Внеклассное мероприятие «КВН "Веселая микология"»
Цель мероприятия:
- Развитие устойчивого интереса к биологии, творческой активности;
- Воспитание уважения к сопернику, умение вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
- Повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- Выявление межпредметных связей биологии с другими науками (физикой, историей, информатикой и др.).
Задачи. Сформировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро ориентироваться в различных ситуациях.
Планируемые образовательные результаты:
- Обобщить и систематизировать полученные знания о царстве грибов.
- Диагностировать уровень качества знаний учащихся о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, знании ядовитых и съедобных представителей.
Оборудование мультимедийный проектор, экран, компьютер, звуковые колонки, микроскоп с видеокуляром, микропрепараты, предметные и покровные стекла, пинцеты, чашки Петри, лупа, препаровальный нож, стеклянная палочка, препаровальная игла, пипетка, ванночки для зафиксированных объектов, готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя», «Поперечный срез листа», «Дрожжи», «Кристалл сахара», «Инфузория туфелька», культура мукора, пеницилла, дрожжей, шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы (зафиксированные в крепком растворе соли или спирте), карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов.
План мероприятия
1.Организационный момент - 2 мин.
2. Проведение мероприятия - 45 мин.
3. Подведение итогов игры
4. Награждение команд - 5 мин.
Цели:
- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о грибах, их значении в жизни человека и в природе.
- Заложить понимание межпредметных связей с другими учебными дисциплинами (физика, информатика, история, литература, математика).
- Развивать совместную творческую активность учащихся средних и старших классов.
Подготовительный этап
Участники разделены на 3 команды.
Каждая команда выбрала капитана, название команды, девиз, эмблему, подготовила «Представление команд», «Домашнее задание» и «Музыкальный конкурс».
В домашних заготовках «Представление команд» и «Музыкальном конкурсе» команды раскрывают тему микологии по своему усмотрению.
«Домашнее задание» – показать сценку: дружеская встреча шляпочного трубчатого Белого гриба со шляпочным пластинчатым грибом Лисичкой.
В задании должны быть отражена информация: особенности строения высших и низших грибов, характеризовать питание грибов, должны прозвучать термины: «мицелий», «плодовое тело», «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень.
В состав жюри входят учащиеся старших классов.
Председатель жюри - Антонюк Елена Давидовна (заместитель директора).
Ведущий – учитель биологии.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: Дорогие зрители и уважаемое жюри! Мы начинаем КВН. Тема нашего КВНа – «Веселая микология».
Ведущий: Сегодня встречу судит очень компетентное жюри в составе: (перечислить состав).
Ведущий: Пригашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.
Ведущий: Мы начинаем первый конкурс «Представление команд».
Конкурс «Представление команд»
Максимальная оценка – 20 баллов.
Оцениваются:
- эмблема команды – 5 баллов
- девиз – 5 баллов
- визитка (презентация) – 10 баллов
По результатам жеребьевки первой будет показывать свое приветствие команда _________________
Ведущий: Спасибо команде ________. Показать свое приветствие мы приглашаем команду _____________
Ведущий: Оценки командам
Ведущий:
Конкурс № 2 «Съедобное-несъедобное»
Командам за 1 минуту необходимо рассортировать изображения съедобных и несъедобных грибов.
Кстати, на каком уроке можно применить эти знания? («Технология приготовления пищи»)
Оценивается: 1 гриб – 1 балл. Время пошло.
Ведущий: Пожалуйста, слово командам.
Ведущий: Просим жюри объявить результаты конкурса «Съедобное-несъедобное».
Ведущий:
Конкурс № 3 «Испорченный телефончик»
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что – на рыбалку собрался?»- «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе тот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом (мимикой и жестами). Один представитель команды должен изобразить то, что у него написано на листке. Члены другой команды должны отгадать, что он изображает.
Прошу капитанов ответить на вопросы: К какой дисциплине относится конкурс помимо биологии? К какой теме?
(Правильный ответ: дисциплина - информатика, тема - передача информации, верный ответ добавляет 1 балл).
ЗАДАНИЕ. Изобразить мимикой и жестами:
Для 1 команды: мицелий высшего гриба с плодовым телом.
Для 2 команды: пенициллин.
Для 3 команды: неспособность грибов к фотосинтезу.
(На подготовку командам дается 3 минуты)
Ведущий: Пока команды думают, небольшая историческая справка о том, как применение грибов влияло на политику государств в средневековые времена. Доподлинно известно, что римские папы Клавдий Второй и Климент Седьмой были смертельно отравлены мухоморами.
Наука микологи возникла очень давно. Впервые в IV веке до н.э. О них писал Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков.
Ведущий: Итак, слово командам.
Ведущий Оценки жюри.
Ведущий: Спасибо уважаемому жюри, а теперь у нас
Конкурс № 4 Капитанов под названием «И в шутку и в серьез»
Приглашаем капитанов команд выйти на сцену. «В серьез» - микроскопия. Вам необходимо определить постоянные препараты, отнеся их к царству растений, грибов или вообще – к неживой природе.
