Урок «Животные степей»
Урок «Животные степей» Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями и разнообразием степей различных континентов
- выявить наиболее типичных животных степи, их приспособления к жизни в данной климатической зоне
- дать понятие воздействия человека на степь, проанализировать положительные и отрицательные последствия
- развивать умение работать в группе, делать выводы, анализировать
Оборудование:
- Природно-климатическая карта мира,
- природно-климатическая карта России,
- презентация
- листы А4, маркеры
- контурные карты
Ход урока.
Дети делятся на 3 группы по 6-7 человек, с помощью вытягивания жетонов разного цвета.
Вступительное слово учителя:
Наша планета-дом для огромного числа животных. Но разные животные приспособились жить в разных условиях - в разных природно-климатических зонах. В каждой из них свой набор природных факторов - рельеф, температура, влажность, и потому свой, уникальный животный мир. Сегодня мы познакомимся с животными одной из природно-климатических зон.
Послушайте, что пишут о ней исследователи:
«Жарко и сухо здесь летом. Температура воздуха достигает +40°. С безоблачного неба на землю льются жгучие лучи полуденного солнца, и ходьба быстро утомляет. Только и дышится свободно, когда налетит порыв ветра. Но вот порыв ветра миновал, взволнованное зеленое море успокаивается, и вновь вокруг тихо-тихо, лишь от зноя шумит в ушах.
Зимой здесь обычны лютые морозы и сильные ветры, температура падает до -40°. Земля крепко скована холодом. Под ударом лопаты она звенит, как железо. Самое лучшее время весна. Обилие влаги в почве вызывает бурное развитие растительности. Почва превращается в роскошный красочный цветник. Но цветет он недолго. Примерно с середины лета начинается засуха, дождей выпадает все меньше и меньше, высохшая почва становится твердой как камень, трава выгорает, временные водоемы —
небольшие речки и озера — высыхают. И без того сухую почву сильно иссушают горячие сухие ветры — суховеи»
Это написано о степи - открытом пространстве уходящем к горизонту.
Особенностями этой природно-климатической зоны являются:
- отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
- климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
- сильные ветры.
Задание 1.
Каждая группа сейчас нарисует условный знак, предупреждающий об одной из перечисленных особенностях степи.
(2 минуты)
Готовые знаки на листах А4 крепятся к доске.
Где же раскинулись такие бескрайние просторы?
Учитель показывает по природно-климатической карте, на которой флажками отмечена данная территория:
Степи С.Америки простираются с севера на юг и называются прериями.
Отметьте у себя в контурных картах их расположение и название.
В Южной Америке степи — пампа — раскинулись почти в середине континента.
Отметьте у себя в контурных картах их расположение и название.
В Северной Африке, южнее пустыни Сахары, и в Южной Африке тянется полоса тропических степей — саванна.
Ну и собственно степи находятся в Евразии, захватив огромные территории.
В том числе и территорию нашей малой родины-Ростовской области. Мы с вами –степные жители.
Посмотрите на карту России - хорошо видно, что Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, часть Волгоградской области занимают степи.
Наверно многие из вас хотели бы побывать в степях других континентов? Я приглашаю вас в путешествие. А вы внимательно слушайте, смотрите и записывайте на своих контурных картах названия животных, с которыми познакомитесь.
Мы в прериях Африки. Слайд 2
Здесь водятся самые крупные травоядные - слон, носорог, буйвол, жираф. Слайд 3
-как вы думаете почему здесь такое разнообразие крупных растительноядных?
Много здесь разнообразных хищников – лев, гепард, гиена, гадюка. Слайд 4
-почему?
Неиссякаемыми кажутся стада антилоп и зебр, стаи птиц. Страус и марабу -интереснейшие птицы африканского континента. Слайд 5
Но мы спешим, и уже на североамериканском континенте гуляем по прерии. Когда-то огромные стада бизонов бродили по этим местам, сейчас их можно встретить только в заповедниках. слайд 6
Зато можно увидеть вилорога, луговых собачек, койота, американского тетерева и даже мустанга. Слайд 7
Но нас уже ждет Ю.Америка и пампа. Слайд 8
Здесь, пожалуй, собрались самые странные на вид живые существа - броненосец, муравьед, страус нанду. Слайд 9
К сожалению, нам пора возвращаться.
А что же позволяет таким разным степным животным выжить в схожих на всех материках условиях степи? Слайд 10
Сейчас вы мне поможете ответить на этот вопрос.
Задание на карточках.
Слайд 11
Найдите в каждой строчке одно «лишнее» для данного континента животное, подчеркните его.
Например: лев, антилопа, муравьед, зебра
Выпишите все буквы другого цвета из «лишних» слов и составьте из них слово.
Подумайте и объясните, как на ваш взгляд данное качество или приспособление помогает степным животным выжить
(5МИНУТ)
Что получилась у первой группы?
-слово СКОРОСТЬ.(объяснения детей)
Слайд 12
У второй ?
-окрас.(объяснения детей)
Слайд 13
У третьей ?
-нора.(объяснения детей)
Слайд 14
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО НА СЛАЙДАХ 12-14 ПРЕДСТАВЛЕНЫ СТЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ РОССИИ.
К сожалению, из-за деятельности человека степей становиться все меньше.
Как вы считаете, как люди используют степи в своих целях?
(ответы детей)
o Под поселения
o Для нужд сельского хозяйства
Потеряв свои дома, редкими становятся когда-то многочисленные виды животных.
Как человек может сохранить их?
(ответы детей)
o Заповедники
o Красная Книга
В Ростовской области создан заповедник, в котором пытаются сохранить степь в ее природном виде. Здесь охраняются животные и растения, типичные для степей. Многие из них значатся на страницах Красной книги Ростовской области, а некоторые - находятся под охраной КК России:
Дрофа - крупная летающая птица, почти полностью истребленная из-за вкусного мяса и неповоротливости. При попадании под дождь перья намокают, и она уже не может взлететь. Ранее этим пользовались местные жители и с помощью палок и криков пригоняли целые стайки птиц прямо в селение.
Хорь-перевязка – красивый хищный зверек, мордочка которого словно перевязана бинтом, за что он и получил свое название.
Слайды 15-17
Итак, мы познакомились с животными степи. Насколько внимательно вы слушали, я проверю с помощью «Текста с ошибками»
Слайд 18
Распределение оценок в группах.
Объяснение домашнего задания.
Д/з стр 44-46, сообщение о наиболее запомнившемся животном.
Метки: Биология