Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема «Современное состояние и охрана растительности»

Тема «Современное состояние и охрана растительности»

Форма организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой, дискуссионный

Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.

Задачи:

  • Углубить представление о роли растений в природе и жизни человека;
  • Формировать понятия "биологические ресурсы", "заповедник";
  • Показать примеры отрицательного воздействия человека на живую природу, примеры рационального использования биологических ресурсов;
  • Формировать умение прогнозировать применение растительности в результате хозяйственной деятельности человека;
  • Способствовать вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по предмету практической направленности.

Оборудование: атласы Приморского края, Красная книга РФ, Красная книга Приморского края и Уссурийского района, буклеты о редких и исчезающих видах растений Приморского края, DVD - проигрыватель, мультимедийный проектор, презентации учеников, информационные листы, карточки-задания, электронные папки с материалом по уроку, презентация учителя.

I. Подготовительный этап:

  • Два ученика готовят презентации по темам « по темам "Влияние человека на живую природу", "Охрана растений в России";
  • Один учащийся проводит проектную работу по теме "Редкие и исчезающие виды растений Приморского края" на примере Лилии дальневосточной, результаты оформляет в виде презентации, теста ХL, буклета.
  • Учащимся класса предлагается дополнить электронную папку материалов статьями по данной теме.

II. Ход урока (конспект - схема).

№ п/п Вопросы семинара Время Деятельность учителя Деятельность учащихся № слайда
I Организационный момент. 2' Сообщение темы урока, всеобуч, схема урока Записывают в тетрадь тему урока, знакомятся с программой семинара.

№1

II

Актуализации знаний.

Эпиграф урока.

1 Учитель сообщает ученикам эпиграф урока: «Из всех работающих на нас «машин», лес - одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающихся починке». Л.Леонов Учащиеся выслушивают эпиграф и обсуждают его.

№2

III Постановка проблемы урока 1'

Учитель ставит перед учащимися проблему, которую надо решить на уроке: Была на улице аллея лип. Однажды появился бульдозер и двинулся на деревья. Первыми его увидели старушки, сидевшие на скамейке, и спросили бульдозериста, что он собирается делать. Тот ответил, что здесь будут прокладывать трубы и поэтому нужно выкорчевать деревья. И снова сел за руль. Тогда женщины расположились прямо на земле перед деревьями. Растерялся пареньU и повернул обратно. Приехал инженер из стройтреста. И оказалось, что вполне можно траншею проложить на несколько метров в стороне, не задевая деревья.

Могло ли не быть конфликта? Как могли бы развиваться события? Какое решение нужно было принять работникам стройтреста, чтобы решить свою задачу и не нанести урон зеленым насаждениям города?

Учащиеся слушают проблему и делают предварительные, письменные наброски ее решения №3
IV План урока 1'

Учитель знакомит учащихся с планом работы на уроке, который поможет решить проблему урока.

План:

1 Роль растительных ресурсов в жизни биосферы и в жизни человека.

2 Причины и последствия сокращения лесов. Борьба с лесными пожарами.

3 Охрана и восстановление лесов. Рациональное

лесопользование.

4 Причины исчезновения редких видов растений. Охраняемые растения родного края.

Учащиеся заслушивают план урока

№4

V
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Работа в малых группах.
10'

Учитель дает задания учащимся в группы для работы с электронными папками и презентациями учащихся.

1 группа:

Охарактеризуйте роль растительности в жизни биосферы

2 группа:

Охарактеризуйте роль растительных ресурсов в жизни человека.

3 группа:

Укажите основные причины сокращения лесных ресурсов мира. Борьба с лесными пожарами.

4 группа:

Укажите последствия вырубки леса по берегам рек, на прилегающих к ним территориях и в черте города. Охрана и восстановления лесов.

5 группа:

Укажите причины исчезновения редких видов растений. Роль заповедников, национальных парков в охране редких и исчезающих видов растений. Роль школьников в защите леса.

