Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок на тему "Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения". 6-й класс

Урок на тему "Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения". 6-й класс

Цель: изучить понятия “рост” и “развитие” организма; раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном развитии растения.

План урока

  • Начальные этапы индивидуального развития растений.
  • Преимущества и эволюционное значение семенного размножения цветковых растений.
  • Разнообразие способов распространения семян и значение этого периода в жизни цветковых растений.
  • Условия и этапы прорастания семян. Биологическое значение покоя семян.
  • Рост зародыша и развитие проростка. Особенности роста растений.

Предметные результаты:

  • научатся объяснять понятия “рост” и “развитие организма”;
  • научатся объяснять условия прорастания семян, рост и развитие проростка;
  • характеризовать особенности индивидуального развития цветкового растения;
  • научатся объяснять роль семян в индивидуальном развитии растений.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, проблемный, частично-поисковый. 

Ход урока

Слайд № 1 Видео “Рост и цветение растений”. Приложение 1

Слайд № 2 Формулирование темы урока учащимися и запись в рабочий лист. Приложение 2

Слайд № 3 Формулирование цели урока учащимися.

Слайд № 4 Видео “Ускоренный рост растений”.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Слайд № 5

1. - Рост, развитие ... Как бы вы продолжили этот ряд? Что в нем перечисляется?

Этот ряд можно продолжить следующим образом: размножение, дыхание, питание, раздражимость и т. д. То есть здесь перечисляются основные признаки живого.
Хорошо. А как вы понимаете “индивидуальное развитие организма”?

Давайте запишем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке.

Это, вероятно, особенности развития отдельного организма, одной особи.

Записывают определения.

Рост - возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи. Работают с текстом учебника.

Слайд № 6

2.- Индивидуальное развитие, или онтогенез, подразделяется на этапы.

Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений? Найдите ответ в тексте учебника, в разделе 21, и запишите в виде схемы в рабочий лист.

Слайд № 7

Проверка выполненного задания.

Составляют схему в рабочем листе, пользуясь учебником стр. 145
  • Оплодотворение яйцеклетки
  • образование зиготы
  • многократное деление
  • формирование зародыша
  • образование семени
Слайд № 8

Что же такое семя, и почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?

3.- Найдите определение семени в учебнике и перечислите преимущества семенного размножения.

Работают с текстом.

Делают записи в рабочих листах. (Приложение 2)

Семя - приостановившийся в своем развитии зародыш. Записывают в рабочий лист.

Слайд № 9

4. - Поговорим подробнее об одном из преимуществ семенного размножения, о разнообразии способов распространения семян.

На страницах учебника у вас перечислены эти способы, проиллюстрированы и указаны примеры. Рассмотрите их.

Записывают в рабочий лист.

Преимущества семенного размножения

Защитные покровы - защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.

Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

Приспособления к распространению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

Плотная оболочка - позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.

Читают текст. Рассматривают иллюстрации. Слайд № 10 - 16

В устных ответах называют способы распространения семян и приводят примеры. Поясняют наличие приспособлений у разных растений.

Физминутка Приложение 3
Приспособления для распространения плодов и семян

Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).

Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).

Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).

Специальные приспособления для самозарывания (ковыль).

Рефлексия.

Соотнесите признаки плодов и семян и способ распространения.

Слайд № 17
Признаки плодов и семян Способ распространения 1. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветер 2. Плоды имеют перистые волоски 2. вода 3. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животные 4. Плоды имеют крючки   5. Плоды имеют плавательные мешочки  
Слайд № 18 5. - Для развития в семени зародыша должны сложиться определенные условия, благоприятные для прорастания. Что это за условия? Найдите их описание в тексте учебника или назовите сами. Для всех ли семян цветковых растений нужны одинаковые условия прорастания? Докажите на примерах. Это подходящая влажность; наличие кислорода; оптимальная температура среды.    Нет. Разные семена требуют разных условий для прорастания. Так, из таблицы на с. 141 видно, что злаки могут прорастать при температуре +1°С, а для прорастания огурцов нужна температура + 12° С. Слайд № 19 6. - Проанализировать условия прорастания семян при разной температуре. Какие культурные растения можно сажать в Мурманской области в июне месяце? Почему? Слайд № 20.7.- Выявить зависимость прорастания семян разных видов растений от количества осадков   Слайд № 21-22 8. - В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку. Разберем этот момент с помощью текста учебника. Записывают в рабочий лист.Этапы прорастания семян1 этап - Поглощение воды. 2 этап - Набухание семян. 3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток. 4 этап - Появление корешка. 5 этап - Появление зародышевого побега. Слайд № 239. - Типы прорастания семян. Что же называют проростком, и почему он не похож на взрослое растение? Смотрят анимацию и отвечают на вопрос.Проросток — это образовавшееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития. Слайд № 2410. - Вспомните, в начале урока мы давали пояснение к термину “рост”. Каковы особенности роста растений? Их рост неограничен. Они растут всю жизнь, только в конце их темпы роста немного замедляются. Слайд № 2511. - Что произойдет с растением, если удалить часть эндосперма? - Что произойдет с растением, если удалить один семядольный листочек? Смотрят анимацию и отвечают на вопросы. Закрепление. Приложение 4 Рефлексия. Отвечают на рабочем листе и сдают учителю. Слайд № 26Домашнее задание. Записывают домашнее задание со слайда. Лабораторную работу делают по желанию. Приложение 5

6.05.2017