Анализатор зрения

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.

Задачи: закрепить содержание понятия “анализатор” и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира; о мерах гигиены зрения; продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой; показать личностную значимость изучаемого материала: здоровье – это главная ценность для человека.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Ход урока

Активизация познавательной деятельности учащихся.

1. Изучение нового материала.

Учитель литературы. (Приложение 2.1)

Завуч по воспитательной работе. (Приложение 2.2)

Учитель литературы. (Приложение 2.3)

Завуч по воспитательной работе. (Приложение 2.4)

Давайте посмотрим несколько репродукций с картин знаменитых художников. (Приложение 5)

Учитель литературы. (Приложение 2.5)

Завуч по воспитательной работе. (Приложение 5)

И еще один портрет кисти русского художника Федора Рокотова. Портрет некой Струйской.

Пусть говорят стихи.

Учитель литературы. (Приложение 2.6)

Учитель биологии. (Приложение 6.1)

Так что же такое глаза человека? Как они устроены? Глаза человека относят к анализаторам.

Что такое анализатор? (На столах лежат карточки с определением)

Общая схема строения анализаторов. (Приложение 6.2):

  • Рецепторы.
  • Проводящие пути.
  • Зоны КБП головного мозга.

Предлагаю сейчас порисовать. У вас на столах лежит краткий текст с описанием строения глаза. Попробуйте, прочитав его сделать зарисовку, используя листы и цветные карандаши на ваших партах и подписать все части глаза.

Просмотр фрагмента “Животные и свет”.

Глаз человека состоит из вспомогательного аппарата, глазного яблока с его оболочками, и зрительного нерва. У человека и позвоночных имеется по два глаза, расположенных в глазных впадинах черепа.

Для осмотра доступен только передний, меньший, наиболее выпуклый отдел глазного яблока — роговица, и окружающая его часть; остальная, большая, часть залегает в глубине глазницы. Глаз имеет не совсем правильную шарообразную форму. Длина его горизонтальной  оси — 23,6 мм, вертикальной — 23,3 мм. Масса глазного яблока 7—8 г. В глазном яблоке различают два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выпуклой центральной части передней поверхности роговицы, а задний полюс располагается в центре заднего сегмента глазного яблока, несколько кнаружи от места выхода зрительного нерва.

Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

Вспомогательный аппарат глаза. (Приложение 1.2)

Просмотр фрагмента “Хорошо защищенный источник информации”.

Вспомогательный аппарат глаза включает защитные приспособления и мышцы глаза. К защитным приспособлениям относятся веки с ресницами, конъюнктива и слезный аппарат.

Учитель химии. (Приложение 4.1)

Учитель биологии.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу. Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6: 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, внизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону, а 2 косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры.

Внутреннее строение глазного яблока. (Приложение 1.3)

Просмотр фрагментов “Строение человеческого глаза” и “Функции отдельных элементов глаза”.

Дополнительная информация (на партах в распечатке). Приложение 6.3

Учитель биологии. (Приложение 1.3)

Дополнительная информация (на партах в распечатке). Приложение 1.4

Опыт по поиску слепого пятна. (Приложение 1.5)

Учитель химии. (Приложение 4.2)

Учитель биологии. (Приложение 1.5)

Учитель химии. (Приложение 4.2)

Учитель биологии.

Питание стекловидного тела обеспечивается за счет осмоса и диффузии питательных веществ из внутриглазной жидкости. Стекловидное тело является для глазного яблока опорной тканью, которая поддерживает его стабильную форму и тонус. При значительных потерях стекловидного тела (1/3 и более) без его замещения глазное яблоко теряет тургор и атрофируется. Кроме того, стекловидное тело выполняет определенную защитную функцию для внутренних оболочек глаза, обеспечивает контакт сетчатки с сосудистой оболочкой, участвует во внутриглазном обмене веществ, а также играет некоторую роль как преломляющая среда глаза. С возрастом стекловидное тело изменяется: в нем появляются вакуоли, плавающие помутнения, волокна становятся более грубыми.

Учитель химии.

