Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Практикум по использованию цифровой лаборатории "АРХИМЕД" в экологическом образовании. Ч. 3.

Практикум по использованию цифровой лаборатории "АРХИМЕД" в экологическом образовании. Ч. 3.

Практикум по использованию цифровой лаборатории "АРХИМЕД" в экологическом образовании. Ч. 3.

Полевой практикум по изучению абиотических показателей

окружающей среды для обучающихся среднего и старшего школьного возраста (при организации работы в разновозрастных группах возможно участие школьников младшего возраста)

Цель работы: исследовать абиотические показатели экологических факторов разных сред жизни.

Задачи:

измерить количественные показатели абиотических факторов водной среды обитания

измерить количественные показатели абиотических факторов наземно-воздушной седы обитания

измерить количественные показатели абиотических факторов почвенной среды обитания

Методика:

1. определить среду обитания;

2. измерить количественные характеристики среды обитания;

3. заполнить бланк полевых наблюдений;

сделать вывод об особенностях среды обитания и приспособленности к ней живых организмов.

Бланк полевых наблюдений:

Дата наблюдения________________________ Время ______________________________

Место _____________________________ Объект наблюдения___________________

Значимые вблизи объекты _____________________________________________________

Количественные показатели абиотических факторов среды

Наземно-воздушная

Почвенная

на глубине…см

Водная

на глубине…см

Влажность (%)

-

Температура (С°)

Освещенность (кЛк)

-

Количество кислорода (мл/л)

Наблюдение проводил/и (список, подписи):

Выводы: условия для существования живых организмов в ………….среде предполагают наличие у них следующих приспособлений:_________________________________________

___________________


Дополнительная теоретическая информация при подготовке к практикуму: Среда жизни - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение. На Земле существует огромное разнообразие условий сред жизни, что обеспечивает разнообразие экологических ниш и их "заселение". Однако, не смотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а следовательно - требующих и специфического набора адаптаций. Вот эти среды жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов. Надо отметить, что организмы играют первостепенную роль в формировании условий наземно-воздушной среды жизни, и прежде всего - газового состава атмосферы. Основными особенностями наземно-воздушной среды является низкая плотность среды, большая амплитуда изменения температуры, низкой и сильно меняющейся влажностью, достаточно высоким уровнем освещенности и кислорода.

Экологические факторы неоднородны. Водная среда характеризуется: высокой плотностью, вязкостью воды. Поэтому водные организмы сталкиваются с большой силой гидродинамического сопротивления. Кроме того, в воде содержание кислорода ниже, чем в воздухе, ниже сезонные и суточные колебания температуры. Солнечный свет проникает только до определенной глубины. Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникновению почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни. Условия почвенной среды обитания определяют такие свойства почвы как ее аэрация (то есть насыщенность воздухом), влажность (присутствие влаги), теплоемкость и термический режим (суточный, сезонный, годичный ход температур). Термический режим, по сравнению с наземно-воздушной средой, более консервативный, особенно на большой глубине. В целом, почва отличается довольно устойчивыми условиями жизни. Вертикальные различия характерны и для других свойств почвы, например, проникновение света, естественно, зависит от глубины. Любой организм в современной экосистеме подвергается воздействию огромного числа экологических факторов, которые можно разделить на группы. Абиотические факторы – это комплекс условий окружающей среды, влияющий на живой организм (температура, давление, радиационный фон, освещенность, долгота дня, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др).

Биотические факторы – это совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм др.). Антропогенные факторы – это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.).

Список рекомендуемых источников информации:

1. Алексеев С. В. Экология. Учебное пособие для учащихся 9 классов средней школы. - СПб.: СМИО Пресс, 1999.

1. Алексеев С. В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., Муравьёв А. Г. Практикум по экологии. Учебное пособие. - М.: АО МДС, 1996.

2. Алексеев С. В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., Муравьёв А. Г. Экологический практикум школьника. Учебное пособие. - Самара: корпорация «Федоров». «Учебная литература», 2005.

3. Блинов Л. Н. 1001 вопрос и ответ по тематике окружающая среда и безопасность жизнедеятельности. - С-Пб.ГТУ, 1998

4. Коробейникова Л.А. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы.Методики. Оснащение. – С-Пб: Крисмас +, 2002.

5. Словарь терминов и определений по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. – С.-Пб.: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, 2004.

6. Ряжин С., Новый экологический букварь. - С-Пб.: Анатолия, 2008.

7. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология: учебник для технических вузов. М.: Химиздат, 2001.

8. http://www.bestreferat.ru

Краткосрочные лабораторные работы для обучающихся 4 – 11 классов по показателю одного датчика цифровой лаборатории «Архимед»

Лабораторная работа «Влажность воздуха и ее изменение» Цель: сравнить показатели данных по влажности воздуха в разных условиях и определить наиболее благоприятное по уровню влажности для человека.

Оборудование:

  • Цифровая лаборатория Nova;
  • Датчик влажности;
  • Простой карандаш.

Ход работы:

1. Познакомьтесь с «Правилами работы с лабораторией»;

2. Присоедините датчик влажности;

3. Проводить измерения в разных условиях;

4. Данные занести в таблицу.

Источник

света

Данные влажности воздуха

Примечание (трудности измерения, другое)

Рекомендуемая

влажность

70%

На улице

В рекреации

В кабинете №

Другое

Вывод:

Дополнительная теоретическая информация при подготовке к практикуму: Влажность – содержание водяного пара в атмосфере. Влажность – это наличие в воздухе паров воды. Влажность – это содержание в воздухе водяного пара, поступающего в процессе испарения. Относительная влажность воздуха – это отношение количества содержащего водяного пара к тому количеству, которое требуется для полного насыщения воздуха при данной температуре. Относительную влажность воздуха выражают в процентах Относительная влажность насыщенного пара всегда –100% Влажность воздуха земной атмосферы колеблется в широких пределах. Так, у земной поверхности содержание водяного пара в воздухе составляет в среднем от 0,2% по объёму в высоких широтах до 2,5% в тропиках. Относительная влажность очень высока в экваториальной зоне (среднегодовая до 85% и более), а также в полярных широтах и зимой внутри материков средних широт — здесь за счёт низкой температуры воздуха. Летом высокой относительной влажностью характеризуются муссонные районы (Индия — 75—80%). Низкие значения наблюдаются в субтропических и тропических пустынях и зимой в муссонных районах (до 50% и ниже). В среднем над каждым м2 земной поверхности в воздухе содержится около 28,5 кг водяного пара. Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека. При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению; при высокой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача резко сокращается, что ведёт к перегреванию организма, особенно при выполнении физической работы. Высокая температура легче переносится, когда влажность воздуха понижена. Так, при работе в горячих цехах с температурой воздуха 25°С оптимальное влияние на теплообмен и самочувствие оказывает относительная влажность воздуха 20%. Наиболее благоприятной для человека в средних климатических условиях является относительная Влажность воздуха 40—60%. Для устранения неблагоприятного влияния влажность воздуха в помещениях применяют вентиляцию.

Лабораторная работа «Равномерность освещенности от разных источников» Цель: Определить наиболее благоприятный для человека по равномерности освещения источник света.

Оборудование:

  • Цифровая лаборатория Nova;
  • Датчики: освещенности (установленный на 600Lx);
  • Источники света: лампы накаливания, галогеновые лампы, люминесцентные лампы, кинескопный телевизор, жидко-кристаллический монитор;
  • Простой карандаш.

Метки: Биология