Учащиеся работают с электронными папками и презентациями, выполняют задания данные группам, оформляют информационные листы

(приложение №1)

Примерные ответы:

1 группа:

-создание биологической продукции, за счет которой существуют все другие организмы;

-постоянное пополнение запасов кислорода и поддержание уровня содержания углекислого газа;

-поддержание круговорота воды в природе;

-защита почв от эрозии;

-поддержание определенного микроклимата.

2 группа:

-обеспечение продуктами питания;

-обеспечение различных отраслей хозяйственной деятельности (древесина, сырье для текстильной промышленности, лекарственные растения);

-санитарное значение (задержка пыли);

-рекреационное значение (отдых, лечение, удовлетворение познавательных интересов, спортивные занятия, туризм).

3 группа:

-леса вырубаются с целью расширения обрабатываемых площадей, под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций;

-лес является высококачественным строительным материалом; из различных пород деревьев изготавливают мебель, бумагу, карандаши, спички и т.д.;

-лес используется как топливо;

-леса сокращаются и деградируют из-за загрязнения воздушной среды;

-лесные пожары.

4 группа:

-вода не задерживается подстилкой, корнями и стекает по склонам;

-смывается верхний слой почвы;

-образуются овраги;

-устья рек разливаются и мелеют, уменьшаются запасы пресной воды;

-снижаются урожаи на прилегающих полях и т.д.

5 группа:

-практика вырубки определенных древесных пород и сборов растений для фармацевтических производств и коллекций;

-химическое загрязнение;

Преобразование земель для сельскохозяйственных нужд и многие другие способы, приводящие к уменьшению популяций тех или иных растений и т.д.

VI
Этап закрепления и применения изученного
Подведение итогов работы в группах.
10' Учитель организует подведение итогов работы в группах, участвует в обсуждении вопросов. Индивидуальные выступления учащихся с ответами на поставленные задачи групп. Участники других групп заполняют свои информационные листы.
VII Защита проекта «Охраняемые растения родного края» 3' Учитель предлагает ученикам заслушать рассказ о проектной работе школьницы по теме «Охраняемые растения родного края»

- Выступления ученицы с сообщением о своей проектной работе и его продукте.

- Демонстрация продуктов проекта (буклет, презентация, тест)

(приложение №2)

№5

VIII Решение проблемы урока. 10' Вступительное слово учителя, участие в дискуссии. Выступление учащихся, участие в дискуссии, запись вывода. №6
IX
Этап
подведения
итогов
и рефлексии
Итог семинара.
5'

- Учитель совместно с учащимися делает вывод о богатстве биологических ресурсов России их уязвимости и охране, о возможностях учащихся в организации и проведении природоохранных мероприятий;

- Выставление оценок за урок.

-Учитель задает домашнее задание:

Творческое (буклет, правила поведения в лесу, предотвращение лесных пожаров, охрана редких видов растений родного края)

Решение индивидуальных экологических задач (приложение №4)

Создание электронной папки по теме «Рациональное использование и охрана животных»

Или учащиеся делают вывод самостоятельно. (приложение №3) № 7-8
Х Рефлексия.

Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы сегодня с Вами встретились. Какое понятие самое легкое?

Какой вопрос больше всего запомнился?

Что нового вы узнали сегодня?

Какой вопрос у вас может вызвать затруднение?

Заключение: Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарство заменяют,

И лакомством бывают

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья,

Зовем мы их - РАСТЕНИЯ.

Приложение№1

«Современное состояние и охрана растительности»

Информационный лист

Задания Ответ

1 группа: Охарактеризуйте роль растительности в жизни биосферы

2 группа:

Охарактеризуйте роль растительных ресурсов в жизни человека.

3 группа:

Укажите основные причины сокращения лесных ресурсов мира. Борьба с лесными пожарами.

4 группа:

Укажите последствия вырубки леса по берегам рек, на прилегающих к ним территориях и в черте города. Охрана и восстановления лесов.

5 группа:

Укажите причины исчезновения редких видов растений. Роль заповедников, национальных парков в охране редких и исчезающих видов растений. Роль школьников в защите леса.

