• Библиотека
  • Биология
  • Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления

Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления

Оформление помещения:

  • Плакаты (фото) по экологии.
  • Выставка книг о природе.
  • Иллюстрации редких животных и растений края.
  • Запрещающие экологические знаки (рисунки учащихся).

Центральную часть помещения занимают столы, расположенные полукругом. На каждый стол выставляется табличка, указывающая профиль сидящих за ним специалистов. Школьники – слушатели располагаются в замыкающий круг части помещения. Для ведущих и журналистов предусмотрены микрофоны. В роли докладчиков, энергетиков, журналистов, историка, эколога, инженера-эколога, корреспондентов, поэтов, артистов, атомщика выступают учащиеся старших классов.

I часть: Сценарий конференции

(Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Березы»)

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь в этом зале для проведения экологической конференции на тему: «Без экологии нет жизни». Для того, чтобы всесторонне рассмотреть данную тему, здесь собрались: журналисты и корреспонденты, ученые, специалисты разных отраслей, врачи, поэты и артисты. (Представляет первого докладчика)

Докладчик1: Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью; поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

(Ведущий предоставляет слово корреспонденту1.)

Корреспондент1: Есть ли данные о возникновении первых тревог об экологии и когда вышел первый закон об охране окружающей среды?

Историк: Еще в Древнем Риме и Афинах римляне отмечали загрязнение вод Тибра, а афиняне – афинского порта Пирея, принимавшего корабли со всей тогдашней Ойкумены, т.е. территории земного шара, заселенной человеком. Римские поселенцы в провинциях Африки жаловались на оскудение земель вследствие эрозии почв.

Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

До XVIII века основными источниками загрязнения окружающей среды были бытовые сточные воды, а также продукты сгорания топлива, применяемого для отопления помещений: окись и двуокись углерода, сажа, зола, а также сернистый ангидрид в районах, где применялся каменный уголь. Накапливание отходов, еще существенно не влияло на общую экологическую обстановку.

Ведущий: Спасибо. Предоставим слово статистическому работнику - докладчику 2 «Масштабы воздействия человека на природу»

Докладчик 2: Человек выступает в качестве могучей силы, преобразующей лик Земли.

Цифры, суммирующие геологическую и геохимическую деятельность человека, способны потрясти своими размерами.

При добыче полезных ископаемых из недр Земли ежегодно извлекается до 100 млрд.т. горных пород, выплавляется 800 млн.т. различных металлов, вносится в почвы 500 млн. т. минеральных удобрений. Сжигается в качестве моторного топлива и для получения электроэнергии около 3 млрд. т. нефти и нефтепродуктов. Еще больше сжигается каменного угля. За последние 30 лет содержание углекислого газа в атмосфере нашей планеты увеличилось на 5%.

С середины XX века обострились проблемы экологического характера. Каждый день с лица земли исчезает 100 видов живых организмов, только 10% сырья, извлекаемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, остальные 90% - отходы, загрязняющие биосферу, а объем добычи удваивается каждые 15 лет.

Корреспондент 2: Что в этой связи можно сказать о России?

Содокладчик (докладчика 2): В нашей стране в год перелопачивается 15 млрд. т. земли, извлекается 5 млрд. т. полезных ископаемых. Ежегодно вырубается 2 млн. га. леса. Лидирует по добыче многих первичных природных ресурсов – нефти, природного газа, железной руды.

Больше всех добываем соли, фосфатов, цветных металлов, песка, щебня, извести. Вровень идем с США и Китаем по добычи угля, по объему заготовок древесины с США.

Ведущий: Предоставим слово ученому-экологу. Как же все это отражается на экологии Земли?

Эколог: Обратная сторона расточительности человечества – растущее загрязнение окружающей среды: образование отходов и выбросов веществ в воду, атмосферу и в землю. В результате сжигания угля и мазута – выделяется более 150 млн.т. сернистого газа. Каждый год в реки сбрасывается около 160 км промышленных стоков, вносится 500 млн.т. удобрений и 3 млн. т. ядохимикатов, треть которых смывается поверхностными стоками в водоемы. Ежегодно 6 млн. га земли превращаются в пустыни. Ежегодно разрушается более 11 млн. га леса. В Европе кислотные осадки уничтожают леса и озера, наносят ущерб художественному и архитектурному наследию наций.

Корреспондент3: Как можно охарактеризовать экологическую обстановку в Братском районе?

Ведущий: Слово Братскому экологу

Инженер-эколог: Основными загрязнителями атмосферы Братского района являются Братский ЛПК, БрАЗ, ТЭЦ – 6, ТЭЦ-7. Они выбрасывают в год 154 тыс.т. 56 наименований загрязняющих веществ. Водный бассейн занимает 12% территории. Отведено 330 млн.м сточных вод. Из них без очистки 66 млн.м, недостаточно очищенных 260 млн.м, очищенных 13,2 млн.м. Больше всех загрязнена приплотинная часть, речной порт Порожский.

