Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок-практикум по биологии по теме "Дыхание" для 8 класса

Урок-практикум по биологии по теме "Дыхание" для 8 класса

Задачи:

  • - повторение и систематизирование основных понятий;
  • - активизирование познавательной деятельности учащихся,
  • - формирование у школьников интереса к учению,
  • - воспитание ответственности каждого ученика за результаты работы,
  • - развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: оценочные листы, зеркальца, измерительная лента, воздушный шарик.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня Вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги – биологи – экспериментаторы, исследователи. И наши исследования будут по теме: «Дыхание».

Откройте тетради и запишите урок – практикум по теме:

« Дыхание».

Эпиграфом нашего урока станет высказывание: « Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».

Иммануил Кант (1724-1804гг.)

Цель: исследовать особенности работы дыхательного аппарата, влияние лекарственных препаратов на дыхание.

Не секрет, что наши исследования для науки не новы. Нам с Вами предстоит «переоткрыть» открытое. Итак, в добрый путь!

У каждого из Вас на столе лежит оценочный лист, давайте разберем, как его заполнять (приложение №1). Подпишите класс, фамилию, имя. Результаты своих измерений Вы будете заносить в имеющиеся в листе таблицы. В таблицах есть квадраты, где Вы будете ставить знак «+», если Ваши результаты совпадут с нормой. Выводы по каждой работе оформляйте тоже в оценочных листах. Если вывод соответствует правильному, то, напротив, в квадрате ставите знак «+». В тестовой работе номера вопросов указаны, Вам нужно только поставить правильную букву. Посмотрите внимательно, у Вас есть графа – работа на уроке, в которой Вы также ставите знак «+», за каждый правильный ответ. Не забывайте об этом. Есть вопросы по заполнению листов?

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без чего человек не может прожить и несколько минут? Почему?

Действительно, одно из чудес природы возможность дышать.

Дышат люди, дышат звери.

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Разберемся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой.

Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Но прежде чем мы приступим, прислушаемся к совету Аристотеля: «Сперва собирай факты и только после этого связывай их мыслью». А теперь сделайте глубокий выдох и задержите своё дыхание. Что Вы ощущаете? Ответы детей ( учащийся отвечает правильно, то ставит «+»). Почему когда нам что-то очень важно или что-то дорого мы говорим «Это нужно нам как воздух».

Любая деятельность клетки, ткани, органа требует возвращения энергии, в организме в различных превращениях энергии участвует кислород. А что такое газообмен? Молодец. Не забудь поставить «+». Почему легкие являются и органами выделения? Как это доказать из жизненного опыта? ( Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды). Правильно. Сейчас мы это можем увидеть? Давайте попробуем. У каждого на столе лежит зеркальце, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что Вы видите на зеркальце? А почему они появились? Умница. В каких случаях используют тоже зеркальце? Правильно.

Давайте посмотрим с помощью исследования, что происходит с объемом грудной клетки при вдохе и выдохе. В этом задании Вы должны правильно сделать измерения, посмотрите, как это делается. Мне нужен помощник. Измерительная лента накладывается так, чтобы она касалась углов лопаток. Руки должны быть опущены. Испытуемый делает спокойный вдох, Вы измеряете, выдох снова измеряете, результаты заносите в таблицу. Затем испытуемый делает глубокий вдох (это вдох с шумом) Вы измеряете, он делает глубокий выдох, снова измеряете, результаты записываете в таблицу оценочного листа. Для выполнения этого задания у Вас на столе лежит инструкция №1, по результатам работы делаете вывод и записываете в лист самостоятельно. Приступаем. Кто все выполнил, положите ручки. Какая разница окружности грудной клетки получилась при спокойном дыхании (2-3 учащихся спросить), а при глубоком дыхании (2-3 учащихся). Какой вывод Вы сделали (1-2 уч.). Почему? Итак, при вдохе и выдохе изменяется окружность грудной клетки, и это изменение больше при глубоком дыхании, так как включаются дополнительные мышцы. Если Ваш вывод соответствует, поставьте в красном квадрате, где вывод знак «+». В норме разница обхвата грудной клетки при спокойном вдохе и выдохе = 1-3 см., у кого так поставьте плюс, у кого нет минус. В состоянии глубокого вдоха и выдоха 5-8 см., у кого так плюс, нет минус. Обычно окружность грудной клетки увеличивается у мальчиков до 20 лет, у девочек до 18. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин.

