Тема «Современное состояние и охрана растительности»
Тема «Современное состояние и охрана растительности»
Форма организации учебной деятельности:
- Фронтальная;
- Индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой, дискуссионный
Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.
Задачи:
- Углубить представление о роли растений в природе и жизни человека;
- Формировать понятия "биологические ресурсы", "заповедник";
- Показать примеры отрицательного воздействия человека на живую природу, примеры рационального использования биологических ресурсов;
- Формировать умение прогнозировать применение растительности в результате хозяйственной деятельности человека;
- Способствовать вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по предмету практической направленности.
Оборудование: атласы Приморского края, Красная книга РФ, Красная книга Приморского края и Уссурийского района, буклеты о редких и исчезающих видах растений Приморского края, DVD - проигрыватель, мультимедийный проектор, презентации учеников, информационные листы, карточки-задания, электронные папки с материалом по уроку, презентация учителя.
I. Подготовительный этап:
- Два ученика готовят презентации по темам « по темам "Влияние человека на живую природу", "Охрана растений в России";
- Один учащийся проводит проектную работу по теме "Редкие и исчезающие виды растений Приморского края" на примере Лилии дальневосточной, результаты оформляет в виде презентации, теста ХL, буклета.
- Учащимся класса предлагается дополнить электронную папку материалов статьями по данной теме.
II. Ход урока (конспект - схема).
№ п/п | Вопросы семинара | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда |
I | Организационный момент. | 2' | Сообщение темы урока, всеобуч, схема урока | Записывают в тетрадь тему урока, знакомятся с программой семинара. |
№1 |
II |
Актуализации знаний. Эпиграф урока. |
1 | Учитель сообщает ученикам эпиграф урока: «Из всех работающих на нас «машин», лес - одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающихся починке». Л.Леонов | Учащиеся выслушивают эпиграф и обсуждают его. |
№2 |
III | Постановка проблемы урока | 1' |
Учитель ставит перед учащимися проблему, которую надо решить на уроке: Была на улице аллея лип. Однажды появился бульдозер и двинулся на деревья. Первыми его увидели старушки, сидевшие на скамейке, и спросили бульдозериста, что он собирается делать. Тот ответил, что здесь будут прокладывать трубы и поэтому нужно выкорчевать деревья. И снова сел за руль. Тогда женщины расположились прямо на земле перед деревьями. Растерялся пареньU и повернул обратно. Приехал инженер из стройтреста. И оказалось, что вполне можно траншею проложить на несколько метров в стороне, не задевая деревья. Могло ли не быть конфликта? Как могли бы развиваться события? Какое решение нужно было принять работникам стройтреста, чтобы решить свою задачу и не нанести урон зеленым насаждениям города? |
Учащиеся слушают проблему и делают предварительные, письменные наброски ее решения | №3 |
IV | План урока | 1' |
Учитель знакомит учащихся с планом работы на уроке, который поможет решить проблему урока. План: 1 Роль растительных ресурсов в жизни биосферы и в жизни человека. 2 Причины и последствия сокращения лесов. Борьба с лесными пожарами. 3 Охрана и восстановление лесов. Рациональное лесопользование. 4 Причины исчезновения редких видов растений. Охраняемые растения родного края. |
Учащиеся заслушивают план урока |
№4 |
V | Этап изучения новых знаний и способов деятельностиРабота в малых группах. | 10' |
Учитель дает задания учащимся в группы для работы с электронными папками и презентациями учащихся. 1 группа: Охарактеризуйте роль растительности в жизни биосферы 2 группа: Охарактеризуйте роль растительных ресурсов в жизни человека. 3 группа: Укажите основные причины сокращения лесных ресурсов мира. Борьба с лесными пожарами. 4 группа: Укажите последствия вырубки леса по берегам рек, на прилегающих к ним территориях и в черте города. Охрана и восстановления лесов. 5 группа: Укажите причины исчезновения редких видов растений. Роль заповедников, национальных парков в охране редких и исчезающих видов растений. Роль школьников в защите леса. |
