Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Вещества в окружающем мире, 5 класс

Вещества в окружающем мире, 5 класс

Базовый учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс. М., Дрофа, 2008

Цель урока:

создать представление о многообразии окружающего мира через формирование понятий о строении и свойствах веществ

Задачи:

- предметные (обучающие)

- формирование у учащихся понятий: тело, вещество, смесь, простое и сложное вещество;

- формирование представлений о строении вещества.

-метапредметные (развивающие)

- содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

- содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.

-личностные (воспитательные)

- продолжить формирование мотивации к учению, коммуникативных умений;

- способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, акустические колонки, слайдовая презентация, ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); оборудование для проведения практической работы (карточки-инструкции выполнению практической работы и по технике безопасности, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка); учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 2 3 4 5 6
1 Мотивация Вступительное слово. Сообщение темы урока Включение в работу. Запись даты и темы урока в тетрадь. 2
2 Повторение и актуализация знаний

ЭОР № 1. Электронный учебный модуль «Строение Земли. Контрольные задания»

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела «Земля» и познакомимся с окружающим нас миром более детально. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним сведения с предыдущих уроков.

1)Выполните задания учебного модуля.

2)Дайте определения понятиям: горная порода, минерал, полезные ископаемые.

3)Перечислите основные типы горных пород, приведите примеры.

Индивидуальное выполнение задания электронного учебного модуля и самопроверка.

Ответы на поставленные вопросы.

10
3 Открытие нового знания

ЭОР № 2. Мультимедиа «Тела живой и неживой природы»

ЭОР № 3 Интерактивное задание «Тела живой и неживой природы»

ЭОР № 4. Интерактивное задание «Тела состоят из веществ»

ЭОР № 5.

Мультимедиа интерактивная схема «Свойства веществ»

ЭОР № 6. Интерактивное задание «Агрегатное состояние веществ»

ЭОР № 7. Анимация «Агрегатные состояния воды»

ЭОР № 8. Видеофрагмент «Разделение смеси железа и серы»

ЭОР № 9. Видеофрагмент «Нагревание смеси железа и серы»

ЭОР № 10. Интерактивное задание «Тела»

ЭОР № 11. Интерактивное задание «Вещества»

Постановка проблемы - почему наш мир так разнообразен и многогранен?

Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо серьезно поработать.

Демонстрация мультимедиа.

Что такое тело? На какие группы делятся тела?

Выполните интерактивное задание «Тела живой и неживой природы»

А из чего состоят тела? Прочитайте текст учебника на странице 64 и дайте ответ на поставленный вопрос.

Выполните интерактивное задание и дайте определение понятия «вещества».

В природе существует огромное количество различных веществ. Чем они отличаются?

Демонстрация интерактивной схемы «Свойства веществ»

Подумайте, по каким еще признакам одни вещества отличаются от других?

Выполните интерактивное задание «Агрегатное состояние веществ».

Назовите три агрегатных состояния вещества. Приведите примеры веществ, имеющих разное агрегатное состояние.

Может ли вещество переходить из одного состояния в другое?

Демонстрация анимации «Агрегатные состояния воды»

Мы рассмотрели с вами примеры чистых веществ. А встречаются ли в природе чистые вещества? Почему? Что получается, если смешать несколько веществ? Изменятся ли свойства вещества, если добавить к нему другое вещество? Прочитайте текст учебника на странице 65 и ответьте на вопрос.

Просмотрите видеофрагмент и выполните опыт, используя имеющееся оборудование и реактивы. Ответьте на вопрос: сохраняют ли вещества в составе смеси свои свойства?

Итак, мы определили, что все тела состоят из веществ, веществ в природе огромное количество, и все они различаются по многим признакам. А из чего состоят вещества? Прочитайте текст учебника на странице 66 и составьте схему, показывающую, из чего состоят вещества. Что такое атом? Молекула?

Демонстрация слайдов: модели молекул простых и сложных веществ.

Рассмотрите модели молекул различных веществ и дайте определение понятий «простое вещество» и «сложное вещество». Приведите примеры простых и сложных веществ.

Можно ли получить сложное вещество из простых веществ?

Демонстрация видеофрагмента.

В качестве закрепления полученных на уроке знаний выполните интерактивные задания.

Работа с мультимедиа и ответы на вопросы. Запись определения понятия «тело» в тетрадь

Самостоятельное выполнение интерактивного задания

Работа с текстом учебника.

Выполнение интерактивного задания. Запись определения понятия «вещество» в тетрадь.

Просмотр схемы, ответы на вопрос.

Выполнение задания, ответ на вопросы.

Просмотр анимации, ответ на вопросы.

Работа с учебником, ответы на вопросы

Просмотр видеофрагмента. Выполнение практической работы в парах. Ответ на вопрос.

Работа с учебником. Составление схемы.

Ответы на вопросы.

Просмотр слайдов. Формулирование понятий и запись в тетрадь. Ответы на вопросы.

Просмотр видеофрагмента. Ответ на вопрос.

Самопроверка: выполнение интерактивных заданий.

25
4 Подведение итогов, рефлексия Учитель подводит итог урока Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. Выставляет отметки.

Подведение итога урока: ответ на поставленный проблемный вопрос.

Выставляют оценки уроку.

2
5 Дом.зад. Запись домашнего задания на доске: прочитать страницы 64-67 в учебнике, выполнить из пластилина модели простого и сложного вещества. Запись домашнего задания в дневник 1

Приложение к плану-конспекту урока

Вещества в окружающем мире

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Строение Земли. Контрольные задания К-тип Электронный учебный модуль

http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html

2 Тела живой и неживой природы И-тип Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df40af8f-efa7-4c78-bf77-ef16f2d158aa/%5BEST5_03-11%5D_%5BPD_05%5D.swf

3 Тела живой и неживой природы П-тип Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74097-0a01-022a-0150-04dd468e1547/%5BEST5_03-10%5D_%5BID_05%5D.swf
4 Тела состоят из веществ П-тип Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f1c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_02_04_12.swf
5 Свойства веществ И-тип Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88fbaa25-e833-4f39-8836-410adbc4fd2c/%5BEST5_05-57%5D_%5BPT_01%5D.swf
6 Агрегатное состояние веществ И-тип Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb145211-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_01_18.swf
7 Агрегатное состояние воды И-тип Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab743c2-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_22_01.swf
8 Разделение смеси железа и серы И-тип Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/926b56c4-94fc-936b-a27a-261cbe043190/index.htm
9 Нагревание смеси железа и серы И-тип Видеофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e213d22a-7527-4b64-85db-1dadc958d334/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject[]=25&subject[]=27&subject[]=31
10 Тела К-тип Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb145205-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_01_06.swf
11 Вещества К-тип Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb145206-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_01_07.swf

О. П. Кириллова, МБОУ СОШ № 11, г. Струнино, Александровский район, Владимирская область

Метки: Биология