«Антропогенез». Обобщающий урок-семинар по биологии в 11-м классе
Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Антропогенез».
Задачи:
Обучающие:
- Продолжить формирование у учащихся знаний о признаках сходства и различиях между человеком и животными, об этапах антропогенеза и роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
- Углубить знания учащихся о единстве рас и реакционной сущности расизма.
- Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
Развивающие:
- Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопросов, требующих развернутого и связанного ответа.
- Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем антропогенеза и коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающие:
- Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.
- Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду.
Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,
Методические приемы: беседа, рассказ, демонстрация.
Тип урока: семинар – развернутое собеседование.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.
Учебник: Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил.
План урока:
I. Вводное слово учителя.
II. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
III. Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).
IV. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия.
На изучение темы отведено 4 урока. Семинар организован с целью самостоятельного изучения нового материала. На первом уроке учащиеся получают вопросы для подготовки к семинару. Вопросы семинара едины для всех учащихся. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы. На втором уроке проводится консультация для учащихся. На третьем уроке проводится семинар. В процессе его проведения групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.
В презентацию включены не только вопросы, но и ответы что позволит учащимся самостоятельно проанализировать, насколько правильно, они ответили на вопрос. Четвертый урок отводится для контроля знаний по теме.
“Не важно, произошел ли человек от обезьяны, намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.” (Р.Вагнер)
1. Что называют антропологией, антропогенезом?
Антропология - это наука о происхождении человека, возникшая на рубеже XVIII-XIX веков.
Антропогенез – это исторический процесс эволюционного становления человека. (Слайды 3,4)
История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека. Приложение 2
2. Расскажите о вкладе ученых в решение проблемы антропогенеза.
Аристотель (384-322 г. до нашей эры) - древнегреческий философ. Создал первую классификацию животных, основанную на внешнем виде, строении тела и некоторых особенностях поведения и разделил их на «кровяных и «бескровных». Человека он отнес к группе «кровяных». Между человеком и животными Аристотель поместил обезьян.
Клавдий Гален (130-200 г. до н.э. ) римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.
Карл Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. В 1735 году в своей книге «Система природы» выделил род людей с одним видом – Человек разумный и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 году он опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744—1829). В своем труде «Философия зоологии» (1809) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.
Дарвин Чарлз Роберт (1809–1882). В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. Пришел к выводу о наличии у человека и обезьян общего предка. Отмечал роль социальных факторов в эволюции человека. (Слайды 6-10)
3. Опишите систематическое положение человека.
- Империя – Клеточные
- Надцарство – Эукариоты
- Царство – Животные
- Подцарство – Многоклеточные
- Тип – Хордовые
- Подтип – Позвоночные (Черепные)
- Класс – Млекопитающие
- Подкласс – Звери
- Инфракласс – Высшие звери (Плацентарные)
- Отряд – Приматы
- Подотряд – Человекоподобные
- Надсемейство – Высшие узконосые
- Семейство –Люди (Гоминиды)
- Род – Человек (Гомо)
- Вид – Человек разумный
- Подвид - Человек разумный разумный
(Слайды 11-12)
4. Укажите признаки сходства человека и животных.
- Тип Хордовые - хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.
- Подтип Позвоночные - развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердце на брюшной стороне, пять отделов головного мозга.
- Класс Млекопитающие - диафрагма, четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов.
- Подкласс Плацентарные - развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
- Отряд Приматы - конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение), хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.
- Подотряд Человекообразные обезьяны - редукция хвостового отдела позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре группы крови, мимическая мускулатура.
(Слайды 13 -14)
5. Укажите признаки отличия человека от животных.
Признаки отличия человека от животных:
- прямохождение
- позвоночник S - образной формы
- сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем
- более широкие тазовые кости
- мощно развитая мускулатура нижних конечностей
- грудная клетка уплощена в передне - заднем направлении
- бинокулярное зрение
- мозговой отдел преобладает над лицевым
- средняя масса мозга 1350-1500г. (горилла, шимпанзе - 460-600г)
- сознание, мышление, речь
(Слайды 15-16)
6. Приведите доказательства происхождения человека от животных.
Эмбриологические доказательства эволюции человека:
- Основные стадии развития характерные для позвоночных (дробление, бластула, гаструла)
- Хорда, нервная трубка, жаберные щели, хвост (конец 1 мес.)
- Двухкамерное сердце, один круг кровообращения
- Мягкая шерсть на всем теле (5 мес.)
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека:
Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли (волосы на теле, третье веко, копчик, мышца, двигающая ушную раковину, аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости).
Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.
Палеонтологические доказательства эволюции человека:
- Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
- Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.
(Слайды 17 -20)
7. Перечислите движущие силы антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза:
- Биологические: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, мутации, дрейф генов, изоляция.
- Социальные: трудовая деятельность, общественный образ жизни, групповое сотрудничество, изготовление орудий труда, речь, мышление.
(Слайды 21-22)
8. Как оценивал роль труда в процессе становления человека Фридрих Энгельс?
Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
- Труд - источник всякого богатства, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
- Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.
- Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.
(Слайды 23-24)
9. Как выглядит родословное древо человека?
(Приложение 1) (Слайды 25-26)
10. Расскажите об основных стадиях в эволюции человека.
(Слайды 27-28)
11. Что такое раса?
Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а так же обычаями и традициями.
(Слайды 35-36)
12. Сколько рас выделяют современные ученые?
В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы – экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная), и азиатско-американская (монголоидная).
(Слайды 37-38)
13. Что называют расогенезом?
Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас.
(Слайды 39-40)
14. Чем можно объяснить формирование физических признаков, характеризующих различные расы?
Наибольшее значение, особенно на ранних стадиях формирования рас, играл естественный отбор. Он способствовал сохранению и распространению в популяциях адаптивных признаков, повышающих жизнеспособность особей в определенных условиях.
Примеры: светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез витамина D в условиях недостатка солнечной радиации; выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие; широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче; узкий разрез глаза защищает глаза от резких ветров, песка и пыли; густые волосы, брови, ресницы, борода и усы защищают лицо от дождя и холода; темная кожа и курчавые волосы защищают от солнечных ожогов и перегрева.
(Слайды 41-42)
15. Чем отличаются представители разных рас?
(Приложение 3. Таблица «Сравнительная характеристика антропологических особенностей человеческих рас»).
16.Что такое расизм?
Расизм – это антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.
Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в XIX веке. В них обосновывались преимущества одних рас над другими, белых над черными.
В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупированных территориях.
В США вплоть до XX века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.
Расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.
Любой человек, независимо от расовой принадлежности, является «продуктом» собственной генетической наследственности и социальной среды.
Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).
Домашнее задание. Подготовиться к тесту по теме «Антропогенез».
Рефлексия.
Тест по теме «Антропогенез» (Приложение 4).
Литература.
- Биология в таблицах для 6-11 классов / Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, 1998. – 104 с.
- Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил
- Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
- https://ru.wikipedia.org.
14.02.2018