Учащиеся работают с электронными папками и презентациями, выполняют задания данные группам, оформляют информационные листы (приложение №1) Примерные ответы: 1 группа: -создание биологической продукции, за счет которой существуют все другие организмы; -постоянное пополнение запасов кислорода и поддержание уровня содержания углекислого газа; -поддержание круговорота воды в природе; -защита почв от эрозии; -поддержание определенного микроклимата. 2 группа: -обеспечение продуктами питания; -обеспечение различных отраслей хозяйственной деятельности (древесина, сырье для текстильной промышленности, лекарственные растения); -санитарное значение (задержка пыли); -рекреационное значение (отдых, лечение, удовлетворение познавательных интересов, спортивные занятия, туризм). 3 группа: -леса вырубаются с целью расширения обрабатываемых площадей, под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций; -лес является высококачественным строительным материалом; из различных пород деревьев изготавливают мебель, бумагу, карандаши, спички и т.д.; -лес используется как топливо; -леса сокращаются и деградируют из-за загрязнения воздушной среды; -лесные пожары. 4 группа: -вода не задерживается подстилкой, корнями и стекает по склонам; -смывается верхний слой почвы; -образуются овраги; -устья рек разливаются и мелеют, уменьшаются запасы пресной воды; -снижаются урожаи на прилегающих полях и т.д. 5 группа: -практика вырубки определенных древесных пород и сборов растений для фармацевтических производств и коллекций; -химическое загрязнение; Преобразование земель для сельскохозяйственных нужд и многие другие способы, приводящие к уменьшению популяций тех или иных растений и т.д. |
|
VI | Этап закрепления и применения изученногоПодведение итогов работы в группах. | 10' | Учитель организует подведение итогов работы в группах, участвует в обсуждении вопросов. | Индивидуальные выступления учащихся с ответами на поставленные задачи групп. Участники других групп заполняют свои информационные листы. | |
VII | Защита проекта «Охраняемые растения родного края» | 3' | Учитель предлагает ученикам заслушать рассказ о проектной работе школьницы по теме «Охраняемые растения родного края» |
- Выступления ученицы с сообщением о своей проектной работе и его продукте. - Демонстрация продуктов проекта (буклет, презентация, тест) (приложение №2) |
№5 |
VIII | Решение проблемы урока. | 10' | Вступительное слово учителя, участие в дискуссии. | Выступление учащихся, участие в дискуссии, запись вывода. | №6 |
IX | Этап подведения итогов и рефлексииИтог семинара. | 5' |
- Учитель совместно с учащимися делает вывод о богатстве биологических ресурсов России их уязвимости и охране, о возможностях учащихся в организации и проведении природоохранных мероприятий; - Выставление оценок за урок. -Учитель задает домашнее задание: Творческое (буклет, правила поведения в лесу, предотвращение лесных пожаров, охрана редких видов растений родного края) Решение индивидуальных экологических задач (приложение №4) Создание электронной папки по теме «Рациональное использование и охрана животных» |
Или учащиеся делают вывод самостоятельно. (приложение №3) | № 7-8 |
Х | Рефлексия. |
Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы сегодня с Вами встретились. Какое понятие самое легкое? Какой вопрос больше всего запомнился? Что нового вы узнали сегодня? Какой вопрос у вас может вызвать затруднение? |
Заключение: Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарство заменяют,
И лакомством бывают
И чаем нас напоят,
И даже дом построят,
Земли они творенья,
Зовем мы их - РАСТЕНИЯ.
