Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие по биологии "Путешествие по стране Агрос"

Цель: повторить  основные культурные растения.

Задачи

  1. Расширить знания учащихся о полевых, овощных, кормовых, цветочных культурах; повторить и закрепить знания о продовольственной  и текстильной продукции, получаемой в результате переработки различных культурных растений.
  2. Развивать  психические процессы:  память, мышление, внимание, устную речь.
  3. Воспитывать учебную мотивацию к изучаемому предмету, бережное отношение к результатам труда, уважение к людям трудовых профессий.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

Слышал ли ты про такую страну? Про ту самую страну, где жители засыпают  осенью, а просыпаются только весной. Где зреют булки и пряники, леденцы и каши. Где рождаются масляные реки и мучные островки.

“Агрос” пришло к нам из греческого языка, “агросом” древние греки называли поле, где выращивают полезные растения, которые кормят нас и  одевают.

Сейчас “Агрос” занимает обширное владения, а  когда- то  о такой стране никто и понятия не имел. Наши далекие предки питались и одевались,  как придется. Но наблюдательные люди стали замечать, что из случайно просыпанных  семян вырастают растения. И стали древние люди сеять семена.  Крохотными  были эти поля. Но постепенно они разрастались и на полях стало появляться все больше и больше жителей (растений ). Люди открывали далекие страны и новые растения. Самые лучшие и полезные из них переселялись на поля. Мы все слышали об этих растениях, а теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Для этого мы отправляемся в страну “Агрос”.

I  остановка: «Где щи, там и нас ищи»

Мы остановились у большого овощного  поля, посмотрите как здесь красиво, но что за шум слышен, крики, спор. Нужно срочно принимать меры, иначе нам грозить овощная война.

Учитель приглашает детей в шапочках овощей  на « подиум».

1. Капуста

Ну, вы загнули мадмуазель.


Я кучерява, и пышна.


И изумрудно зелена.


Нет в огороде господа,


Меня прекраснее, о да.

2. Морковь

Я - королева всех земель.


Ведь всем известно я - краса


Прекрасней всех моя коса.

3. Свекла

Какая, право, ерунда!


Красивей всех, конечно я!


Все любят борщ! Свекле хвала!

4. Огурец

Подумаешь, коса торчит!


Морковь всю жизнь в земле сидит


И рядом с ней свекла.


А коль в ботве вся красота,


То огурец -  он лучше всех!

5. Лук и чеснок

Довольно спорить, господа.


Я лук, а я чеснок.


Мы короли земли.


И если спорить будете  вы с нами.


То слезы лить вы все обречены.

6. Томат

Притормозите-ка, друзья.


Хорош, сударыни, хорош.


Я темно- красный помидор.


Главней всех я.

7. Зеленые овощи

Мы овощи зеленые,


В салаты мы влюблённые.


Нет, нет на свете ничего


Главнее и нужнее нас

 (Все овощи толкаются и спорят: «Кто главней?»)

Учитель:

Тише, тише!!!! Хватит спорить.


Послушайте меня.


Вам предлагаю показать


Фигуру, рост, размеры, стать.


Рекомендую я всем вам.


Прислушайтесь к моим словам!


На подиум скорей пройти и справедливо провести


Наш суперконкурс красоты «Кто же главней из вас?».

Историческая справка « Из истории овощей».

Учащиеся читают небольшие рассказы об овощных культурах.

Капуста

Капуста- древнейшая овощная культура.  С давних пор белокочанная капуста- народная любимица.  В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно было заквасить и запасти впрок.

Посмотрим на кочан. На что он похож? На голову. По латыни голова называется – «капут». Отсюда и произошло слово капуста.

Родина капусты- берега Средиземного моря. Ученые до сих пор встречают здесь первоначальные формы этого растения.

Капуста распространилась повсеместно. Люди ценят капусту за высокие урожаи, лёжкость. Употребляют белокочанную капусту в различных видах: свежую, жареную, маринованную, сушеную.

