Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

Пояснительная записка

Программа «Наука биология: ступени познания» рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем при столкновении с близкими к биологии вопросами правильно ориентироваться в этой области науки и работать в « пограничных с биологией областях». Данный курс дает возможность получить грамотное представление о месте этого комплекса наук в общенаучной сфере, познакомиться со спецификой биологических методов исследований, получить представление о фундаментальных закономерностях, явлениях и проблемах биологии.

Программа имеет эколого-биологическую направленность

Данная программа модифицированного типа углублённого уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков.

Актуальность и новизна образовательной программы

Актуальность. Данная образовательная программа очень актуальна сегодня. Сочетание теоретических и активных форм обучения: беседа, дискуссия, экскурсии, конференции, проектно – исследовательская деятельность предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей, исследовательские навыки, воспитывает доброту и любовь к природе. Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области.

Новизна. Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.

При разработке программы учитывались потребности обучающихся, а также требования, предъявляемые к абитуриентам по естественно-научному профилю обучения.

Цель: систематизация и углубление знаний обучающихся об основах биологических наук.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представление об основных критериях живых организмов; уровнях организации живой природы; особенностях строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточных форм жизни;
  • сформировать навыки решения генетических задач на основе генетических законов;
  • вырабатывать у обучающихся научные, осознанные знания основ биологии;
  • обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования окружающей среды;
  • научить оценивать состояние окружающей среды, через изучение влияния абиотических, биотических,антропогенных факторов на экологическую обстановку на примере Тосненского района;
  • расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека;
  • обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие:

  • способствовать осознанию роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.
  • способствовать формированию умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания на практике.
  • способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
  • развивать умение вести исследовательскую работу.

Воспитательные:

  • воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к живым объектам, к своему здоровью и здоровью окружающих, соответствующих принципам экоэтики;
  • воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
  • воспитывать коллективизм и дружелюбие.
  • способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
  • создавать условия для воспитания личности, обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию, умению работать в группе;
  • развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

Содержание программы «Наука биология: ступени познания» отличается от имеющихся программ эколого-биологической направленности тем, что имеет научно-практическую ориентацию, направленную на развитие биологической компетентности выпускника, систематизацию и углубление имеющихся знаний по биологии. Программа содержит материал, основанный на знаниях детей по биологии, но не повторяет его.

Возраст и условия набора детей участвующих в реализации программы

Принимаются все желающие 14 - 16 лет (девочки и мальчики)

Условия набора: базовый уровень подготовки обучающихся, на основании заявления, а также при наличии медицинского заключения о допуске к занятиям.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения (144 часа).

Формы и методы организации образовательного процесса

Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий.

Формы занятий:

  • лекция
  • семинар
  • практическая работа
  • конференция
  • экскурсия
  • проектно-исследовательская работа.

Методы организации образовательного процесса:

  • словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
  • наглядный (иллюстрации, демонстрации);
  • практический (практические работы);
  • аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);
  • исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);

Формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
  • групповой (организация работы в группах);
  • индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Наполняемость учебной группы: 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны знать:

  • основные критерии живых организмов, уровни организации живой природы, особенности строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточные формы жизни;
  • основные физиологические процессы и особенности анатомического строения живых организмов, этапы эволюции органического мира, принципы классификации живых существ;
  • основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
  • влияние состояния окружающей среды на здоровье человека;
  • основные принципы экологической этики.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
  • сравнивать клетки представителей органического мира, находить сходства и различия в их строении;
  • объяснять усложнение представителей органического мира в процессе эволюции;
  • решать генетические задачи на основе генетических законов;
  • оценивать состояние окружающей среды Тосненского района;
  • анализировать, обрабатывать и грамотно оформлять результаты биологических и экологических исследований;
  •  применять полученные знания на практике;
  • соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Способы определения результативности

Начальная аттестация (анкетирование, тестирование, опрос) для оценки имеющихся знаний; тематическая аттестация (тестирование, опрос) проводится после прохождения основных разделов программы с целью проверки усвояемости материала и его закрепления; итоговая аттестация (тестирование) после завершения полного курса программы.

Учебно-тематический план

 

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Биология – наука о живой природе

8

3

5

2.

Жизнь растений, грибов, лишайников

20

8

12

3.

Основы экологических знаний

12

6

6

4.

Ботаническое краеведение

10

2

8

5.

Проектно-исследовательская деятельность по биологии

4

2

2

6.

Мир животных

18

8

10

7.

 Экология популяций

8

4

4

8.

Клиническая анатомия человека

12

8

4

9.

Экология человека

22

7

15

10.

Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.

14

7

7

11.

Генетика раскрывает тайны

10

4

6

12.

Эволюция – история жизни

6

3

3

 

Итого:

144

62

82

Приложение 1

Список литературы

  1. Брэм А. Жизнь животных М.: Слово, 1992.
  2. ВасильевА.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Высшая школа, 1983.
  3. Вронский В.А. Экология. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990.Т.1 - 3.
  5. Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1983 – 1989. Т. 1-7.
  6. Жизнь растений.- М.: Просвещение, 1974 -1982. Т.1- 6.
  7. Красная книга природы Ленинградской области. – С-Пб.: Акционер и К, 1999. Т.1-3.
  8. Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Новейшая энциклопедия животных. – М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2008
  10. Растительный мир Земли. – п\р Фукарека Ф., М.: Мир, 1982. Т. 1-2.
  11. Томанова З.А., Шаталов М.А., Любарский А.Н. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области. – Санкт- Петербург, Специальная литература, 2007.
  12. Удивительная планета Земля. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2003.
  13. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология, - М.: Просвещение, 2006

Методическая литература

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. – Самара: Учебная литература, 2006.
  2. Биология и экология 10 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся.  / Сост.М.В.Высоцкая – Волгоград: Учитель,2008.
  3. Биология 5- 9 классы. Проектная деятельность учащихся./ Сост. Е.А.Якушкина, Т.Г. Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение п\р проф. Л.А.Коробейниковой - СПб.: Крисмас+, 2002.
  5. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  6. Экологический мониторинг п\р Т.Я. Ашихминой – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.

Литература для обучающихся

  1. Биология. Справочник школьника и студента / п\р З.Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  3. Брэм А.Э. Жизнь животных. – М.: Терра, 1992. Т. 1-3.
  4. Научная энциклопедия школьника. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2010.
  5. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых – М.: Терра, 1993. Т. 1-2.
  6. Царство животных. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2004.

20.01.2012