Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Конспект урока биологии "Движение крови и лимфы по сосудам"; 8 класс

Конспект урока биологии "Движение крови и лимфы по сосудам"; 8 класс

Цель урока

:закрепить знания учащихся по особенностям строения кровеносной и лимфатической систем организма человека в связи с выполняемой функцией.

План урока.

  1. Знакомство учащихся с темой урока.
  2. Энергизатор:

Чтобы приступить к закреплению знаний по теме, давайте проведем энергизатор, который называется « Кровь» Дети, сидя на стульях, образуют круг. Учитель объясняет правила игры. Каждый ребенок называется клеткой крови, например : эритроцит, тромбоцит и лейкоцит, учитель тоже называет себя клеткой крови ( он стоит перед детьми). Если я произнесу слово « эритроцит», все эритроциты должны поменять местами, лейкоцит – все лейкоциты меняются местами, но если кто-то произнесет слово « кровь», то все участники меняются местами. Учитель принимает участие в игре, он первым называет клетку крови ту, которая выпала не него при расчете. Когда дети будут меняться местами, главное для учителя занять стул, на котором сидел ученик. Кто остался без стула – тот ведет. (игра должна длиться 2минуты )

  1. Дети рассаживаются, образуя полукруг. Проводится мозговой штурм

« Какова роль кровеносной системы в организме человека?»

( дети по очереди называют функции, которые выполняет данная система органов)

- разносит кислород, выводит углекислый газ

- разносит питательные вещества, выводит продукты распада

- защищает организм от бактерий и чужеродных тел

-сохранят постоянство своего состава

- согревает наш организм

- защищает организм от кровопотери и т.д.

4. Чтобы выполнить всю эту работу, необходимо иметь специфичное строение.

Работа в группах кооперативного обучения

( в группе распределяются роли : хронометрист – следит за временем, секретарь-записывает все идеи, докладчик – выступает )

Учитель делит класс на 3 группы ( по принципу 1,2,3), единицы, двойки и тройки объединяются в группы, каждая группа решает данную проблему в течение 2-3 минут, по истечении времени представитель каждой группы, называет по одной характерной особенности строения органов кровеносной системы, которые фиксируются учителем на доске ( версии не повторяются)

« Особенности строения органов системы»

  1. Эритроциты клетки крови имеют белковую молекулу гемоглобина, которая способна связываться с кислородом и углекислым газом перенося их по организму
  2. сосуды системы органов имеют различное строения, что позволяет транспортировать крови и участвовать в газообмене,
  3. клетки крови могут покидать кровяное русло, перемещаться между клетками тканей и охотиться и заглатывать болезнетворные бактерии – это лейкоциты ,
  4. эритроциты имеют двояковогнутую форму ( увеличивается поверхность) и очень эластичны, легко проходят по узким капиллярам
  5. При повреждении кровеносного сосуда в тромбоцитах белок растворимый фибриноген переходит в нерастворимый фибрин, образуя тромб, и защищает организм от кровопотери
  6. различна скорость тока крови, самая маленькая в капиллярах, для улучшения газообмена
  7. 45% крови – плазма, обладает текучестью, участвует в транспорте веществ
  8. В венах и сердце есть клапаны, что препятствует обратному кровотоку
  9. Белки, содержащиеся в плазме крови обеспечивают иммунную защиту организма, поддерживают вязкость, слабощелочную среду, постоянство воды ,что необходимо для нормальной жизнедеятельности организма, а минеральные соли плазмы влияют на жизнедеятельность клеток крови
  10. Особенно устроено сердце, где желудочки с более мощными стенками
  11. Разность давления в грудной и брюшной полостях, сокращение скелетных мышц движет кровь по организму и т.д.

Проблема!

Какую работу выполняет лимфатическая система? Почему мы ее изучаем вместе с кровеносной системой? Какая существует между ними взаимосвязь?

( лимфатическая система связана с кровеносной протоками, которые открываются в подключичные вены, участвует в транспорте веществ- жиров, защищает от бактерий, отмерших клеток, регулирует постоянство внутреннего состава )

Энергизатор: «Клетки крови» Дети стоят, образуя полукруг. Учитель говорит, что каждому слову соответствует движение , например : капилляр – стать на носочки и поднять обе руки вверх, артерия – наклониться вперед, вена – наклон головы вправо, влево, кровь – отклониться назад. Учитель называет слова и выполняет с детьми соответствующие движения.

6. Дети садятся на стулья. Класс делиться на 4 группы по принципу 1,2,3,4. Работа в группах кооперативного обучения. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Каждой группе дается ситуация:

  1. Когда берут кровь из вены предплечья, врач накладывает жгут и предлагает сжимать руку в кулак и разжимать ее. При этом вену набухают и становятся четко обозначенными. Почему это происходит?
  2. Известно, что венами называются сосуды, по которым кровь течет от периферии к сердцу. Докажите, что сосуды выступающие на поверхности тыльной стороны руки – вены.
  3. Нарушена целостность кровеносного сосуда. Как определить какой кровеносный сосуд был поврежден? Какую помощь необходимо оказать при повреждении кровеносного сосуда?
  4. После повреждения кровеносного сосуда происходит свертывание крови. При каких условиях свертывается кровь? Для чего при сильных кровотечениях в кровь вводят раствор хлорида бария? А когда и где используется раствор нитрата натрия? ( при хранении крови, она не сворачивается )

  1. Дети работаю в том же составе, решая житейскую ситуацию, которую ставит перед ними учитель:

Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Наташа сказала, что рану необходимо обработать йодом для дезинфекции или зеленкой. Света предложила наложить жгут, чтоб остановить кровотечение. Нина посоветовала обработать рану перекисью водорода и забинтовать палец. А Ира, у которой кисть руки была в крови, прижала пальцем рану и подняла руку вверх»

( На выполнение задания отводится минута времени)

Задание первой группе:

Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Наташа сказала, что рану необходимо обработать йодом для дезинфекции или зеленкой.

Правильно бы поступила в данной ситуации Наташа, обработав рану йодом или зеленкой?

Задание второй группе:

Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Света предложила наложить жгут для остановки кровотечения.

Правильно бы поступила Света, наложив жгут? Когда необходимо накладывать жгут?

Задание третьей группе:

Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Нина посоветовала обработать рану перекисью водорода и забинтовать палец.

Правильно бы поступила Нина в данной ситуации? Для чего используют перекись водорода?

Задание четвертой группе:

Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь

сильно текла из раны. Ира, у которой кисть руки была в крови, прижала пальцем

рану и подняла руку вверх»

Правильно ли поступила Ира в данной ситуации? Как бы поступили вы?

Дети рассаживаются полукругом.

Необходимо закончить предложение:

« Чтоб кровеносная система нормально функционировала, необходимо ……………..»

(Отвечают цепочкой друг за другом, если ответить ребенок не может, его пропускают)

- вести здоровый образ жизни, курение и алкоголь губительно влияют работу системы органов.

- питаться продуктами питания богатыми витаминами группы В ( В 12 регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов, недостаток приводит к развитию малокровия)

- заниматься спортом, что укрепляет сердечную мышцу и сосуды

- делать прививки, что повышает иммунную защиту организма

- использовать только стерильные шприцы

- защищать организм от повреждения ( кровопотери)

- соблюдать режим дня

8. Подведение итога урока Оценивание выступлений учащихся

Используемая литература :

1.Газета « Биология» №35 1996 г. « Дела кровавые»

2.Казьмин В. « Если рядом нет врача»

3. Учебник « Биология. Человек» 8 класс Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

 

Метки: Биология