Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Бактерии – живые организмы"

Цель урока:

  1. Описание строения бактериальной клетки.
  2. Объяснение особенностей жизнедеятельности бактерий.
  3. Сравнение строения бактериальной и растительной клетки.

Тип урока: урок аналитического мышления.

Оборудование:

  • конверты с заданиями;
  • диктофоны с заранее записанными словами;
  • бумажная кукла и модель бактерии, отображающее ее строение.

Ход урока

Приложение

Перед началом урока — деление на группы. Работает 3 группы.

1. Интрига.

Прошлый раз мы отгадывали кроссворд, здесь я зашифровала слово, догадайтесь, что это за слово, и почему именно это слово я зашифровала здесь.

  А          

Не догадались, ну что ж, об этом узнаете в конце урока.

2. Воспоминание.

Мы изучили с вами растения.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое эволюция?
  2. Кто такие риниофиты?
  3. Кто такие эукариоты:?
  4. Кто такие прокариоты?
  5. Какие организмы называются автотрофами?
  6. Какие организмы называют гетеротрофами?
  7. Что такое реликты?
  8. Что такое искусственный отбор?
  9. Что такое селекция?

Задание группам:

  1. Строение растений и процессы жизнедеятельности.
  2. Строение растительной клетки. Подписать основные органоиды клетки и охарактеризовать их функции.
  3. Основные этапы эволюции. Из предложенных карточек сложить последовательность эволюционных этапов.

Гетеротрофы (бактерии)

Цианобактерии (автотрофы)

Зеленые и золотистые водоросли (Эукариоты)

Многоклеточные водоросли

Риниофиты, Псилофиты

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Голосеменные

Покрытосеменные

Индивидуальные задания:

О каком культурном растении идет речь?

Заполните пропуски.

Название _______________________

Семейство ______________________

Применение ____________________

  1. Это древняя культура. Растет на таких почвах, где другие культурные растения возделывать нельзя. В почве желательны известь и сера. В настоящее время известны более 2000 сортов. В Китае было запрещено возделывание этой культуры. В средние века его выращивали в монастырях. Стало гибнуть это растение от филоксеры (тля на корнях растений). В России эта культура появилась с 1613 года. Петр 1 положил выращивание этой культуры в станицах донских казаков (Цимлянске). (Виноград.)
  2. Родина – Южная Америка (Колумбия, Перу, Боливия).Вначале эта культура выращивалась лицами богатого сословия и иностранцами. Называется эта культура – земляные яблоки. А вот крестьяне называли его чертовым яблоком. Указом сената в 1765 году вводится как пищевая культура. (Картофель.)
  3. Родина – Тихоокеанское побережье Южной Америки и Галапагосские острова. В 16 веке привезли в Испанию и Португалию, где стали называть золотым яблоком. В России стали выращивать с 19 века. Это основная овощная культура в России. (Помидоры, томаты.)

3. Изучение нового материала.

Ну, что не догадались, какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы сегодня будем изучать.

  А   С      

Мы изучили с вами растения – автотрофные организмы, роль в природе которых очень велика. В случае неблагоприятных условий они приспосабливаются – сбрасывают листву, уменьшается испарение, устьица закрываются, изменяется окраска листьев, имеется кутикула, восковой налет, видоизменение органов, карликовый рост, огромнейшие листья в тропиках.

А кто еще относится к представителям живой природы? (Животные, грибы, человек, бактерии.)

Как человек приспосабливается к разным условиям, изменениям температуры? (Потеет, одевается, с похолоданием более теплая одежда.) (Одевается бумажная кукла.)

Бактерии – самые древние представители, появились примерно 3,5 млрд. лет назад. Слово «бактерия» произошло от греческого бактерион – палочка. И долгое время были единственными представителями на нашей планете. Их тело имеет примитивное строение. Их размеры 0,5 – 1 мкм, длина 2-3 мкм, гиганты 30 –100 мкм.

Кокки -о

Диплококки – оо

Стрептококки – оооооо

Бациллы –

Спириллы –

Вибрионы –

Форма может быть разной, но строение одинаково. А главное, точно так же, как и мы с вами. Бактерии одеты особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функцию, придает бактерии постоянную форму. Она проницаема , через нее проходят вещества, выходят ненужные. Часто поверх клеточной стенки вырабатывается дополнительный слой слизи – капсула. Толщина может превышать диаметр клетки, а может быть и незначительный. Капсула предохраняет бактерию от высыхания. (Бактерия, одевания клеточной стенки и капсулы.)

В благоприятных условиях бактерии растут и очень быстро делятся. Причем этот процесс повторяется каждые 20 – 30 минут. Если наступают неблагоприятные условия бактерии образуют споры. Но это не споры, которые служат для размножения, спора – плотная оболочка, в итоге они сохраняют жизнеспособность тысячи лет (в египетских мумиях, в трупах мамонтов и в вечной мерзлоте).

Клетки бактерий имеют сходство и различия с клетками растений.

Задание группы №1. Найдите сходства растений и бактерий.

Задание группы №2. Найдите различия растений и бактерий.

Задание группы №3. Почему долгое время бактерии относились к низшим растениям и изучались ботаниками.

Признаки Растения Бактерии
Клеточная стенка + +
Вакуоли + -
Цитоплазма + движется + не движется
Ядро + эукариоты - прокариоты
Наследственная информация ДНК ДНК
Размножение Бесполое и половое Бесполое (деление пополам)
Размер клеток Более крупные Более мелкие

4. Действенное закрепление.

Ну, что не догадались, какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы сегодня изучали.

  А   С   В  

Перед вами диктофоны, там записаны всего три слова. Послушайте эти слова. И свяжите эти слова в мини рассказ о бактериях.

1 группа: бактерии, древняя группа, прокариоты.

2 группа: клеточная стенка, капсула, ядро.

3 группа: споры, ядерное вещество, ворсинки или жгутики.

5. Разрешение интриги.

Вы уже догадались какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы изучили

Ц А Р С Т В О

Бактерии – одно из проявлений жизни. Миллиарды лет – единственные обитатели нашей планеты. Они и сейчас настоящие хозяева нашей планеты. И мы живем окруженные этими невидимыми организмами. Бактерии завоевали толщу земли, водные пространства, воздух и поселились в нас. Бактерия – это всего одна клетка без ядра и многих органелл. Когда Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп он назвал их «зверушками». В 1863 году было описано строение бактерий. Но эти ничтожно малые организмы объединены в отдельное царство.

6. Задание на дом.

Прочитав параграф 49 составьте кроссворд из 10 слов по бактериям.

Приложение

8.08.2010