Лук

Родина этого растения – Ближний  Восток. Оттуда лук попал в Египет и другие страны. Везде считали  лук чудодейственным

растением. Он придает силы и мужество, а воинов оберегает от ран.

Летучие вещества, которые выделяет лук, уничтожают болезненные бактерии.

Чеснок

Чеснок известен людям с давних пор. Всем известен его вкус и аромат. Чеснок незаменим как приправа к солениям.  Он начал свое путешествие по свету из средней Азии. Люди не только употребляли чеснок в пищу, но и отпугивали запахом чеснока змей, различных насекомых.  Их зубчиков чеснока делали амулеты (обереги) и носили на шеи. Люди считали, что такой амулет  спасет их от беды и болезни.

Томат

Томат или помидор – одно из самых распространенных овощных растений на земле. Слово помидор пришло к нам из итальянского языка «помодоро»

Значит «золотая ягода». На родине растения, в Мексике помидор называют «тумаль». На русском языке звучит томат. Сначала томат выращивали как цветы на клумбах, но, попробовав его золотые плоды, люди стали употреблять их в пищу.

Свекла

Родина свеклы Средиземное море. Сначала употребляли в пищу лишь листья свеклы. Прошло много времени прежде чем люди оценили вкусовые качества корня (корнеплода) этого растения.

Красную свеклу выращивают во многих странах мира и у нас в России. Из свеклы готовят самые разнообразные блюда, употребляют в свежем виде.

Зеленые овощи

Зеленые овощи называют чудо - зеленью. Все зеленые овощи – копилка витаминов.

Салат - слово пришло к нам из итальянского языка и означает

Блюдо с солью и растительным маслом. Родина салата Европа и Африка. Сейчас салат распространен по всему земному шару.

Укроп был известен древним людям. Они приправляли им мясо диких животных и отбивали неприятный запах. Использовали для букетов и венков. Лечились укропом, избавлялись от насекомых паразитов.

Морковь

Морковь - сладкий корнеплод красного или оранжевого цвета издавна знакома людям. Еще в Древнем Риме морковью набивали карманы отправляясь на гладиаторские бои и кушали морковь как поп- корн. Морковь употребляли и как лекарственное средство  для больных и ослабленных людей. В Америке это корнеплод не сразу пришелся по вкусу, и морковь поселилась на заброшенных пустырях. Здесь паслись свиньи, которым морковь очень понравилась. Сначала ее использовали как кормовую культуру, а позже как полезный овощ.

Огурец

Среди овощей  огурец занимает особое место. Это одно из немногих растений, плоды которого употребляют в пищу в недозрелом виде. Название огурца произошло от слова

«Аугурус» - неспелый, недозрелый.  Огурец прибыл к нам из Индии. Там огурец до сих пор встречается в диком виде, он оплетает деревья как лианы и создает непроходимые чащи.

Сейчас огурцы выращивают  на приусадебных и дачных участках,

Многие тепличные хозяйства выращивают этот овощ круглый год.

А сейчас овощам предлагаю интеллектуальный конкурс.

Заполните таблицу.

Задание: «Распределить овощные культуры на группы»                                        

Овощная группа

Овощи

Части растения, употребляемые в пищу

Блюда

Столовые корнеплоды

 

 

 

Капустные овощи

 

 

 

Луковичные овощные растения

 

 

 

Плодовые овощные растения

 

 

 

Зеленые овощи

 

 

 

Учитель:

Показ моделей завершен.


Но кто же нынче чемпион?


Одно могу я вам сказать:


Все показали свою стать,


Все красотой наделены


И в блюда разные нужны


Закономерен был успех:


С победой поздравляю всех.

Все вместе:

Все овощи нужны!


Все овощи важны.

II остановка: «Вальс цветов»

Ну а мы отправляемся дальше по стране “Агрос”. Люди не только выращивали на полях растения, которые дают нам продукты питания. Они привозили из разных стран к себе на Родину и цветочные культуры. Одни растения приживались  на полях, в саду, в цветнике, хорошо переносили даже сильные морозы и могли расти несколько лет, другие нужно сеять каждую весну, чтобы наслаждаться их цветением всё лето, а  более нежные и прихотливые поселились на наших окнах  в комнатах. Сейчас мы вспомним эти цветочные растения.     Наша остановка называется « Вальс цветов».