Стекловидное тело – часть оптической системы глаза, выполняет полость глазного яблока, чём способствует сохранению его тургора и формы. Объем стекловидного тела взрослого человека 4 мл. Оно состоит из плотного остова и жидкости, причем составляет около 99% стекловидного тела. По химическому составу стекловидное тело очень сходно с камерной влагой и со спинномозговой жидкостью.

Учитель биологии.

Передняя камера – пространство, спереди ограниченное роговицей, сзади радужкой и в области зрачка хрусталиком. Глубина передней камеры наибольшая в центральной части передней камеры, расположенной против зрачка, и достигает 3—3,5 мм. Задняя камера расположена позади радужки.

Камеры глаза заполнены водянистой влагой – прозрачной бесцветной жидкостью плотностью 1,005-1,007 с показателем преломления 1,33. Обе камеры глаза вмещают 1,223-1,32 см3 жидкости, что составляет 4 % всего содержимого глаза. Минутный объем камерной влаги равен в среднем 2 мм3, суточный – 2,9 см3. Иными словами, полный обмен камерной влаги происходит в течение 10 ч.

Учитель химии.

Большую часть плотного остатка составляют анорганические вещества: анионы (хлор, карбонат, сульфат, фосфат) и катионы (натрий, калий, кальций, магний). Больше всего во влаге хлора и натрия. Незначительная доля приходится на белок, который состоит из альбуминов и глобулинов в количественном соотношении, сходном с сывороткой крови. Водянистая влага содержит глюкозу - 0,098%, аскорбиновую кислоту, которой в 10-15 раз больше, чем в крови, и молочную кислоту, т.к. последняя образуется в процессе хрусталикового обмена. В состав водянистой влаги входят различные аминокислоты - 0,03% (лизин, гистидин, триптофан), ферменты (протеаза), кислород и гиалуроновая кислота. В ней почти нет антител и появляются они только во вторичной влаге - новой порции жидкости, образующейся после отсасывания или истечения первичной водянистой влаги. Функция водянистой влаги - это обеспечение питанием бессосудистых тканей глаза - хрусталика, стекловидного тела, частично роговой оболочки. В связи с этим необходимо постоянное обновление влаги, т.е. отток отработанной жидкости и приток свежеобразованной.

Учитель биологии.

Водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело вместе с роговицей образуют преломляющие среды глаза, обеспечивающие отчетливое изображение на сетчатке. Заключенные в замкнутую со всех сторон капсулу глаза водянистая влага и стекловидное тело оказывают на стенки определенное давление, поддерживают известное напряжение, обусловливают тонус глаза, внутриглазное давление.

С функциональной точки зрения Оболочки глаза и их производные формируют три функциональных аппарата: светопреломляющий, или диоптрический (роговица, жидкость передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело); аккомодационный (радужка, ресничное тело с ресничными отростками); рецепторный аппарат (сетчатка).

Учитель физики. (Приложение 3.1)

Так как же человек видит на самом деле?

Просмотр фрагмента “Как мы видим”.

Учитель физики. (Приложение 3.2)

Дальнозоркость. Просмотр фрагмента “Дальнозоркость”.

Комплекс упражнений для улучшения зрения. (Приложение 6.4)

Близорукость. Просмотр фрагмента “Близорукость”.

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения. (Приложение 6.5)

Астигматизм. Просмотр фрагмента “Астигматизм”. Просмотр фрагментов “Общение с окружающим миром”, “Очки и контактные линзы”.

2. Закрепление изученного материала. (Приложение 7)

Работа со словарем. (Приложение 6.6)

Краткое изложение правильных привычек зрения. (Приложение 6.7)

Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Глаз обладает идеальным зрением только тогда, когда он находится в состоянии абсолютного покоя. Если человек хочет избежать аномалий рефракции, ему необходимо избавиться от любых мыслей об усилии. Психическое напряжение любого рода всегда приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз. Если расслабление достигается лишь на момент, коррекция также одномоментна. Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна. Поэтому для хорошего зрения необходимо постоянно расслабленное состояние органа зрения.

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения. (Приложение 6.8)

3. Домашнее задание: параграф о строении зрительного анализатора и функциях глаза.

12.06.2012