Ребята, Вы любите экскурсии? А что для Вас экскурсия? Вы знаете, в биологии экскурсией еще называют и изменение объема грудной клетки (запишите это определение в тетрадь).

Как Вы думаете, ритм дыхания, сила вдоха и выдоха изменяются или нет и почему? Молодец! Не забудь о плюсе. Давайте это установим. Работаем по инструкции №2, результаты тоже заносим в оценочный лист. Для этого задания нам нужны часы с секундной стрелкой. Положите руку на грудную клетку и по моему сигналу с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Не забывайте, что вдох и выдох – это одно дыхательное движение. Результаты занесите в таблицу.

Хлопок.

А теперь встаньте и по моему сигналу сделайте 10 энергичных рывков руками(5 одной, 5 другой), 5 прыжков на одной и 5 на другой ноге.

Хлопок.

Присядьте и снова сосчитаем число дыхательных движений за 1 минуту. Результаты запишите и сделайте вывод. Какие результаты получились (2-3уч.). Какой вывод сделали (1-2 уч.)? Почему?

Вывод: после физической нагрузки число дыхательных движений увеличилось, так как энергия расходуется, ее восполнить можно при окислении органических веществ. У кого вывод совпадает, ставим плюс. А как должно быть в норме? При спокойном дыхании 17-22 раза, у кого так плюс. При физической нагрузке 24-28 раз, у кого так плюс.

Продолжаем работу, по моему сигналу Вы задерживаете дыхание и засекаете время в течение, которого Вы можете не дышать, результаты в таблицу. Затем Вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. Снова задерживаете дыхание после выдоха, засекаете время. Результаты в таблицу, а на основе результатов делаем выводы.

Хлопок.

Какие результаты получились(2-3 уч.). А какой вывод получился(1-2 уч.).

Вывод: после глубоких вдохов и выдохов, время задержки дыхания уменьшилось.

Существуют лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания, они представлены следующими группами:

1) стимуляторы дыхания;

2) противокашлевые средства;

3) отхаркивающие средства;

4) средства, применяемые при синдроме бронхиальной обструкции (СБО);

5) средства, применяемые при отеке легких.

Но нельзя лечиться самостоятельно, так как это может привести к серьезным нарушениям в организме. Давайте послушаем сообщение.

Сообщение учащегося: Самостоятельное употребление больными так называемых ходовых лекарств обычно не эффективно, а нередко приносит вред. Известно много случаев, когда больные по собственной инициативе принимали противокашлевые средства, в то время когда требовалось обильное отхождение мокроты для восстановления проходимости бронхов и, следовательно, не подавление, а, наоборот, стимуляция кашлевого рефлекса. Бесконтрольный прием жаропонижающих, противовоспалительных средств, антибиотиков и сульфаниламидных препаратов также обычно кончается печально: либо быстро наступает ухудшение состояния, либо больные, ошибочно расценив временное исчезновение тягостного проявления болезни как выздоровление, прекращают всякое лечение и через некоторое время вынуждены обращаться к врачу уже с запущенной или хронической формой заболевания.

В причинном лечении главное место отводится антибактериальным средствам: сульфаниламидным препаратам и антибиотикам. Чрезвычайная популярность этих медикаментов у населения таит немалые опасности. Неэффективность применения, побочные реакции, затяжное течение болезни и нередко переход в хроническую форму могут быть и следствием неумелого выбора препарата и его дозировки. В соответствии со строго установленными биологическими закономерностями для подавления того или иного возбудителя инфекционного заболевания требуется определенная постоянная концентрация лекарств в крови и тканях организма с учетом чувствительности микроорганизмов к ним и индивидуальных особенностей организма больного. Назначает антибактериальные препараты только врач. Небрежное отношение к врачебным рекомендациям может повлечь за собой весьма тяжелые осложнения. Нередко население стремится приобретать новые антибиотики для лечения, в т. ч. при заболеваниях дыхательной системы. Достижения медицины и здравоохранения позволяют постоянно внедрять в практику новые эффективные антибиотики отнюдь не в целях замены ранее предложенных, а для более рационального врачебного выбора их. В комплексном лечении ряда больных некоторыми хроническими заболеваниями дыхательной системы важное место занимает применение гормональных препаратов. Самостоятельное, без назначения врача, использование гормонов также приводит порой к тяжелым последствиям. Строгий врачебный контроль за приемом и отменой гормонов — обязательное условие их успешного применения. Широко назначают вдыхание кислорода с помощью специальных приспособлений или из кислородных подушек при значительных нарушениях газообмена в легких (см. Кислородная терапия). Медицинская практика обогатилась новыми средствами борьбы с дыхательной недостаточностью. При нагноительных процессах в легких ослабленным больным производят вливание крови, кровезаменителей, белковосодержащих жидкостей и лекарственных смесей, корригирующих нарушенное обменное равновесие.