Приложение №3 Решение проблемы

В этой истории представлены типичные позиции в отношении «человек - природа». Одна из сторон - стройтрест в лице инженера и бульдозериста. Другая - бабушки, жительницы этого района. Для инженера улица - очередной объект, место работы и главное - не улица, а трубопровод. Для бульдозериста и того проще: «Сказали - сделай, а мне-то что, мое дело - выполнить». Для обоих улица чужая, оба безразличны к тому, как их действия отзовутся. А для женщин улица «наша», жили на ней, жить будем и дальше. Как же ее украшение, ее свежесть - да под нож бульдозера?

Разница в позициях идет от укорененности одних в этом мире и безразличием к нему других. Хорошо, что конфликт остановил одного, заставил задуматься другого и привел к изменению решения, принятого с узкопрофессионаной точки зрения. Могло ли не быть конфликта? Конечно! Например, женщины, сидя на лавочке, смотрели бы на выкорчевку деревьев и осуждали бульдозериста, но никаких действий бы не предпринимали: «Наше дело сторона, мы люди маленькие, начальству виднее». И исчезла бы аллея, как исчезают в наших городах целые зеленые массивы, сады и парки в результате таких же «волевых» решений. В основе их лежат узость кругозора безответственных руководителей разного ранга и уровня и столь же безответственных исполнителей-поденщиков.

Но конфликта вообще могло не быть, если бы бульдозерист, приехав на место, задумался, надо ли губить аллею! Может быть, не подумали, подписывая ему наряд и надо поискать другое решение. Или если бы инженер, составлявший рабочий проект прокладки трассы трубопровода (водопровода, телефонного или электрического кабеля) прошли вдоль будущей трассы, посмотрел сам, подумал и нашел бы экономическое и без ущерба для аллеи направление работ.

Не хватало самой малости: заинтересованности человеческой и ответственности профессиональной. Не хватило чувства хозяина или чувства патриотизма - любви к городу своему, заботы о немU

(В.Иванов «Конфликт ценностей и решение проблем экологии», - М.: Знание. 1991. №8.)

Приложение №4 Экологические задачи

Задача №489 Сель - опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

Задача № 491 Объясните, почему в национальных парках и заповедных участках посетителям моно ходить только по дорожкам и тропинкам. Почему это требование особенно строго в холмистых и горных районах?

Задача №494 Объясните, почему ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

Задача № 495 Липа мелколиственная живет в лесу до 300 - 400 лет, в городских условиях - до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чем причина плохого развития деревьев в городе.

Задача №500* Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

Задача №502* Опишите, какие изменения в популяциях растений с красивыми цветками могут возникать в результате интенсивного сбора цветущих экземпляров на букеты.

Задача №503** Известный французский исследователь африканской Сахары Анри Лот так описывает превращение цветущего края Нигерии Аир в безжизненную пустыню всего за несколько месяцев: «В 1973 году разыгралась трагедия. Сезон дождей начался слишком рано и прекратился внезапно. С февраля пастбища северных зон Аира были совершенно опустошены (до этого года здесь обитало очень много людей и домашних животных), и стада пришлось перегнать на юг, в более благоприятные места, которые не выдерживали такого наплыва скота. Кочевники оказались в совершенно безвыходном положении, их ничто уже не могло спасти от подстерегающей беды. В качестве последнего источника питания для коз срубали верхние ветки акаций, опустошая целые долины, неумолимо ускоряя гибель деревьев и способствуя тем самым наступление пустыниU отсюда и вывод: не пустыня наступает, а кочевники, уничтожая растительность, способствуют ее наступлению».

Какие, на ваш взгляд, меры необходимо применять в засушливых районах, чтобы избежать увеличения опустынивания? Например, Сахара продвигается на юг континента по всему фронту со средней скоростью 48 км в год.

М. Н. Полякова, МБОУ СОШ №130, г. Уссурийск, Приморский край

Метки: Биология