Почва. Допустимое содержание свинца – 1,2 условных единиц вблизи магистралей и на поворотах до 10 у.е.

Сильно загрязнены п.Строитель, п. Падун. В районе БрАЗа фтор допускается 16 у.е.

(во всех пробах 100). И только в радиусе 27,5 км уровень приближается к фоновому.

Ведущий: Как на это отреагировали наши поэты и артисты?

Поэт: Я хочу познакомить вас с произведением моего уважаемого коллеги Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс)

Я бы спел романс
Про БрАЗ –
Нету фраз!
Я и гимн пропеть готов –
Нету слов!
Иль частушечный куплет –
Звуков нет!
Только джаз, дикий джаз
Может громыхать про БрАЗ!
Лучший музыкальный шарж
Был бы похоронный марш
Вот зарыть бы в землю БрАЗ
Не слезинки бы из глаз –
Это раз!
Вот когда б нашли слова –
Это два,
А в четвертых, мама плачет –
Пропадает молоко!
Объяснение: от БрАЗа
Мы живем недалеко!
Непонятное в природе!
Взять хотя бы огород!
В нашем чудо-огороде
Слаще редьки хрен растет!
Овощи-чудовища!
Разве это овощи!
Не морковь, а просто срам!
Не щадя усилия,
Вырвешь – не морковь, а храм
Блаженного Василия!
Как тут черта не помянешь –
Восьмирогий корнеплод!
Что из грядки ни потянешь –
Или гниль, или урод!
Эти испражнения БрАЗа
Хуже ведьминого сглаза
Посмотри-ка вдаль, братва –
Ядовитая ботва
Поднимается от БрАЗа,
Наша гибель и зараза!
Вот таким бы вот совком
Взять и вырыть яму –
БрАЗ туда бы кувырком,
В преисподнюю прямо!
Там бы черти разом
Порешили с БрАЗом.

Ведущий: Предоставляет слово артистам.

Артисты: Экологические частушки

Летчик над тайгою
Нынче заплутал,
Скрыло пеленою
Аэровокзал
То не зыбь тумана
Над тайгой плывет,
Клубы меркаптана,
Сероводород…

Лучше съеденному быть
Гнусами проклятыми,
Чем ангарску воду пить
С ядохимикатами

…Нам от БрАЗа лишь зараза
Голова гудит как чан!
Будут детки одноглазые
Рождаться у братчан…

Ведущий: Говоря о воздействии человека на природу, нельзя не назвать проблему радиоактивного загрязнения среды обитания человека, связанную с атомной энергетикой и испытаниями ядерного оружия. Послушаем ученого-атомщика.

Ученый-атомщик: Проблемы атомной энергетики сегодня волнуют миллионы людей. Мнения – прямо противоположные: одни – за ее развитие, другие за ликвидацию всех имеющихся АЭС, за прекращение строительства новых. Имеются данные: в мире эксплуатируется 416 энергоблоков АЭС, строится 108. I место занимает США, II-Франция, III-тогда еще СССР. Удельный вес – 12% ,(в Японии и ФРГ –30%), во Франции – 73%. Лидирует Франция, здесь готовятся закрыть последние угольно-мазутные ТЭЦ, а также о скором превращении Франции в экологическую витрину Европы. Здесь атомная энергетика существует уже более 40 лет и никогда не было ни одного несчастного случая. На обеспечение безопасности здесь тратится в 4 раза больше чем в России и в 2 раза больше чем в США средств. Очень быстро развивается энергетика Японии (хотя 15-20 лет назад это была антиядерная нация, пережившая ужас Хиросимы и Нагасаки). Крупнейшая АЭС Фукусима (10 блоков общей мощностью 8 млн. кВт) расположена в зеленой долине, к ней нет даже железной дороги. Изредка приходят автотрейлеры с топливом – и все.

Чернобыльская катастрофа привела к крупномасштабным воздействиям на окружающую среду и здоровье человечества региона. В 1979г. авария в США – выброс незначителен, 1989г. – Испанская АЭС – возник пожар, но выбросов не было, удалось быстро локализовать.

Корреспондент3: Какие нетрадиционные источники энергии можно использовать кроме АЭС, ГЭС?

Ученый-атомщик: К ним относятся приливные, ветряные, термальные, солнечные электростанции, которые являются экологически чистыми. Остановимся подробнее на ветроэнергетике.

Ветряные мельницы мололи зерно в Персии еще за 200 лет до нашей эры, а еще раньше они применялись в Китае. В Европе впервые к услугам ветра обратились в XIII веке (в то же время и в России). Приоритет принадлежит Дании. В России в те времена вырабатывалось свыше 1 млн. кВт. Наша страна занимает 67 место в мире по использованию энергии ветра, хотя 30% территории страны (это огромная площадь) обладает ветровым потенциалом. На Западе разработкой и выпуском ветряков заняты известные авиационные фирмы. Ветроэнергетические установки уже в ближайшие годы могут вырабатывать дешевую электроэнергию и стать реальными заменителями угля, нефти, газа. Сейчас имеются установки в Калифорнии, Испании, Японии, Монголии, Англии.