Небольшая справка: содержание кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определенном уровне. Слишком большое содержание кислорода в крови вызывает спазмы сосудов головного мозга, что приводит его к кислородному голоданию, поэтому горожане, выезжающие в лес в первое время ощущают головокружение, головную боль, но по мере привыкания к новой обстановке это проходит.

Что такое жизненная емкость легких? Правильно, поставь плюс. У каждого на столе лежит шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы он не сдулся. Начали. Давайте посмотрим, у кого получился наибольший объем шарика. Ребята, кто из Вас занимается спортом? Молодцы! Поэтому и объем шарика у Вас большой. ЖЕЛ можно рассчитать с помощью формул:

ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5*рост (м).

ЖЕЛ (л) женщин = 1,9* рост(м)

Давайте подсчитаем у кого какая? (3-4 уч. спросить). Как Вы думаете от чего зависит ЖЕЛ (зависит от пола, возраста, роста, от степени тренированности человека).

Ребята, я знаю кое-какие секреты сохранения здоровья. Хотите, чтобы я с Вами поделилась?

Значительная часть людей неправильно делают вдох и выдох – у большинства грудной или смешанный тип дыхания. А правильным является диафрагмальный тип или дыхание животом, когда грудная клетка находится в меньшем движении, мышцы живота сокращаются. Вот в этом и заключается маленький секрет здоровья. При вдохе сердце бьется чаще, а на выдохе замедленно. С помощью дыхания животом мы можем успокоить сердце и тем самым предотвратить многие заболевания. Кроме этого при неправильном дыхании работает часть легких, поэтому мы часто болеем. Хотите, чтобы я научила Вас правильно дышать?

Положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот. На счет 1-2 Вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуты. А на счет 1-2-3-4 плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении, а мышцы живота, наоборот, в движении. Всем понятно? Тогда примите удобное положение на стуле, опустите плечи, ноги поставьте на полную стопу, расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Полностью расслабьтесь. В это время мы сохраняем энергию, освобождаемся от отрицательных эмоций. На счет 1-2 вдох, мышцы живота находятся в движении.1-2-3-4 плавный выдох. Повторить2-3 раза. Закончим. Понравилось дышать?

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок и переоткрыли известные исследования. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить исследования.

Вам самим интересно выяснить, что Вы узнали на сегодняшнем уроке. Сделать это легко, Вам предлагается тест, ответы на который Вы заносите в оценочный лист. Приступаем.

Теперь поменяйтесь листами и проверим тесты. Если ответ правильный, то в графе правильный ответ ставите плюс, нет минус.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ:

1 вариант: 1б, 2а, 3в, 4а, 5б, 6б.

2 вариант: 1а, 2в, 3а, 4а, 5б, 6а.

Давайте подведем итог нашего урока. Подсчитайте общее количество всех плюсов, которые Вы заработали в течение урока. Посмотрите на доску, я предлагаю Вам критерии оценок.

Критерии.

16-18 плюсов - отметка «5»

12-15 плюсов - отметка «4»

8-11 плюсов – отметка «3»

Меньше 8 плюсов – отметка «2»

Поднимите руку у кого критерии совпали с отметкой «5», «4», «3», «2».

В конце оценочного листа у Вас есть предложение: весь урок охарактеризуйте одним словом, напишите, каким был для Вас этот урок.

Дежурные соберите, пожалуйста, оценочные листы, чтобы я могла выставить оценки в журнал. В тетрадях запишите домашнее задание – сегодня это практическое задание:

1. Измерить ЖЕЛ своей семьи.

2. Научить правильно дышать свою семью.

Большое спасибо, уважаемые коллеги за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее Ваше исследование, и Вы еще не раз прокричите подобно Архимеду «Эврика!». Этот урок я хочу завершить словами поэта:

Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать и ошибаться,

Но, главное дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!

Спасибо за урок. До новых встреч.

Метки: Биология