Бинарный урок математики и природоведения по теме "Итоговое повторение"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Цель: более глубокое усвоение знаний, обобщение, систематизация.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать, обобщить и систематизировать изученное в курсе математики и природоведения; показать разнообразие применения математики в реальной жизни; развивающие: развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и природоведению; воспитательные: формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной,  воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремления преодолевать трудности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, лист учащегося (Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять

II. Актуализация ранее изученного материала (устная работа).

Кроссворд (5 мин.). Презентация. (Слайд 4)

Слайд 2. Определить ключевое слово темы урока нам поможет кроссворд.

Слайд 3.

Однажды известный математик пытался объяснить своему знакомому поэту, что такое пространство. Тот долго его слушал, а в конце заметил: “ Это все не так. Я знаю, что пространство голубое и по нему летают птицы!” К сожалению, математики смотрят на окружающий нас мир более прозаично. Но, сегодня, я хочу предложить вам погрузиться в мир природы с помощью математики. Мы будем не только решать задачи по курсу 5 класса, но и повторим основные темы “Природоведения”. Приглашаю вас в сказку.

III. Работа по теме урока.

В некотором тридевятом государстве жила-была принцесса Природа. Было в подчинении у Принцессы четыре Царства. Какие это Царства?

  • Царство животных.
  • Царство растений.
  • Царство бактерий.
  • Царство грибов.

Принцесса разрывалась между этими царствами, чтобы содержать их в порядке и благополучии. Одной ей было очень тяжело. И решила принцесса, что нужен ей помощник и объявила конкурс, на замещение вакантной должности принца. Претендент не замедлил явиться.

Но Принц должен был получить одобрение в каждом царстве, а заодно и показать насколько хорошо он ориентируется в основных вопросах Природоведения. Поэтому принцесса Природа отправила принца в путешествие по царствам (Слайд 5).

Задание 1. (Слайд 6, 7). Чтобы узнать в какое царство попал принц, отметь точки на числовом луче. Единичный отрезок – 3 клетки.

id19527 (Мицелий)

(Слайд 8)

В какое царство попал Принц и, что такое “мицелий”?

Мицелий (от греч. mykes — гриб), грибница, вегетативное тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся нитей. Через всю поверхность мицелия происходит всасывание воды с растворёнными питательными веществами.

Значит Принц в Царстве Грибов.

Задание 2. (Слайд 9) Грибы приготовили принцу вопрос, на который мы с вами поможем ему ответить. Послушайте легенду (Слайд 10).

“От времен Древнего Рима дошла до нас легенда о том, как погиб император Клавдий. Императору очень понравился нежный вкус грибов и он успел даже издать указ о том, чтобы к столу подавали только этот гриб.

Яд этого гриба весьма коварен. Он действует медленно и неуловимо. Первые признаки отравления появляются только через 6–12 часов, а иногда и через сутки. Яд за это время уже проникает в кровь, действует на все важнейшие органы – кроветворные, пищеварительные, нервную систему, и помочь пострадавшему уже невозможно”.

О каком грибе речь? Чтобы ответить на вопрос, выполните действия и составьте слово.

(Слайд 11)

Бледная поганка – своеобразный “чемпион”, самый ядовитый гриб на свете. Вероятно, и самый коварный. Дело не только в приятном грибном запахе и вкусе (о котором мы можем судить по оценке Клавдия), но и в том, что съевший бледную поганку человек первоначально чувствует себя вполне хорошо. Проходит час, два, двенадцать часов, иногда – сутки после рокового обеда, а человек все еще ничего не замечает.

Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единственный способ избежать отравления – хорошо уметь распознавать этот гриб. Это гриб белого цвета. У молодой поганки шляпка колокольчатая, у более старого гриба — плоская.

Благополучно преодолев, препятствия в Царстве Грибов Принц отправился дальше.

Задание 3. Чтобы узнать в какое следующее царство попал принц, решите уравнения и заполните таблицу.

Что такое фотосинтез? (Слайд 12). Образование зелеными растениями веществ с использованием энергии солнечного света.

В какое царство попал Принц? Правильно, в Царство Растений. Жители Царства приготовили Принцу загадку. Давайте поможем ее отгадать.

Задание 4. Послушайте легенду (Слайд 13). “Про этот чудесный цветок поют песни, слагают стихи и сказки. Древнерусская легенда связывает его появление с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти”.

Что за цветок? Выполни задания и восстанови слово. (Слайд 14, 15)

Ландыш – необыкновенно красивое корневищное растение. Ценится прежде всего за красоту мелких колокольчатых цветков, собранных в поникающее кистевидное соцветие и обладающих сильным ароматом.

Широко распространен в культуре с 1525 года. 

Особой любовью цветок пользовался во Франции, где местами до сих пор сохранился обычай ежегодно справлять праздник ландышей (первое воскресенье мая).

Целительные свойства ландыша известны со времен глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах сердца.

Несмотря на кажущуюся безобидность, все части ландыша являются ядовитыми, поэтому следует соблюдать осторожность при обращении с ним.

Успешно справившись с заданием в Царстве Растений, Принц отправился дальше.

Задание 5. (Слайд 16) Чтобы узнать в какое следующее царство попал принц, переведите смешанные числа в неправильные дроби, а из неправильных дробей выделите целую часть и заполните таблицу.

(Слайд 17, 18)

Кто такие гетеротрофы? Организмы, использующие для питания исключительно или преимущественно органические вещества, произведенные другими видами.

Так в какое царство попал Принц? Правильно. Царство Животных.

Задание 6. Жители Царства предложили Принцу решить две задачи.

Задача 1. (Слайд 19). В мире существует около 30 различных видов лягушек. Лягушки сильно отличаются по размерам, форме и цвету. Леопардовая лягушка меньше лягушки-быка в 4 раза. Найдите их длины, если лягушка-бык на 15 см длиннее леопардовой.

(Слайд 20)

Задача 2.  Семейство кошачьих насчитывает более 300 видов. Снежный барс из Азии в 2 раза легче пумы из Северной Америки. Найдите их вес, если вместе они весят 150 кг.

(Слайд 21)

Итак, Принцу осталось посетить последнее царство.

Задание 7. Чтобы узнать в какое следующее царство попал принц, вычислите примеры рационально и заполните таблицу.

(Слайд 22)

Кто такие прокариоты? Одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром.

(Слайд 23).

Жители Царства Бактерий тоже приготовили Принцу Задание.

Задание 8. Выясните, в каком столбике таблицы верно записано указанное число. Выберите букву, ему соответствующую:

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Наш урок подошел к концу. Принц выполнил все задания и принцесса нашла себе достойного помощника.

(Слайд 24)

V. Итог урока.

Продолжи фразу:

- Сегодня на уроке я побывал в царствах…

- Сегодня на уроке я повторил…

Хорошее воображение – это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий французский просветитель Вольтер как – то сказал: “В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера”.

Много прекрасных плодов растет в саду под названием “Математика”. Каждый может найти для себя задачу и интересную, и посильную. Но все же: “В задачах тех ищи удачи, где получить рискуешь сдачи”.

VI. Домашнее задание.

Придумать математическое задание по материалам предмета “Природоведение”.

Литература

1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.И.Чесноков, С.И.Шварцбург. Математика, 5 класс. М., 2006.

2. Н.Е.Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения, 5 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

3. Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. Задания для обучения и развития учащихся, 5 класс. Интеллект-Центр, М., 2009.

4. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия, 5-6 классы. Дрофа, М., 2005.

5. Интернет-ресурсы. Википедия.

12.03.2013