О них нам расскажут наши мальчики.

«Вальс цветов»

1. Мы из цветов составляем букеты


Разбирая цветок за цветком,


И душистое, свежее лето


Вместе с ними приходит в наш дом.

2. Собрали мы в ладошку чистую росу,


Радугу и солнышко я в руке несу.


И дразню я песенкой ветер озорной.


И танцуют весело все друзья со мной.

3. Вы гордитесь красотой наряда,


Светом солнечных дней залиты,


Наши гости из школьного класса


Наши любимые комнатные цветы.

 

Мы цветы, и наша доля


Цвести на радость вам и вашей школе.


Все подробности о нас.


Мы расскажем вам сейчас.

Мальчики рассказывают о комнатных цветах.

1. Традесканция

Этот комнатный цветок знаком многим. Его можно встретить в каждом доме. Родина этого растения болотистые места Северной Америки. Название « традесканция» произошло от имени английского садовода Джона Традесканта, он очень любил цветы и построил для них большой дом под крышей (теплицу), сейчас это огромный ботанический сад.

2. Герань

Родина герани - Южная Америка. Название происходит от греческого слова « геранос», что означает журавль. Это растение широко распространено по всему миру. В Германии этот цветок  называют « аистинный» нос, В США – журавельник. Болгарии, где много курортов и здравниц герань называют « здравницей»,  так как многие сорта герани обладают лекарственными свойствами.

В старину в каждом доме на окне стояли горшки с геранью. Наши прабабушки любили этот цветок. Да и в наше время бабушки выращивают герань.  Они ценят её лекарственные качества. Эфирное масло герани имеет свежий, насыщенный запах и поднимает настроение, повышает работоспособность, внимание.

Этот цветок рекомендуется держать в спальне, вдыхая целебные соединения герани, человек успокаивается, что очень важно при стрессах и бессоннице. Издревле герань называли « доктор ухо, горло, нос», она помогает уменьшать боль.

3. Фикус

 Родина фикуса- Индия. В наших квартирах хорошо себя чувствует фикус каучуконосный, На своей родине в Индии это растение имеет мощный ствол, который удерживают корни- подпорки. Местное население использует фикус в качестве строительного материала. Сейчас фикусы пользуются огромной популярностью.

Считается, что фикус приносит в дом благополучие и спокойствие

4. Бегония

Обширный род Бегонии объединяет около 1000 видов. Эти растения обитают в жарких странах Азии, Африки и Америки.

Название растение получило от фамилии знаменитого коллекционера растений  Бегона. После того как бегонию завезли в Европу, она стала быстро распространяться по всему свету.

5. Хлорофитум

Хлорофитум  является чемпионом среди цветов по пользе для человека. Одного этого растения достаточно в комнате, чтобы защитить человека от болезнетворных микробов. Важно, чтобы этот цветок был у каждого в спальне. За ночь он очищает воздух как работающий кондиционер. Поставьте его на кухне и у вас появиться  очиститель воздуха от гари и копоти.

Задание:  Наступила весна. Нужно посадить цветы на клумбу.

Наше путешествие продолжается и впереди появляется следующее поле. Какие жители живут здесь,  нам предстоит разобраться. Я вам буду рассказывать о каждом из них, а вы постараетесь догадаться,  о ком я веду речь.

1 житель:

Он растет повсюду. Поэтому многие удивляются, что он иностранец. Его Родина- далекая Мексика.  Вскоре это растения стало распространяться по всему миру, все полюбили его красивые и необычные цветы. Каждая хозяйка стремилась вырастить этот цветок у себя на клумбе.

И только в России крестьянин Данило Бочкарев додумался смастерить пресс и стал выжимать из плодов этого растения масло. И тогда поныли люди огромную выгоду от разведения этого растения и принялись спешно переселять подсолнечник на поля.

