По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».
По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».
Цели урока:
1. Проверить уровень усвоения основных знаний и умений по теме.
2. Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Пищеварение».
3. Проверить познавательную активность учащихся.
В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Из числа учащихся выбирается жюри - 3 человека. Один ученик заранее готовится к роли «гостя игры» И. П. Павлова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проведение игры.
В класс приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно правильных отчетов на вопросы первого гейма. Затем приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание.
- мягкая часть в центре зуба (пульпа).
- узкая вертикальная трубка (пищевод).
- процесс химической обработки пищевых продуктов (пищеварение).
- вещества белковой породы, входящие в состав пищеварительных соков (ферменты).
- введение резиновой трубки в полость желудка и двенадцатиперстной кишки (зондирование).
- зубы, появляющиеся у человека к 20-22 годам (мудрости).
- особое обеззараживающее вещество, содержащееся в слюне (мезоцим).
- бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и небольшое количество соляной кислоты (желудочный сок).
- сигналы насыщения поступают в мозг с опозданием наU (20 минут).
- начальный отдел кишечника (двенадцатиперстная кишка).
- волнообразные сокращения стенок кишечника (перистальтика).
- ферменты сока этой железы действуют только в щелочной среде и активизируются желчью (поджелудочная железа).
- внутренняя поверхность кишки покрытаU (ворсинками).
- в печени обезвреживается доU (95 % ядовитых веществ).
- заболевание слизистой оболочки желудка (гастрит)
- заболевание, сопровождающееся разрушением печени (цирроз).
- ощущение потребности в определенной пищи (аппетит).
- источники заражения глистными заболеваниями (недоваренная рыба, плохо прожаренное мясо).
- лучший способ получения чистого желудочного сока (наложение желудочной фистулы).
- червеобразный отросток (аппендицит).
Гейм второй - «Заморочки из бочки»
Членам команд по очереди предлагается доставать фишки с номерами вопросов. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.
- когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но без пищи, сделав два-три глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Почему?
- у человека больна печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?
- в древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание?
- люди, систематически употребляющие в пищу лук и чеснок, чтобы избавиться от запаха, полощут рот, чистят зубы, однако запах не исчезает. Почему?
Гейм третий - «Темная лошадка»
Он усовершенствовал метод фистул, доказал рефлекторную природу желудочного сокоотделения, ввел понятие «аппетитного сока».
Кто у нас в гостях? ( И. П. Павлов).
- я разработал методы изучения пищеварения у животных, установив их рефлекторный и гуморальный характер сокоотделения. Однако мои результаты методов пищеварения у животных применяемы и к человеку. Обоснуйте состоятельность применения подобных методов и укажите, какие современные методики изучения физиологии пищеварения вы знаете.
- в чем достоинство методики, предложенной мной?
- какое животное помогло мне в моих исследованиях?
- я утверждаю, что вредно «грутерное увлечение наслаждения едой». Докажите, что это так.
Гейм четвертый - «Гонка за лидером»
- самая короткая кишка? (двенадцатиперстная).
- мешкообразное выпячивание толстой кишки? (слепая кишка).
- сколько пар слюнных желез находится во рту у человека? (три).
- каким методом удобнее всего изучать функции слюнных желез? (методом фистул).
- сколько слюны выделяется у человека за сутки? (больше 1 литра).
- сколько желудочного сока выделяется у человека в сутки? (2 - 2,5 литра).
- при какой температуре может происходить пищеварение в желудке? (35-37 °С).
- как называется выделяющийся при виде, запахе и жевании пищи желудочный сок? (аппетитный).
- где находится центр рефлекса сокоотделения? (в продолговатом мозге).
- где накапливается желчь в отсутствии процесса пищеварения? (в желчном пузыре).
- от чего зависит цвет желчи? (пигментов).
- перечислите три последовательны этапа процесса пищеварения в тонкой кишке. (полостное, пристеночное, всасывание).
- часть зуба, скрытая в костной ячейке? (корень).
- сколько у человека коренных зубов? (4 малых и 6 больших).
- что переваривается в желудке? (белки).
- куда впадает проток поджелудочной железы? (в двенадцатиперстную кишку).
- продукты расщепления белков (аминокислоты) всасываются вU (кровь).
- назовите функции печени.
- какая обработка пищи происходит в ротовой полости? (химическая).
- какой гормон вырабатывает поджелудочная железа? (инсулин).
- Подведение итогов, выставление оценок.
В. Н. Дворядкина, МБОУ СОШ №4, Отрадненский район, Краснодарский край
Метки: Биология