Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"
Цель: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц.
Задачи:
- расширить знания учащихся о перелетных птицах;
- вызвать желание заботиться о них;
- делать для них гнездовья;
- защищать от хищников и хулиганов.
Оборудование:
- таблицы “Перелетные птицы”;
- грамзаписи песен “Жаворонок”, “Соловей”;
- настоящие гнезда птиц: ласточки, вороны, мухоловки, трясогузки;
- таблица “Гнезда птиц”;
- шапочки с изображением разных птиц.
День птиц
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
- Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап, весна настала.
- Кораблики по лужицам
Бегут, бегут, бегут
И травка зеленеет
Везде – и там и тут.
Теплу и солнцу рады
Березка и сосна.
Домой вернулись птицы
Домой пришла весна.
Солнышко.
Больше вниманья живым страницам,
Этих строк слушайте зов -
Сегодня мы их посвящаем птицам
Друзьям человека, полей и садов.
Чтец 1.
И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл (входит грач)
Грачи прилетели.
Чтец 2. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчихи, а за ними, через несколько дней самки- скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
(Появляется скворец)
Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (Скворец)
Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, живу там, где живет человек. Селюсь рядом, слежу за его полем, садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. И поэтому я скворец- молодец.
Стихотворение “Скворец”
Скворец – заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат:
- Хочу букашку!
- Червячка!
- Давай комарика!
- Жучка!
- А мне бы до обеда
Хотя бы короеда!
Скворец – заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.
Г. Ходырев.
Посмотрите в исполнении учащихся ___ класса сценку “Птицы, помогите!”.
Чтец 1. Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки.
Жаворонок.
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины.
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам, молодая,
Я здесь пою приход весны…
Прослушайте грамзапись песни жаворонка.
Сценки “Песни птиц”
Весной звонче всех белощекие синички поют, колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У них так и слышится “Дважды два, дважды два, дважды два”. А другие бойко высвистывают “четыре, четыре, четыре”. С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения “дважды два, дважды два – выкрикивают одни “четыре, четыре” - весело отвечают другие. Синички-арифметички.
Сорока. Ой, желна, что-то с филином нашим неладно! Каждую ночь стонет и охает! Уж не заболел ли, не простудился? То хрипит, то бурчит, то ворчит. Словно ежом подавился
Желна. Что ты, Сорока, что ты. Да это он самые свои нежные песни поет. Самые развеселые. Молчи уж, а то услышит еще, обидится. Тс-с…
А знаете ли вы, что Желна это черный дятел. (Грамзапись песни Желны)
Чтец 2.
Как-то в гости щегла трясогузка звала.
Приходи, куманек-щеголек
Очень важные гости придут ко мне
Пировать на высокой сосне.
Очень важные гости - ворона с совой!
Сами петь не умеют они.
Ты для них, куманек, ты для них щеголек,
Новой песней своей щегольни.
Но щегол не пошел. Нет - ответил щегол.
Не хочу я в гостях щеголять.
Лучше песню свою, вечерком я спою
Для своих дорогих щеголят.
Игра “Прилетели птицы! (Проводит ведущий)
Ведущий. “Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно хлопать.
Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают)
Ведущий. Что неправильно?
Дети. Мухи!
Ведущий. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Ведущий. Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели, птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Дети хлопают.
Ведущий снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Если дети не реагируют на страусов, один ноль в мою пользу. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, Чижи,
Гаечки, стрижи,
Аисты, кукушки
Даже совки-плюшки…
Дети хлопают, их надо спросить ПОЧЕМУ?
Ведущий.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки.
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Исполнить песню “У дороги чибис”.
У дороги чибис, у дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
- А скажите, чьи вы?
- А скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идете вы сюда?
- Не кричи, крылатый,
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята.
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Небо голубое,
Луг шумит травою,
Тут тропу любую выбирай!
Это нам с тобою
Всем нам дорогое -
Это наш родной, родной любимый край!
И когда цветет он,
И когда зовет он,
Мы уходим в дальние пути:
По степным широтам,
Через речки бродом
Всю страну, страну нам хочется пройти!
Ведущий.
С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Тьить-вить - снуют проворно.
День-другой,еще денек -
И под крышею узорной
Вырос ласточкин домок
Разговор о птицах
(Сценка)
Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
- Ух, я знаю много гнезд!
Знаю, где щегол, где дрозд,
Знаю, где живут сычи!
- Если знаешь - помолчи!
Не болтай!- заметил Петя.
Будь полезен им хоть этим.
Чтец 1. Гнезда у птиц самые разнообразные.
Иволга - самая яркая наша птица, подвешивает свое гнездо в развилке тонкой ветки, которая немного наклоняется под тяжестью птицы.
