Внеклассное мероприятие "Экскурс в биологические специальности"
Цель: Познакомить обучающихся с профессиями, связанными со знаниями из области биологии.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление обучающихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении;
- дать представление о выборе будущей профессии, связанной с биологией;
Развивающие: развитие умений работать с различными источниками информации, развитие логического мышления и самоанализа;
Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного и ответственного отношения к выбору будущей профессии.
Оборудование:
- учебная презентация, «Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.»,
- Словарь «Мир профессий: Человек-природа» М.: Молодая гвардия, 1985-383 с., ил;
- Лист с кроссвордом «Биология».
Форма: беседа, работа в группах
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Эпиграф:
У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
«Кем быть?» В.Маяковский
В мире профессий найти свое место не просто. Пройдя анкетирование, определив свою сферу труда, некоторые из вас дали предпочтение специальностям, которые предполагают использование биологических знаний в своей сфере деятельности.
Сегодня мы познакомимся с профессиями типа «Человек - природа», выслушаем высказывания выпускников об особенностях профессий, связанных с биологией.
Предлагаю Вам на листе бумаги заполнить кроссворд «Биология», через буквы слова «Биология» заполните строки названиями профессий, которые предполагают использование знаний биологии.
2. Работа в парах
Обсуждение.
- Найдите информацию о специфике людей данных профессий, используя словари и интернет-ресурсы. Социализация.
- Знакомство с биологическими профессиями по плану:
- Содержание труда
- Должен знать
- Профессионально важные качества
- Квалификационные требования
- Медицинские противопоказания.
Он науку изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном,
И зовется… (Агроном)
Сообщение о профессии Агроном.
Содержание труда: организация производства с/х культур, разработка системы севооборота, внесение удобрений, применение индивидуальных приёмов агротехники, составление научно обоснованных карт возделывания культур и рабочих планов по отдельным периодам с/х работ и организация их выполнения; организация семеноводства, получение новых сортов, проведение научных исследований.
Должен знать: общебиологические дисциплины, земледелие, растениеводство, агрохимию, мелиорацию, основы селекции и семеноводства, экономику отрасли.
Квалификационные требования: с/х ссузы, вузы.
Медицинские противопоказания: выраженные заболевания органов зрения; кожные заболевания; аллергия на пыльцу, ядохимикаты, удобрения; ревматизм; хронический бронхит.
Был у кошки Динки
Носик словно льдинка.
Стал – горячий и сухой,
Будто батарея.
Мы решили всей семьей –
Кошка заболела!
Отвезли Динару
Мы к ветеринару.
Этот доктор лечит смело
Всех животных заболелых.
Заболеет петушок –
Он пропишет порошок.
Заболеют куры –
Выпишет микстуры.
Даже попугаю в клетке –
Прописал таблетки.
И теперь в семье Петровых
Все животные здоровы!
Сообщение о профессии Ветеринарный фельдшер.
Содержание труда: проводит прививки и другие ветеринарные мероприятия по профилактике заболеваний и лечению животных, экспертизу продуктов животноводства, контролирует качество кормов, производит предубойный осмотр и вскрытие трупов павших животных, принимает меры к предотвращению падежа животных.
Должен знать: основы общебиологических дисциплин и ветеринарии, организацию и экономическую деятельность животноводческих ферм.
Профессионально важные качества: хорошее зрение, слух, обоняние, вкус; любовь к животным; быстрота реакции; наблюдательность; хорошая память.
Квалификационные требования: ПТУ.
Медицинские противопоказания: серьёзное нарушение функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха; сердечно-сосудистые заболевания; болезни сопровождающиеся потерей сознания; нарушение иммунной системы.
Как электрик утюги,
Он ремонтирует мозги.
Видит зорче филина
Каждую извилину.
Если что не так в мозгу,
Он подумает: «Угу…
Мозг – капитулировал.
Надо – оперировать!
Потому что плох, увы,
«Человек без головы».
В голове живут нейроны,
Как на дереве вороны.
И нейроны эти, в сумме,
Помогают людям думать.
