Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок биологии в 5 классе «Общая характеристика грибов»

Урок биологии в 5 классе «Общая характеристика грибов» Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний (ОНЗ);

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Цель урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают о строении грибов, питании и размножении.

Метапредметные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из сообщения, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения грибов, ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия урока: грибы, грибница или мицелий, гифы.

Оборудование и средства обучения: интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы «Шляпочные грибы», инструктивные карточки, учебник, мультимедийное пособие по ботанике атлас В.Р. Дальника, М.А.Козлова и И.В.Черепанова.

Образовательные интернет - ресурсы: www.school-collection.edu.ru

Методы обучения:

1. По источнику знаний – словесные, наглядные, практические.

2. По характеру деятельности учителя – проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – проблемные, творческие, исследовательские.

ХОД УРОКА:

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Индукция

Учитель: Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одной группой живых организмов. Догадайтесь, что это за организмы?

Ø Уже в Древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах.

Ø Появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным.

Ø Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.

Вопросы:

Что вы знаете о грибах?

Что бы вы хотели узнать?

Сообщение целей урока.

Активно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока и записывают её в рабочих тетрадях.

Самоконструкция

Учитель предлагает учащимся вспомнить изученные царства.

Вспоминают царства Животные. Бактерии. Растения. Грибы.

Социоконструкция

Сообщение учащегося о развитии микологии. (сопровождается презентацией)

Учитель. Вам необходимо выяснить, почему грибы относят к отдельному царству. Для этого вам предлагается из личного опыта, перечисленных признаков грибов выявить

Ø Общие признаки грибов и растений. Задание для группы 1

Ø Общие признаки грибов и животных. Задание для группы 2.

Ø Признаки характерные только для грибов. Задание для группы 3.

Выделяют в сообщении самое главное и записывают в тетрадь. (Микология – наука, изучающая грибы. «Микос» - греч. – гриб)

Учащиеся выделяют признаки для каждой из групп.

Социализация

Учитель. Заслушаем получившиеся результаты. У всех ли одинаковые мнения?

Обсуждают полученные результаты. Записывают в тетрадь.

Афиширование

Учитель. А теперь давайте сделаем вывод: что такое грибы? Выяснить, как называется тело гриба и, из каких частей оно состоит.

Вывод учащихся записывают в тетрадь: «Грибы - одноклеточные или многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей (гиф), образующих грибницу»

(плодовое тело, шляпка, ножка)

Разрыв

Учитель. Давайте убедимся в правильности своих результатов с текстом учебника.

Дети читают параграф и находят, исправляют ошибки.

Самокоррекция

Учитель Мы узнали о строении грибов, предлагаю просмотреть мультимедийное пособие атлас по ботанике В.Р. Дальника, М.А.Козлова и И.В.Черепанова

Просматривают предложенную информацию и делают рисунки, обозначая части (плодовое тело, шляпка, ножка)

Социализация

Обмен мнениями с товарищами по парте или с тем, кому хочется.

Сравнивают свои рисунки и обозначения.

Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Параграф. Творческое задание: «Подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о грибах»

Дети записывают в дневник задание на дом.

И. А. Куба, МОБУ ООШ № 99 им. Героя России Д.Д. Тормахова, Лазаревский р-н, г. Сочи

Метки: Биология