Ведущий: Необходимо поговорить и о том, как же влияет окружающая среда на здоровье человека? Слово представителям медицины.

Медик: Здоровье и болезнь человека – производное окружающей, и, прежде всего, социальной среды.

Важные параметры: демографическая ситуация: снижение рождаемости и увеличение смертности. Если в ближайшие несколько десятков лет в семьях не появятся больше 2 (3-4) детей, русские исчезнут как нация. В Братске население составляет около 67,5 тыс. человек. Уровень заболеваемости выше республиканской.

Когда журналисты придумали термин «экологический СПИД», они сами не подозревали, как близки были к истине. Выбросы вредных веществ в атмосферу и воду, воздействуют на организм человека, развивая состояние близкое к СПИДу. Даже бытовой мусор при сжигании выделяет диоксины, относящиеся к высокотоксичным веществам, отрицательно влияющих на генную и иммунную системы. Диоксины обладают мутагенным свойством, поэтому рождается большое количество детей с врожденными уродствами. Это результат мутации, которая происходит в генах от воздействия окружающей среды.

Иммунная система человека очень чувствительна к воздействию таких факторов как токсических, биологических, химических, в том числе психоэмоциональных.

Аллергия – тоже является результатом такого воздействия. Клетки, обеспечивающие защиту организма от ОРЗ, гриппа, гепатита – становятся беззащитными, если к отравленной среде добавить облучение; тогда наступает полное подавление деятельности иммунной системы, что и напоминает ВИЧ-инфекцию. В Братске, Усть-Илимске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Шелехове, Саянске происходит наиболее интенсивное загрязнение.

Наблюдается активный рост числа заболеваний иммунной системы: по данным Иркутского Института педиатрии 70% детей имеют такие нарушения. Популяция жителей Иркутской области находится на начальном этапе ослабления иммунитета. Нынешнее поколение попросту отравлено выбросами. В дальнейшем это будет продолжаться. Население промышленных районов получит болезнь похожую на СПИД. В среднем на каждого жителя Иркутской области в год промышленные предприятия области сбрасывают 230 кг загрязняющих веществ. Среднегодовые концентрации загрязнений превышают допустимые нормы во много раз для населенных пунктов.

Корреспондент 2: Как обстоят дела конкретно в г. Братске и Братском районе?

Врач: Как уже было сказано – уровень заболеваемости выше республиканского. У детей в 2 раза – заболевания моче-половой системы, в 1,4 раза – пищеварительной. У взрослых: ишемическая болезнь сердца, дыхательной системы, пищеварительной, мочевыводительной систем, болезни кожи. Мертворождение превышает в 3,6 раза. От врожденных аномалий умирает 4 ребенка на 1000, а аномалий 21 из 1000 детей. В последние годы увеличилось это число в 2,5 раза. Полютанты, поступающие в воду, влияют на репродуктивность женщины (невынашиваемость 90 – 1000 беременных).

Ведущий: То есть получается, что если в дальнейшем мы не будем бороться за чистоту окружающей среды, выполнять мероприятия, предложенные медиками, то будущие поколение людей превратятся в мутантов? Ребята нужно что-то делать!

Школьники: Что же можем сделать мы - дети, если взрослые не могут остановить экологическую чуму?

Школьник из экологического кружка: Мы можем сделать то, что нам по силам:

  1. Расчистить лес от сушняка – он убежище различных вредителей; родник – он напоит реку
  2. Огородить муравейник в лесу от непрошеных гостей
  3. В лесу на старом пне выдолбить корытце, насыпать в него соли – для лосей и других копытных
  4. Возле водоемов разместить гнездовые ящики для кряквы и многое другое.
  5. Помочь пернатым, не давать в обиду животных.
  6. Вести агитационную работу среди населения поселка против выбрасывания бытовых отходов не в отведенном месте. Останавливать тех, кто жжет бытовые отходы дома, на улице, в поселке.
  7. Организовать охранное общество природы в школе.

II часть: Выставка поделок из материалов бытовых отходов

Каждому классу предварительно было дано задание:

5-6 классы – изготовить поделки из пластиковых упаковок;

7 класс – поделки из бумаги и картона;

8класс – поделки из стекла;

9 класс – поделки из алюминиевых банок;

10 класс – поделки из полиэтилена;

11 класс – поделки из коробок и пробок.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. 2000. – 240с.
  2. «Лес и человек»// Ежегодник. 1989, 1990, 2001гг.
  3. Михасенко Г.:«Азбука Братска» (Откровения старожила) Книга для чтения от 7 до 70. г. Братск. 80с.
  4. Новиков Ю.В. Природа и человек. 1991. – 223с.
  5. «Спасти Ангару»: Экологический центр: г. Иркутск.
  6. «Экологические тропы»// «Первое сентября» - Биология, 1989г.

9.02.2005