Ботанический урок-игра "КВН"

Цели:

  1. активизация познавательной деятельности,
  2. формирование широких познавательных интересов у школьников,
  3. выявление эрудитов среди учащихся.

На уроке решались следующие задачи:

  1. обобщить и углубить знания учащихся по пройденной теме;
  2. расширить знания школьников по предмету;
  3. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету.

Оборудование: Иллюстрации «Лесная аптека» рисунки учащихся, кроссворды, открытки.

План игры:

I Организационный момент:

1) Выбираем мудрейшего!

(?)Какой процесс называется фотосинтезом?
(?)Какие вы знаете типы корневых систем?
(?)Какие органические удобрения вы знаете?
(?)Какие органы имеют цветковые растения?

Мудрейший будет подсчитывать очки команд.

2) Выбираем хранителя времени!

(Кто правильно угадает время 1 мин. – про себя)

3) Выбираем две команды: (по 6-7 чел.)

II Начало игры:

Команды придумывают название команд (например, 1-ая – «Лилия», 2-ая – «Фотосинтез»)

Выбирают капитана команды

Конкурс 1. «Ботаническая эстафета»

(За 1 мин. Пишут мелом на доске, либо фломастером на ватмане)

Овощи: Фрукты:

(5 баллов за правильное название)

(?) Какое разнообразие растений вы знаете? (за 1 минуту)

Деревья: Кустарники: Травы:

Конкурс 2. «Конкурс капитанов»

Эпиграф: Не знали наши папы, не знали наши мамы, что дети их родятся капитанами.

(15 секунд) Задаются вопросы, отвечают по очереди:

  1. Устройство микроскопа
  2. Строение растительной клетки
  3. Какие бывают виды корней; типы корневых систем?
  4. Строение листа. Какой лист называется сложным?
  5. Какое жилкование имеют листья растений?
  6. Какие виды стеблей вы знаете?
  7. Почему нужно охранять зеленые растения?
  8. Какое участие ты можешь принять в охране природы?

(3 балла за каждый правильный ответ)

Конкурс 3. «Музыкальный»

(Болельщики поддерживают участников)

Песня: « Во поле береза стояла», « В лесу родилась елочка», « Калинка-малинка»

(Синяя карточка – «Громко», Белая карточка – «тихо»)

(5 баллов – за внимательность)

Конкурс 4. «Литературный»

(«Ромашка» - загадки)

(Команды по очереди отрывают лепестки с ромашки (15 секунд))

  1. Что не сеяно родится? (Трава)
  2. Берега зеленые, вода красная, рыбки черные? (Арбуз)
  3. Вырос в поле дом, полон дом окон, все ставни заколочены? (Колос)
  4. Ходит дом ходуном на столбе золотом? (Рожь)
  5. Шарик бел, весь мир одел. (Хлопок)
  6. Сижу на дереве, кругла как шар, сладка как мед. (Вишня)
  7. Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито. (Шиповник)
  8. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Редис)

(За правильный ответ – 3 балла)

Конкурс 5. «Что это за растение?»

(Муляжи – картофель, помидор, либо свежий картофель и томат)

Командам задаются вопросы поочередно, по 4 подсказки.

С 1-ой попытки – 5 баллов, со 2-ой – 4 балла, с 3-ей – 3 балла, с 4-ой – 2 балла

Первой команде: ( 1 минута)

  1. Его нередко называют «вторым хлебом».
  2. Родина - горы Центральной и Южной Америки.
  3. В Россию это растение попало во время правления Петра I.
  4. Крестьяне недоверчиво враждебно называли его «чертовым яблоком».

Что за растение? (Картофель)

Второй команде: (1 минута)

  1. Французы до сих пор именуют его « пом де тер», что значит «земляное яблоко.
  2. Дикие родичи этого растения до сих пор сохранились в горах Перу.
  3. В России в 1781 году это растение выращивали только в частном ботаническом саду Демидова в Москве.
  4. Различные салаты, соленья, маринады, пасту, сок и многое другое получаем мы из плодов этого южноамериканского растения. Вот уж поистине «золотое яблоко».

Что это за растение (Помидор)

Конкурс 6. «Третий лишний».

Иллюстрации «Лесная аптека» (30 секунд)

  1. Овес Одуванчик Пшеница (Признак – корневая система)
  2. Картофель Горох Кукуруза (Признак – виды листьев)
  3. Клевер Лилия Земляника (Признак – виды листьев)

За правильный ответ – 5 баллов

Конкурс 7. «Чудо-дерево».

(Чудо-дерево) (1 минута)

Сочные плоды: Сухие плоды:

(Записываются мелом на доске, либо фломастером на ватмане)

(?) Какие плоды называются сочными? Сухими?

(Отвечают капитаны)

За правильный ответ – 3 балла.

Конкурс 8. (для болельщиков)

(3 минуты)

Пока подводятся итоги игры, болельщики называют строчки из песен о цветах.

Конкурс 9. «Биологический детектив»

Первой команде: (на размышление 15 секунд)

Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте. За это боги жестоко его наказали: до конца своих дней юноша был обречен постоянно любоваться собственным отражением в пруду. А после его смерти на этом самом месте вырос прекрасный цветок, который и назван в память о юноше.

Что это за цветок? (Нарцисс)

Второй команде:

Зрелищные сооружения и амфитеатры в Древнем Риме строились с применением древесины этого дерева, которая плохо поддается гниению. На сваях из его древесины стоит Венеция, на таких же сваях строился Петербург. Двери и оконные рамы Зимнего дворца и много других построек Петербург, деревянные части соборов Московского Кремля, соборы Василия Блаженного изготовлены из древесины …?

Что это за дерево? (Лиственница)

III Подведение итогов

Мудрейший сообщает количество набранных очков – баллов командами.

Определяется команда – победитель. Отмечается самый активный и любознательный болельщик. Участникам игры КВН вручаются сладкие призы. Ребята получают отличные оценки по предмету.

5.02.2007