Что получают в результате переработки подсолнечника? (масло, халва, семечки)

2 житель:

Много лет назад немецкий ученый Маргграф  обнаружил, что в корнях этого растения очень ценное вещество, вскоре это растение стали выращивать и в России, затем появился небольшой заводик по производству этого продукта.

Но долгое время  не все могли позволить себе пить чай с чем?

О каком растении идет речь? (о сахарной свекле)

Что получают в результате переработки сахарной свеклы? (сахар)

3 житель:

Это растение открыли индейцы в Южной Америке. Испанские моряки привезли его к себе на Родину. Долгое время люди не знали,   как же употреблять его в пищу. Придворные дамы даже украшали цветками этого растения свои прически. Постепенно люди научились правильно обрабатывать и употреблять в пищу это растение. Мы с вами все любим и с удовольствием кушаем это каждый день.

О каком растении  идет речь? (о картофеле)

Что можно приготовить из картофеля?

Мы говорили о подсолнечнике, сахарной свекле,  картофеле. К каким культурам они относятся? (к техническим культурам)

А сейчас мы с вами отправимся в страну « Текстиль» и узнаем,  какие еще есть технические культуры и что из них получают. Про эти культуры нам расскажут наши девочки – мастерицы, с ними они познакомились на уроках швейного дела.

Сказка «Ткани»

Учитель:

Три девицы под окном


Пряли, шили и вязали.


Поздним, поздним вечерком.

Девочки:

Мы девицы- мастерицы.


В швейной мастерской


Азы профессии швеи постигаем


И о тканях все мы знаем.


О хлопке и льне сейчас.


Поведём мы свой рассказ.

1 рассказ о хлопке

Хлопок

Хлопок- белое золото. Так  говорят  в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане. Эти страны с давних пор выращивают хлопок.

Климат там очень жаркий, дождей выпадает  мало. А хлопок любит воду. Чтобы утолить его жажду хлопчатник поливают раз в неделю. Воду берут из арыков, специальных каналов, по которым пускают воду. На ветвях хлопчатника образуется множество бледно- розовых и кремовых цветков. Когда цветки отцветут, появляются коробочки. После созревания они растрескиваются и видно белое пушистое волокно. Хлопок собирают, очищают и делают из него нитки, а затем ткани, вату, бинты, марлю.

2 рассказ о льне

Лен

Лен выращивают в Росси с давних пор. Растение это неприхотливое,  Выращивают лен на самых скудных почвах.

Это делают для того, чтобы получился лен- долгунец, растение с длинным и тонким стеблем и мелкими листьями. Цветет лен  синими цветочками. Когда листья пожелтеют, лен начнут убирать. При уборке выдергивают все растение. Из стеблей льна получают волокно, из волокна делают пряжу, а из пряжи ткут льняные ткани.

С давних пор ценили лен многие народы, но нигде он не прижился как в России. Эту культуру считали чисто женской. Сколько труда и силы нужно было приложить русской женщины, чтобы в результате получить ткань. Сколько песен сложено о льне, пели их русские красавицы, в надежде на  хорошую погоду и большой урожай. Послушайте одну из этих песен.

Русская народная песня: « Уж, сеяла, сеяла я ленок»

1. Уж я сеяла, сеяла ленок.


Уж я, сеяла, сеяла  ленок.


Уж я сея  приговаривала.


Чеботами  приколачивала.

2. Я полола, полола ленок.


Я полола, полола ленок.


Я, половши,  приговаривала.


Чеботами приколачивала.

3. Уж, дергала, дергала я ленок.


Уж, дергала, дергала я ленок.


Уж, я дергав, приговаривала.


Чеботами приколачивала.

4. Уж, чесала  я,  чесала  ленок.


Уж, чесала  я, чесала ленок.


Уж, чесавши, приговаривала.


Чеботами приколачивала.

5.  Уж я пряла, я пряла ленок,


Уж я, пряла я пряла ленок.


Уж, я прявши приговаривала


Чеботами приколачивала.

