Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Разработка урока по биологии "Особенности строения, цикл развития и распространение зеленого мха"

Разработка урока по биологии "Особенности строения, цикл развития и распространение зеленого мха"

Разработка урока по биологии "Особенности строения, цикл развития и распространение зеленого мха"

Цель урока:

сформировать представление о растениях отдела моховидные, как высших споровых, на примере зеленого мха; сравнить их с растениями отдела водорослей, проследить усложнение организации растений изученных отделов; сформировать понятия: бриология, ризоиды, протонема, спорофит, гаметофит, спора, жизненный цикл;

развивать знания об организмах Царства растения, процессах их жизнедеятельности; развивать навыки работы с интерактивной доской;

воспитывать интерес к предмету через интеграцию биологии и информатики.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку в программе ACTIVstudio, флэш-ролики «Бесполое размножение хлореллы и хламидомонады», «Размножение улотрикса», «Созревание спор у кукушкина льна», видео-файл «Кукушкин лен», набор пластиковых таблиц «Размножение кукушкина льна», гербарии зеленых, бурых и красных водорослей, кукушкина льна и сфагнума; набор пластиковых таблиц «Половое размножение хламидомонады», термины на доске, тестовое задание на листках у каждого ученика, карточки с заданиями. Таблица «Царство растений»

ПЛАН

I. ППН

II. Опрос

Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.

Повторяем:

1. Фронтальный опрос.

Какое царство живых организмов мы начали изучать?

На какие подцарства делится это царство?

Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?

2. Работа со слайдом «Сравнительная характеристика основных групп растений»

Почему низшие споровые так названы? Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?

Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.

А теперь, внимание! Чтобы повторять дальше, нам необходимо вспомнить, какие группы водорослей были нами изучены?

3. Работа со слайдом «Группы водорослей»

Необходимо выйти к доске и, при помощи имеющихся слов и изображений, составить схему «Группы водорослей».

Итак, давайте убедимся, что водоросли действительно низшие растения. Для этого выполним несколько заданий:

4. Работа по карточкам на местах.

Задачи по водорослям.

5. У доски письменно.

Составить кластер «Значение водорослей»

6. У интерактивной доски письменно.

Подписать строение хлореллы и хламидомонады.

7. Работа с пластиковой таблицей.

Рассказать о половом размножении хламидомонады. На интерактивной доске подсказка.

8. Работа у доски с флэш-роликами.

Прокомментировать бесполое размножение хлореллы и хламидомонады.

9. Работа со слайдом «Многоклеточные зеленые водоросли»

Рассказать о строении и многообразие зеленых многоклеточных водорослей.

10. Работа с флэш-роликом «Размножение улотрикса»

Прокомментировать размножение улотрикса по ролику.

11. Работа с классом. Слайд «Бурые и красные водоросли»

Рассказать о строении бурых и красных водорослей.

12. Рассказ о значении водорослей.

Работа с кластером в сопровождении слайда «Значение водорослей»

13. Работа у доски.

Выполнить задание на слайде. Логические цепочки. Используя инструмент «Шторка», вычеркнуть из каждого логического ряда лишний фрагмент.

14. Работа у доски.

Тестовое задание на слайде. Из предложенных суждений выбрать верные и неверные. Отметить галочкой. Ученики выполняют это же задание в тетрадях, выписывая цифры правильных суждений. Они работают с отпечатанными тестами. Используя инструмент Ластик, показать учащимся номера правильных суждений (самопроверка).

Итак, мы доказали, что водоросли – низшие споровые растения?

III. Объяснение

1. Мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.

Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения? Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

2. Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле, но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.

3. Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум (гербарии и слайд). Но сегодня остановимся на изучении строения и размножения зеленого мха, который называется кукушкин лен.

4. А сейчас внимательно просмотрите и прослушайте очень короткий видео-файл, из которого станет понятно, где обитают мхи и какое имеют строение (фильм)

5. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Мох кукушкин лен способен впитывать в себя влаги из воздуха в 4 раза больше свой массы. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.

6. Итак, мы сказали, что мхи – это высшие растения. Что говорит об этом? Давайте изучим изображения на слайде. Рассмотрим строение листа, стебля и ризоидов кукушкина льна (слайд). Каково значение этих органов для растения? Фотосинтез, проведение питательных веществ, укрепление в почве. Вспомним слово РИЗОИД. Запишем определение в тетрадь.

7. На следующем слайде изображен кукушкин лен. Подписываем его органы. Рисуем схематично в тетради и подписываем.

8. Вы, наверняка, обратили внимание на необычную коробочку на верхушке стебля. Как вы думаете, что она может содержать в себе? Она содержит в себе споры. Для чего нужны споры? Для размножения.

9. Мхи размножаются двумя способами: бесполым и половым. Причем половое и бесполое поколение сменяют друг друга. Давайте внимательно прослушаем как это происходит у кукушкина льна. Слушаем флэш-ролик.

10. Итак, споры высыпались на землю. Что же происходит дальше с этой спорой, попавшей в почву? Рассмотрим схему размножения кукушкина льна на слайде.

11. Далее, закрепляем это же при помощи набора пластиковых таблиц «Размножение кукушкина льна».

12. Итак, поколение, на котором образуются споры, называется спорофит – бесполое поколение. На слайде оно представлено коробочкой со спорами. А протонема – многоклеточная нить - это половое поколение. Именно из нее вырастают раздельнополые растения, в которых созревают половые клетки - гаметы (слайд).

13. Таким образом, у кукушкина льна жизненный цикл включает в себя чередование двух поколений – спорофита и гаметофита. На гаметофите вырастает спорофит, споры высыпаются на землю, прорастая снова в гаметофит. Преобладающим поколением у мха является гаметофит. И так цикл за циклом. И нарушить данную цикличность может только отсутствие жидко-капельной воды.

14. Вода – это ограничивающий фактор в размножении мхов. Вот почему в пустынях и степях мхи не растут.

15. Одной из задач сегодняшнего урока было проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с водорослями. Так в чем же заключается это усложнение? Появление тканей и органов у растения.

IV. Закрепление

1. Работа над понятиями

А) Сопоставить термины и определения (слайд)

б) Применяя инструмент Шторка, вспоминаем определение понятий на слайде.

2. Работа с тестовыми заданиями у доски с интерактивной проверкой

А) Установить соответствие между мхами и водорослями

Б) Написать общие свойства мхов

V. Домашнее задание

П. 16, термины, подготовить устно задания лабораторной работы с. 52

Метки: Биология