Голова – нам верный друг.
ВЫРУЧАЙ, НЕЙРОХИРУРГ! Сообщение о профессии Нейрохирург.
Содержание труда: оказывает необходимую хирургическую помощь при различных заболеваниях организма в условиях стационара и поликлиники.
Должен знать: методы и приёмы оперативного вмешательства, нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, асептику и антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение.
Профессионально важные качества: эмоционально-волевая устойчивость; внимательность, аккуратность; высокая ответственность; наблюдательность; коммуникативные способности; большой объём долговременной памяти; аналитический ум.
Квалификационные требования: лечебный факультет медицинского вуза и специализация в субординатуре.
Медицинские противопоказания: значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания.
В заповедник входит егерь.
На плече – висит ружьё.
Но не бойтесь птицы в небе,
Не дрожи в лесу зверьё…
Не пугайся рысь на ветке,
Волк и рыжая лиса.
Егерь – добрый, егерь – меткий.
Охраняет он леса!
Если в лес зашел вредитель –
Егерь будет победитель.
Браконьера он найдет
И порядок наведет.
Знают звери, верят птицы –
Можно егерем гордиться!
Сообщение о профессии Егерь.
Содержание труда: контроль за соблюдением законодательства об охране, охрана охотничьих угодий от браконьеров, занятие лесохозяйственным промыслом.
Должен знать: биологию зверей и птиц, законы и нормативные акты об отстреле и отлове дичи, правила охоты, технологию и организацию лесохозяйственных промыслов.
Профессионально важные качества: любовь к природе; физическая выносливость; внимание; острота зрения и слуха; быстрота реакции.
Квалификационные требования: высшее профессиональное образование.
Медицинские противопоказания: сердечно-сосудистые заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; снижение остроты зрения и слуха; болезни, связанные с потерей сознания.
Для больного человека
Предназначена аптека.
Заболели если детки –
Покупаю здесь таблетки.
Врач мне выписал рецепты,
Я отнес их фармацевту.
Он рецепты изучил
И лекарство мне вручил.
Сам микстуру сделал Маше,
Дал таблетки, выбил чек.
Фармацевт в аптеке нашей
Самый главный человек!
Сообщение о профессии Фармацевт.
Содержание труда: проведение исследований в клинической, биохимической и бактериологической лабораториях, определение анализа крови, желудочного сока, мочи и другие анализы.
Должен знать: основы биологии и химии, устройство и принцип действия лабораторной техники, методику исследований.
Профессионально важные качества: аккуратность; склонность к лабораторной работе; концентрация и переключение внимания; устойчивость к монотонии; аналитическое мышление.
Квалификационные требования: медучилище.
Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; заболевания костно-мышечного аппарата рук; выраженные дефекты зрения.
Преподаватель биологии.
Содержание труда: проводит обучение учащихся и студентов на высоком научном и методическом уровне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения; формирует у них профессиональные умения и навыки, подготавливает учащихся и студентов к практической деятельности.
Должен знать: содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения, законодательные и нормативные документы по вопросам образования.
Профессионально важные качества: коммуникативные и организаторские способности; оперативная и долговременная память; аналитическое мышление; эрудиция; внимание.
Квалификационные требования: педагогические вузы и университеты.
Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; выраженные сердечно-сосудистые заболевания; выраженные заболевания органов зрения и слуха; инфекционные заболевания.
Сообщение-исследование «Природа в профессии человека. Учитель биологии».
3. Итоги классного часа
Рефлексия: высказывания детей о значении знаний в области биологии для личной жизни.
Мы сегодня познакомились с некоторыми профессиями, которые требуют углубленных знаний науки биологии.
Какой профессии посвятите свою жизнь, зависит от Вас.
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
«Кем быть? В.Маяковский»
Спасибо за внимание!
Литература
- «Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.».
- Словарь «Мир профессий: Человек-природа» М.: Молодая гвардия, 1985-383 с., ил.
- «Биология. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания», № 15 2010 год.
- https://poemata.ru/poets/ilh-igor/azbuka-professiy/
28.02.2019