Чтец 2. Крапивник - делает из зеленого мха и сухих листьев папоротника.
Ремез – делает гнездо из растительных волокон и пуха ивы или тополя в виде сумки (рукавичка).
Чтец 1. Есть и норки зимородки, береговые ласточки в норках.
Грачи, вороны, галки - строят свои гнезда на деревьях из прутьев и сучьев.
Чтец 2. Есть птицы которые занимают дупла (дятлы, поползни, синицы, мухоловки).
Посмотрим сценки в исполнении учащихся ____ класса.
Терем-теремок, кто в тереме живет
Я, птичка!
Вот смешно! Птичка, а жить на земле устроилась в травке.
А я не простая птичка, я Пеночка, я живу на чистых местах, на зеленых лугах, травяных насекомых ловлю.
Тут у меня и стол, и дом. Где же мне еще гнездышко устраивать
Сценка “Заботливая”
- Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая.
- Как же мне, Кукушечка, не плакать. Было у меня пять яичек. Осталось четыре. Сойка одно яичко утащила.
- Ах, душегубка. Ах, негодница. Ах, мерзавка! Не плачь мухоловочка. Я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.
- Нет, нет, нет. Прошлое лето одна кукушка помогла вот так же мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок – злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя помощницу, пролетай, пролетай.
Польза птиц
Ведущий. Чтобы выкормить своих птенцов.
- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
- А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Сценка “Кукушка и пеночка”
- Ты, чего, кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?
- Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала.
- Ах, ты бедная! Как не повезло-то тебе!
Это почему же не повезло? Я их волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.
Ведущий. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить в день 400 червей, вредителей растений.
Сценка “Грачонок и жук”
- Ну, Жук, прощайся с белым светом - сейчас я тебя съем! Скажи на прощанье, как хоть зовут-то тебя бедолагу?
- Зовут меня, галчонок, Жук-могильщик!
- Фу, гадость какая! От одного названия подавиться можно. А ну проваливай с глаз долой, не омрачай своей фамилией ясный день и мое веселое настроение.
Ведущий: О мухоловке известно, что она уничтожает в месяц не менее 25 тысяч мух и комаров, а они являются переносчиками дизентерии, брюшного тифа и других болезней.
Сценка “Мухоловка и заяц”
- Чего, Заинька, приплясываешь, чего, серенький, ушами потряхиваешь?
- С горя, Мухоловочка, с горя! Комары после дождя вылетели – ни попить, ни поесть. А ты, чего подлетываешь, чего крылышками взмахиваешь?
- От радости, Заиньки, от радости! Комары после дождя вылетели - самое время поесть!
Сценка “Ворон и Заяц”
- Эй, Ворон!
- Ты, меня, косой, что ли?
- Тебя!
- Так я не ворона, а Ворон! Не видишь, что ли? Ворона серая, а я черный. Ворона кричит “кра”, а я кричу “кру”, ворона деревенская, а я птица лесная, дикая.
- Подумаешь, много разницы!
- Если мало, так я еще скажу: ворона что ни попадя клюет, а я только мясо. Птичек, бывает, ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты.
- Ой-ой,не буду больше, дяденька. Ворон! Все уже понял.
Сценка “Рябчик и соловей”
- Люблю я весенние цветы, Соловей!
- И я люблю, такие они красивые!
- Да нет, соловей, не то.
- Такие, они ароматные!
- Да нет, не то.
- Так что же это, коли не то?
- Вкусные они, Соловей, очень. Особенно незабудки. Незабываемый вкус.
Охрана птиц
Чтец.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Сценка “Воробей и синица” в исполнении класса
- Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие.
- Ружье?
- - Э-Э, не угадала.
- Пушка?
- Опять не угадала.
- Какое же тогда? Воробей.
- Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивай. Я-то знаю, я-то стреляный воробей.
Стихотворение “Воробей”
Подходи, воробей,
Не робей!
Вижу, маленький ты,
Воробей!
Так ведь я же и сам - невелик,
В первый класс я хожу,
Чик-чирик!
Дурачок, я люблю воробьев!
На реке начинается клев -
Я сейчас накопаю червей
И с тобой поделюсь,
Воробей.А.Атабаев
Стихотворение Ю.Шевчука
Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым.
Не стреляй!
Не дразните собак
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц,
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи
Песенкой разбудят.
А царапать и кусать
Вас никто не будет!
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придется потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать
Зря никто не станет.
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке,
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами,
И поверьте ,что жуки
Вас не тронут сами!
Если вам по душе
Красота земная.
Берегите ее,
Устали не зная!
Непременно тогда
Станем мы друзьями…
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами.
Ведущий.
Пускай всегда такой обычай
У нас останется в стране -
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
18.01.2013