Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок-практикум при изучении темы "Пищеварительная система". Тема: "Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по упаковке". 8-й класс

Урок-практикум при изучении темы "Пищеварительная система". Тема: "Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по упаковке". 8-й класс

Тема: «Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по упаковке»

Цели и задачи урока:

  • Научиться проводить первичную экологическую экспертизу по этикетке, штрих-коду и штампу на консервной банке.
  • По контрольной цифре штрих-кода научиться определять подлинность товара.
  • В ходе исследовательской деятельности самостоятельно выяснить целесообразность употребления некоторых продуктов питания.
  • Подвести учащихся к выводу об ответственном отношении к своему здоровью.

Методические приёмы:

  • Постановка проблемы и её исследование.
  • Практическая работа с раздаточным материалом.
  • Наглядность материала для проведения практической работы.

Оборудование для учителя:

1. Урезанная версия фильма: «Осторожно – еда» (3 м.) Производство П.Ц. «Мастерская» 2008г. Автор: Анна Терёхина. (Приложение 7)

2. Презентация к уроку. (Приложение 6)

3. Компьютер.

4. Несколько упаковок продуктов питания для примера из-под:

а) карамель «Кремка»,

б) печенье-сендвич «Супер-Контик»,

в) жевательная резинка «Орбит без сахара»,

г) глазированный сырок с клубникой «Простоквашино».

Оборудование для учащихся:

1. Упаковки тех продуктов, которые дети любят, покупают и хотят знать о соответствии для употребления (приносят из дома сами). Это: жевательные резинки, соки, упаковки из-под чипсов, сухариков и шоколада, этикетки разных напитков и многое-многое другое.

2. Банки пустые из-под сгущенного молока, мясных и рыбных консервов.

3. Алгоритм проведения практической работы (Приложение 1).

4. Коды стран по данным Международной ассоциации EAN (Приложение 2).

5. Алгоритм вычисления подлинности товара по контрольной цифре штрих-кода (Приложение 3).

6. Таблица наиболее вредных пищевых добавок  Е (Приложение 4).

7. Готовая таблица для выполнения практической работы в формате А4. (Приложение 5).

На доске записано высказывание: «Мы едим, чтобы жить. Некоторые живут, чтобы есть». Сократ (древнегреческий философ).

Основные понятии и термины:

  1. Пищевые добавки
  2. Консерванты
  3. Ароматизаторы и усилители вкуса
  4. Стабилизаторы
  5. Эмульгаторы
  6. Антиоксиданты
  7. Красители
  8. РСТ – знак соответствия Российскому стандарту
  9. Штриховой код
  10. Штамп

Первый этап урока. Подготовка к восприятию материала:

1. Показ урезанной версии фильма «Осторожно – еда» (3м.16с.) с целью привлечения внимания детей к актуальной проблеме здорового питания.

2. Акцент на высказывание древнегреческого философа Сократа: «Мы едим для того, чтобы жить. Некоторые живут, чтобы есть».

3. В ходе краткой беседы по просмотренному фильму выясняем:

а) что существуют пищевые добавки, которые улучшают вкус пищи, продлевают сроки хранения  продуктов, но при этом вызывают серьёзные заболевания у человека.

б) вредные пищевые добавки обозначаются буквой Е.

Учитель:

Здоровье молодого поколения в настоящее время находится на грани разрушения. Одной из причин потери здоровья является то, что мы едим.

1 сообщение ученика. Полезные пищевые добавки.

Что такое «пищевые добавки» и для чего их добавляют в пищу?  Это такие вещества, которые добавляются производителями в продукты питания с целью улучшения вкуса, внешнего вида пищи, увеличения срока хранения скоропортящихся продуктов.

Существуют полезные, так называемые «функциональные», пищевые добавки. Например, выпускается хлеб, яйца, обогащённые «омега-3». Недостаток её в организме, вызывает у детей гиперактивность, а у взрослых – депрессию и атеросклероз.

Витамин Е, антиоксидант Е306 помогают избежать малокровие; витамин С, аскорбиновая кислота – цингу; добавление в молочные продукты  полезных бактерий приводит к улучшению работы кишечника и укреплению иммунитета.

2 сообщение ученика. Вредные пищевые добавки. (см. презентацию слайд №1)

Вредные пищевые добавки:

а) консерванты – повышают срок хранения продуктов благодаря дезинфицирующим веществам;

б) ароматизаторы и усилители вкуса;

в) антиокислители

г) стабилизаторы, загустители, эмульгаторы и многие другие.

