видоизмененные побеги)

Какое растение будет лишним? Почему? (кактус, он имеет надземный видоизмененный побег, а другие растения – подземные видоизмененные побеги)

Целеполагание и мотивация

Итак, тема нашего урока «Видоизменения подземных побегов».

Основные вопросы урока (написаны на доске):

1) Что относится к видоизменениям подземных побегов?

2) Каковы строение и функции подземных видоизмененных побегов?

3) В чем их значение в жизни растений и для человека?

Каким образом мы будем искать ответы на вопросы урока?

План урока:

1. Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

2. Работа с учебником.

3. Заполнение таблицы в тетради.

4. Решение проблемных задач.

5. Формулировка выводов.

6. Выполнение заданий для самопроверки.

Первичное усвоение нового материала

- Открываем учебник (И.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2001 г.) на стр. 83, читаем цель и ход лабораторной работы. Что необходимо изучить в ходе лабораторной работы?

1.Изучить строение корневища ландыша.

2.Изучить строение клубня картофеля.

3.Изучить строение луковицы репчатого лука.

4.Доказать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Идет фронтальное выполнение лабораторной работы.

- Давайте заглянем в учебник и внимательно прочитаем материал п.22 на стр. 81.

Осознание и осмысление новой информации

Используя бланк с рисунками, учащиеся в ходе фронтальной работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы «Видоизменения подземных побегов».

Видоизменения

Строение

Значение

1.Корневище

1-стебель

2-почки

3-чешуи-листья

4-придаточные корни

1.запас питательных веществ;

2.переживание неблагоприятных условий;

3.вегетативное размножение

2.Клубень

1-верхушечная почка (росток)

2-толстый стебель

3-глазки-боковые почки

4-основание клубня

3.Луковица

1-придаточные корни

2-донце-стебель

3-почки

4-сочные чешуи-листья

-Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

- Для того чтобы заполнить третью колонку таблицы, нам необходимо решить проблемные задачи.

1.Чем корневище, клубень и луковица отличаются от обычного надземного побега? (нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи)

Чем можно объяснить наличие перечисленных вами особенностей? (различие в среде обитания, различие в функциях)

2.Итак, главная функция подземных видоизмененных побегов – запас питательных веществ. Докажем это с помощью простого опыта (опыт демонстрирует ученик).

Ученик: «Разрежем клубень на две части, на разрез клубня капнем раствора йода, очень быстро появляется темно-синее окрашивание. О чем это говорит?»

(о наличии крахмала, крахмал – это запасное питательное вещество, им особенно богаты клубни и корневища)

3. Кроме картофеля клубень имеет комнатное растение цикламен. Это растение с нежными пламенеющими цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему? (клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)

4.Перед вами еще одно комнатное растение – амариллис. Давайте познакомимся с ним поближе (рассказывает ученик).

Ученик: «Родина амариллиса – африканская пустыня Карру. В пустыне на ссохшейся почве не видно жизни. Только изредка попадаются уродливые алоэ. Однако не всегда в пустыне Карру стоит жара. В конце зимы, в августе там льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и в несколько дней неожиданно покрывается красивыми крупными цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения на твердой сухой почве пустыни Карру? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?» (амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет ему прятаться от жестокой засухи, в сонных чешуевидных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению)

5.В «прятки» умеют играть не только растения степей и пустынь, но и наши северные раноцветущие растения. Они цветут в апреле-мае. Мы их называем подснежниками. Какие подснежники вам известны? (мать-мачеха. Ветреница, медуница, гусиный лук, хохлатка) Уже в конце июня эти растения образуют плоды и семена, а затем вся надземная часть их отмирает (исключение – мать-мачеха). Откуда же они появляются следующей весной? (подснежники имеют видоизмененные подземные побеги)

Итак, вторая функция видоизмененных побегов – переживание неблагоприятных условий.

6.Посмотрим на таблицу «Вегетативное размножение»:

-размножение сансевьеры делением корневища,

-размножение картофеля делением клубня,

-размножение чеснока детками-зубками.

О чем говорят эти примеры?

Третья функция видоизмененных побегов – вегетативное размножение.

-Давайте заглянем в учебник и найдем главные выводы на стр. 82.

-А сейчас самостоятельно заполните третью колонку таблицы «Видоизменения подземных побегов».

Идет самостоятельная работа, затем ее анализ.

-Каково значение подземных видоизменений побега для человека? (многие растения с подземными видоизмененными побегами являются культурными пищевыми – картофель, лук, чеснок, декоративными – лилия, тюльпан; возможность вегетативного размножения таких растений человек использует в растениеводстве)

Обобщение и систематизация

-Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?

-Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр. 84.

-Выполните задания для самопроверки.

Домашнее задание

Параграф 22, записать примеры растений в таблицу, творческое задание – сочинить сказку по теме «Видоизменения побегов»

Итоги урока, рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое настроение было у вас на уроке?

-Что больше всего запомнилось на уроке?

 

Метки: Биология