Приложение№1
«Современное состояние и охрана растительности»
Информационный лист
Задания | Ответ |
1 группа: Охарактеризуйте роль растительности в жизни биосферы |
|
2 группа: Охарактеризуйте роль растительных ресурсов в жизни человека. |
|
3 группа: Укажите основные причины сокращения лесных ресурсов мира. Борьба с лесными пожарами. |
|
4 группа: Укажите последствия вырубки леса по берегам рек, на прилегающих к ним территориях и в черте города. Охрана и восстановления лесов. |
|
5 группа: Укажите причины исчезновения редких видов растений. Роль заповедников, национальных парков в охране редких и исчезающих видов растений. Роль школьников в защите леса. |
Приложение №3 Решение проблемы
В этой истории представлены типичные позиции в отношении «человек - природа». Одна из сторон - стройтрест в лице инженера и бульдозериста. Другая - бабушки, жительницы этого района. Для инженера улица - очередной объект, место работы и главное - не улица, а трубопровод. Для бульдозериста и того проще: «Сказали - сделай, а мне-то что, мое дело - выполнить». Для обоих улица чужая, оба безразличны к тому, как их действия отзовутся. А для женщин улица «наша», жили на ней, жить будем и дальше. Как же ее украшение, ее свежесть - да под нож бульдозера?
Разница в позициях идет от укорененности одних в этом мире и безразличием к нему других. Хорошо, что конфликт остановил одного, заставил задуматься другого и привел к изменению решения, принятого с узкопрофессионаной точки зрения. Могло ли не быть конфликта? Конечно! Например, женщины, сидя на лавочке, смотрели бы на выкорчевку деревьев и осуждали бульдозериста, но никаких действий бы не предпринимали: «Наше дело сторона, мы люди маленькие, начальству виднее». И исчезла бы аллея, как исчезают в наших городах целые зеленые массивы, сады и парки в результате таких же «волевых» решений. В основе их лежат узость кругозора безответственных руководителей разного ранга и уровня и столь же безответственных исполнителей-поденщиков.
Но конфликта вообще могло не быть, если бы бульдозерист, приехав на место, задумался, надо ли губить аллею! Может быть, не подумали, подписывая ему наряд и надо поискать другое решение. Или если бы инженер, составлявший рабочий проект прокладки трассы трубопровода (водопровода, телефонного или электрического кабеля) прошли вдоль будущей трассы, посмотрел сам, подумал и нашел бы экономическое и без ущерба для аллеи направление работ.
Не хватало самой малости: заинтересованности человеческой и ответственности профессиональной. Не хватило чувства хозяина или чувства патриотизма - любви к городу своему, заботы о немU
(В.Иванов «Конфликт ценностей и решение проблем экологии», - М.: Знание. 1991. №8.)
Приложение №4 Экологические задачи
Задача №489 Сель - опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?
Задача № 491 Объясните, почему в национальных парках и заповедных участках посетителям моно ходить только по дорожкам и тропинкам. Почему это требование особенно строго в холмистых и горных районах?
Задача №494 Объясните, почему ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?
Задача № 495 Липа мелколиственная живет в лесу до 300 - 400 лет, в городских условиях - до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чем причина плохого развития деревьев в городе.
Задача №500* Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?
Задача №502* Опишите, какие изменения в популяциях растений с красивыми цветками могут возникать в результате интенсивного сбора цветущих экземпляров на букеты.
Задача №503** Известный французский исследователь африканской Сахары Анри Лот так описывает превращение цветущего края Нигерии Аир в безжизненную пустыню всего за несколько месяцев: «В 1973 году разыгралась трагедия. Сезон дождей начался слишком рано и прекратился внезапно. С февраля пастбища северных зон Аира были совершенно опустошены (до этого года здесь обитало очень много людей и домашних животных), и стада пришлось перегнать на юг, в более благоприятные места, которые не выдерживали такого наплыва скота. Кочевники оказались в совершенно безвыходном положении, их ничто уже не могло спасти от подстерегающей беды. В качестве последнего источника питания для коз срубали верхние ветки акаций, опустошая целые долины, неумолимо ускоряя гибель деревьев и способствуя тем самым наступление пустыниU отсюда и вывод: не пустыня наступает, а кочевники, уничтожая растительность, способствуют ее наступлению».
Какие, на ваш взгляд, меры необходимо применять в засушливых районах, чтобы избежать увеличения опустынивания? Например, Сахара продвигается на юг континента по всему фронту со средней скоростью 48 км в год.
М. Н. Полякова, МБОУ СОШ №130, г. Уссурийск, Приморский край
Метки: Биология