6. Уж, я ткала, я ткала ленок.


Уж, я ткала,  я  ткала ленок.


Уж, я, ткавши, приговаривала.


Чеботами приколачивала.

1. Игра: «Сбор хлопка»

С закрытыми глазами собрать хлопок ( вату) на поле.

2. Игра: «Мотальщики»

Намотать льняные нитки на карандаш.

3. Игра: «Выставка одежды»

Задание: определить,  из чего изготовлены вещи. (хлопок, лен)

Какая большая страна “Агрос”. Вольготно живется здесь растениям. Они на полном обеспечении у людей. За ними ухаживают как за маленькими детками  в  детском саду. Стараются создать им самые комфортные условия, чтобы получить хороший урожай. Вот и следующая остановка.

IV остановка: «Про гречиху и пшеницу, кукурузу, рожь, овес»

О многих культурах мы сегодня с вами говорили, давайте вспомним  зерновые культуры,  которые  люди возделывают  с давних времен.  Из   злаков делают не только муку, но и различные крупы для приготовления вкусной каши. Давайте и мы с вами  сварим  вкусную кашу.

Игра: «Кашевары»

Задание: Назовите зерновую культуру (показ гербария).

Определите, какую крупу изготавливают из данной культуры. (образцы различных круп)

Пшеница -  манная крупа.

Просо -  пшенную.

Овес -  овсяную.

Ячмень -  ячневую, перловую.

Гречиха - гречневую.

Кукуруза - кукурузную.

Какие еще продукты питания приготавливают из этих зерновых культур?

(овсяное печенье, кукурузные хлопья и палочки, вафли, пряники, печенье)

Итог  мероприятия

Мы с вами побывали сегодня в замечательной стране «Агрос».

1. Давайте вспомним, какая была первая остановка?

«Где щи, там и нас   щи».

Для чего мы выращиваем овощные культуры?

2. Как называлась наша вторая остановка?

«Вальс цветов»

Для чего мы выращиваем цветы?

3. Мы с вами сегодня говорили о технических культурах, назовите их.

Посмотрите внимательно на выставку определите,  из каких культур изготовлены продукты питания и одежда.

Сахарная свекла- сахар.

Подсолнечник - халва, подсолнечное масло.

Картофель - крахмал, чипсы.

Лен - ткань, нитки, военная форма.

Хлопчатник - вата, ткань, марля, бинты.

4. Как называлась наша четвертая остановка?

«Про гречиху, и пшеницу, кукурузу, рожь, овес».

Назовите зерновые культуры.

Что получают в результате переработки этих растений?

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Агрос». Сколько полезных растений растет в этой стране, сколько продуктов питания и различные ткани и материал получают в результате переработки этих культурных растений.

Скажите, а у нас в школе есть такая страна « Агрос», где растут такие замечательные растения, которые кормят нас ( огород), а у кого дома есть страна “Агрос”. Прошло много столетий, но эта удивительная страна, эти полезные растения до сих пор кормят и одевают нас. Все это создано трудом человека. Вы  все с ранней весны до поздней осени трудитесь на огороде. Мы должны уважать труд человека. Бережно относиться к результатам труда.

Стихотворение о труде. В. Я Брюсов (рассказывают учащиеся)

В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут, -


Золотых, стальных, алмазных, - нет священней слова «труд».


Все что пьем мы полной чашей, в прошлом создано трудом:


Все довольство жизни нашей, все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный, бег моторов, поездов,


Самолетов лет бесследный, всё- наследие трудов.


Все искусства, знанья, книги -  воплощённые труды!


В каждом шаге, в каждом миге ясно видны их следы.


И на место в жизни право только те, чьи дни в трудах:


Только труженикам – слава, только им – венок в веках.


Но когда заря смеётся, встретив позднюю звезду, -


Что за радость в души льётся всех, кто бодро встал к труду!


И окончив день, усталый каждый щедро награждён,


Если труд, хоть скромный, малый, был с успехом завершён.

30.03.2010