«В шутку» - необходимо нарисовать карикатурное изображение каждого препарата так, чтобы члены вашей команды догадались – какой препарат Вы рассматриваете (например, вместо инфузории туфельки можно нарисовать кроссовок).
Ведущий:
Конкурс № 5 «Эрудитов»
Состоит из 3 этапов. В первых 2 этапах команды дают ответы по очереди. Команда, которая дала последний правильный ответ, побеждает.
(Первый и второй тапы оцениваются по 5 баллов.)
1-й этап. Сейчас мы узнаем у какой команды больше развито воображение. Вам будут представлены фотографии необычных грибов. (Презентация 1)
Постарайтесь отгадать их названия и особенности, связанные со строением. Если команды не знают названия – должны дать свое, отражающее внешний облик гриба и высказать предположения об особенностях.
(В конце ведущий дает справку о реальном названии грибов и их особенностях)
Решеточник |
Научное название - красный клатрус. |
Дама под вуалью |
Гриб относят к грибам-цветам. По-научному эти грибы называются гастеромицеты. |
Земляная звездочка |
Для своего «проживания» земляная звезда выбирает опушки и склоны холмов покрытые мхом. Отлично чувствует себя в мрачных еловых зарослях на богатых щелочами почвах. Гриб предпочитает регионы со сравнительно прохладным и умеренно влажным климатом, встречаются в северных и средних лесах России. Съедобен. |
Кровоточащий зуб |
Гриб «кровоточащий зуб» не ядовит, но все-таки пробовать его не стоит, так как он имеет горький вкус, отпугивающий животных и людей. Другое название – «Клубника со сивками». |
2-й этап: Если команда не знает верный ответ – должна высказать шутливое предположение.
(Слайды с подписями показывать после ответа)
– В джунглях Амазонки растет гриб, который по своему усмотрению может вызывать дождь: споры гриба поднимаются вверх.
Объясните – какое физическое явление происходит? (Правильный ответ: споры создают эффект конденсации, в результате чего со временем начинает идти дождь).
- Какими грибами и какие заболевания лечат животные? Возможный ответ:
(Слайды с подписями показывать после ответа)
Лоси и коровы, лисы, сороки | мухоморы |
вылечиваются от опухолей |
Белочки заготавливают грибы впрок не только для еды, а еще для того, чтобы зимой ими лечиться |
лисички (содержат вещество хиноматозу) |
Гельминтов – уничтожают все личики и яйца гельминтов, сами не червивеют |
боровики | обладают антивирусным и антимикробным свойствами | |
маслята |
улучшают зрение, которое в конце зимы у животных резко слабеет |
|
Лоси, белки, зайцы и другие животные |
грызут чагу |
от заболеваний лёгких, желудка и других |
дождевик |
останавливает кровь и лечит раны (даже гнойные и трофические язвы) |
- Что такое «Ведьмины круги»? (круги диаметром от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, образованные грибами)
- Может ли гриб сам взобраться на облюбованный пенек? (Плазмодий)
3-й этап. Участвуют все члены команды.
За каждый убедительный ответ – 2 балла. Команды отвечают по очереди. В случае неверного ответа ход переходит к команде соперника.
(Слайды с подписями показывать после ответа)
Вопросы:
1. Что общего между раком и подберезовиком? (Хитин – у раков в панцире, у грибов – в клеточной стенке)
2. Что это за колесо? (строение шляпки пластинчатого гриба снизу)
3. Кто это, или Что это? (Гриб ежовик)
4. Каких животных используют в «тихой охоте» и на кого? (Свиньи и собаки ищут трюфели)
5. Почему в древности в Китае зеленой плесенью обрабатывали раны? (Именно зелёная плесень содержит пенициллин)
6. Какие грибы нас кормят каждый день? (Хлебопекарные дрожжи)
Ведущий:
Конкурс № 6 «Домашнее задание»
(см. Подготовительный этап). Максимальная оценка 10 балов.
Пригашаем команду_______
Спасибо команде___ за показ домашнего задания.
А сейчас на сцену приглашается команда ______
Ведущий:
Конкурс№ 7 «Сделай сам»
Участники команд готовят временные препараты для микроскопии культур мукора, пеницилла, дрожжей по выбору. Изображение выводят на экран через видеокуляр.
Должны придумать шутливый комментарий о роли и значении выбранного гриба в природе и для людей.
Оценивается: приготовление препарата – 10 баллов, шутливый комментарий, соответствующий реальной роли и значении – 10 баллов.
Ведущий:
Конкурс № 8 «Музыкальный»
Пока уважаемое жюри совещается, свое Музыкальное задание показывают участники команды_____ (Музыкальный конкурс)
Ведущий: Просим уважаемое жюри объявить результаты конкурсов «Капитанов», «Эрудитов», «Домашнего задания», «Сделай сам», «Музыкального конкурса» и подвести итоги нашего КВНа.
4. Награждение команд
Используемая литература
- Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.
- Корчагина В.А. Биология 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. – 2008.
Источники из Интернета
- https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-griby/obschaya-harakteristika-gribov4
- http://fb.ru/article/157758/samyie-interesnyie-faktyi-o-gribah-interesnyie-gribyi-mira
25.04.2019