По принятой европейской классификации  добавки обозначают буквой «Е» от начальной

буквы слова «Europe».

Все эти добавки – продукты химического синтеза, несуществующие в природе.  Находясь в нашем рационе, они наносят большой вред нашему здоровью, вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта, онкологию и многие другие болезни.

По наличию пищевых добавок, качество продовольственных товаров делят на три категории.

Первая категория – пищевых добавок мало и они строго контролируются. Вторая категория – контроль менее строгий, добавок может быть больше. Третья категория – ограничений на использование  добавок нет, поэтому качество продуктов самое худшее. Производство такой продукции очень выгодное  при низкой себестоимости. Этой продукции на мировом рынке 80%. На прилавках наших магазинов продукции третьей категории много.

Если на упаковке стоит знак РСТ, то это означает соответствие российскому стандарту.

Как правило на этикетках (упаковках) не указывают категорию продукта, но указывают какие спецдобавки они содержат, по которым покупатель может судить о качестве продукта.

Учитель:

Сохранение здоровья важно для каждого из нас.

Одна из причин потери здоровья то – что мы едим. Не все могут определять качественный товар по упаковке. Поэтому сегодня, выполняя практическую работу:

«Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по упаковке»  мы научимся:

  1. По алгоритму знакомиться с полнотой информации на этикетке товара.
  2. По цифрам штрих-кода определять его подлинность и соответствие информации на  этикетке, штрих-коде и штампе на консервной банке.
  3. В ходе исследовательской деятельности самостоятельно выяснить наличие пищевых добавок (Е) в товаре по его этикеткам,а также решить вопрос о возможности его использования для питания. (см.презентацию слайд №2)

Знакомство с основными понятиями и терминами. (см. презентацию слайд №3)

  1. Пищевые добавки (спецдобавки):
    • консерванты,
    • ароматизаторы и усилители вкуса,
    • стабилизаторы,
    • эмульгаторы,
    • антиоксиданты.
  2. РСТ – знак соответствия Российскому стандарту.
  3. Штриховой код.
  4. Штамп.

Второй этап урока.   

Знакомство с полнотой информации на этикетке. (см. презентацию слайд №4)

(Фронтальная практическая работа. У детей в руках этикетка любого товара и алгоритм проведения первичной экологической экспертизы продуктов питания по упаковке).

  1. Наименование предприятия – изготовителя, его адрес.
  2. Наименование товара, его масса.
  3. Состав.
  4. Срок годности.
  5. Дата изготовления.
  6. Обозначение ГОСТа или ТУ.
  7. Предупреждение об опасности (при необходимости).
  8. Наличие консервантов и пищевых добавок.

Часть информации на этикетке должна соответствовать информации штампу на консервной банке (число, месяц, год) и штрих-коду на упаковке (код страны изготовителя).

Третий этап урока.

Расшифровка штампа на консервной банке. (см. презентацию слайд №5)

(Фронтальная практическая работа)

1. Трёхрядная маркировка (для мясных, рыбных и овощных консервов)

2. Двухрядная маркировка (для сгущённого молока)

24.10.08. – дата изготовления.

931 13 – № смены.

р – рыбные консервы.

08 год изготовления

М 27765  – где М молочный продукт

230 08 08 – где 230 номер смены

08 месяц (август)

Вывод: по штампу мы определяем срок изготовления, а по этикетке – срок годности. Решить просрочен продукт или нет.

Четвёртый этап

Расшифровка штрихового кода. (см. презентацию слайд №6)

(Фронтальная практическая работа)

Например: штриховой код – 599 7207 71001 4, где 599 код страны (Венгрия), остальные – код производителя, код товара и последняя (4) – контрольная. Для нас главное по штрих-коду определять код страны изготовителя  и его соответствие названию страны изготовителя, указанному на этикетке. Соответствие служит залогом того, что товар не фальсифицирован.

Задание: возьмите в руки коды стран по данным Международной ассоциации ЕАН  (Приложение №2) и упаковку со штрих-кодом. Определите соответствие. Пример с орбитом: на упаковке – сделано в России, а в штрих-коде – Великобритания (50), соответствия нет.

Пятый этап

Вычисление подлинности товара по контрольной цифре штрих-кода  (см. презент. слайд №7)

(Фронтальная практическая работа)

рис.1
  1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах ШК            9+7+0+7+0+1=24
  2. Полученную сумму умножить на три                               24*3=72
  3. Сложить цифры, стоящие на нечётных местах ШК (кроме контрольной цифры) 5+9+2+7+1+0=24
  4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3                   72+24=96
  5. Отбросить  десятки                                                             96-90=6
  6. Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5                    10-6=4           

Результат должен совпадать с контрольной цифрой, если не совпадает – штрих-код поддельный.

Пятый этап (см. презентацию слайд №8)

Выполнение индивидуальной исследовательско-практической работы:

«Первичная экологическая экспертиза продуктов питания».

Наименование продукта

Этикетка. Полнота информации (по алгоритму)

Соответствие информации на этикетке и штрих-коде (код страны)

Подлинность товара по контрольной цифре штрих-кода

Наличие пищевых добавок

Заключение (запрещена, т.к. содержит…; не рекомендуется, т.к. …)

1.

2. и т.д.

 

 

 

 

 

Руководствуясь материалом приложений  №1 – 5,  учащиеся в таблицу вносят данные упаковок, которые принесли из дома по своему желанию. Все приложения лежат на столе у каждого ученика.

Также, вместе с практической работой, я раздаю листочки с вопросами анкетирования,  на которые они отвечают анонимно и сдают мне.

Вопросы анкеты:

  1. Читаете ли вы на упаковке состав продукта и срок годности?
  2. Учитываете ли вы полезность продукта или больше цените вкусовые качества?
  3. Считаете ли вы нужным проведение таких уроков?
  4. Какую пользу вы извлекли для себя после практической работы?

Во время практической работы демонстрирую презентацию слайд №9 особо опасные добавки: Е121, Е123, Е240, Е621.

Шестой этап

После окончания практической работы просматриваем некоторые тезисы фильма «Осторожно – еда». (см. презентацию слайд №10).

  1. Е 121,  Е 123,  Е 240, Е621 – ЗАПЕРЕЩЕНЫ ! ! !
  2. E 641 (глутамат натрия) – одна из добавок, которая приводит к раку.
  3. Ароматизаторы опасны.
  4. Долгохранящие продукты опасны из-за консервантов, пеноферментогасителей и других  вредных веществ.
  5. Консерванты убивают живые микроорганизмы!
  6. Употребляешь гамбургеры, молочные коктейли из МcDonald's – болеешь  лейкемией.

Это трансгенные  продукты.

Выводы по уроку. (см. презентацию слайд №11)

Вопрос. На что мы должны обращать внимание, покупая продукты в упаковке?

  1. Уметь по контрольной цифре штрих-кода определять подлинность товара.
  2. На дату изготовления, срок реализации.
  3. Уметь по буквенно-цифровому коду определять опасные для здоровья спецдобавки.
  4. На полноту информации о продукте на этикетке.
  5. На соответствие информации на этикетке штриховому коду и штампу на банке.

Сдача практической работы и анонимных ответов. За практические работы ставлю отметки.

А по анонимным ответам (некоторые ответы приведу ниже) я делаю выводы, на что обратить внимание в дальнейшей работе.

После окончания урока приложения №1–4 остаются в подарок ученикам для использования их в повседневной жизни. Рекомендую детям рассказать родителям о проведённом уроке и показать материал приложений.

Во время фронтальных практических работ в течение урока были отработаны все приёмы исследовательской деятельности учащихся по данной теме, поэтому при индивидуальном выполнении практической работы детям всё было понятно, они легко пользовались алгоритмами.

Привожу примеры ответов детей на  вопрос №4: какую вы пользу извлекли для себя после практической работы?

  1. Никакой. Как употреблял вкусную еду, так и буду.
  2. Конечно извлёк, но с жевательными резинками не расстанусь, они чистят зубы.
  3. Постараюсь обезопасить себя от вредных добавок, но очень обожаю пепси-колу.
  4. Я никогда не обращала на этикетки внимания. Ужас! Что мы едим!
  5. Сладости люблю, постараюсь покупать шоколад, там меньше добавок.
  6. Дома меня тоже приучают к здоровой пище. Зачем портить здоровье?
  7. Для меня получена нужная, полезная информация.

На вопрос №3 все ответили утвердительно, т.е. такие уроки проводить надо.

Используемый материал:

  1. Фильм «Осторожно – еда» (версия мною урезана до 3-х минут). Производство: ПЦ Мастерская 2008г. Автор Анна Терёхина.
  2. Шашурина А.Т. «Экологическая безопасность и продукты питания». Газета «Биология в школе» №10, 2010г.
  3. «Пищевые добавки. Справочник». А.С.Булдаков. 1996г.
  4. Портал: http://pynet.su
  5. Источник:

6.08.2013