Гуморальная регуляция
Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гуморальной регуляции и эндокринном аппарате человека.
Задачи образовательные:
- познакомиться с железами внешней, внутренней и смешанной секреции, узнать их свойства, чем они отличаются друг от друга;
- показать роль желез эндокринного аппарата в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности человека;
- показать значение знаний о гормонах для медицины.
Задачи развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- развивать умение работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;
- логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме
Задачи воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к здоровью человека;
- воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.
Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Учебно-методическое обеспечение:
- 1. Биология.Человек, 8 кл.: учебник / Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2016.
- 2. Презентация по теме «Гуморальная регуляция»
Список литературы:
- 1. Биология. Человек, 8 кл.: учебник / Н.И. Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2016.
- 2. Биология. Человек 8 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р.Сапина «Биология.Человек»/ Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2016.
- 3. Биология : учебное пособие: в 3ч. Ч.3. Анатомия, физиология и гигиена человека/Е.А. Солодова, Т.Л.Богданова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- 4. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007
- 5. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие./ Семенцова В.Н.. - Спб.: «Паритет», 2003
- 6. Человек: организм и человек: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2000.
Этапы урока.
- Организационный момент.
- Мотивация, целеполагание.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация, целеполагание.
Мы продолжаем изучать организм человека. О чём пойдет речь, вы определите при помощи моей подсказки.
Слайд 2.
Сегодня на уроке мы будем изучать загадочные вещества нашего организма, которые делают нас особенными и непохожими на остальных. Они влияют на телосложение и рост, остроту мышления и физическую активность, половое влечение и темперамент, тембр голоса. Благодаря исследованию этих веществ стало ясно, почему кто-то высокий, а кто-то низкий, одни толстые, другие худые, быстрые и медленные, сильные и слабые.
Учащиеся высказывают предположения.
Слайд 3.
Действие гормонов на организм человека очень велико. Что общего между людьми, которые изображены на слайде? Давайте определим цель урока, задачи, план изучения темы.
Слайды 4, 5.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, задачи, составляют план изучения учебного материала.
План изучения темы.
- Эндокринный аппарат человека.
- Гуморальная регуляция деятельности организма.
- Свойства и функции гормонов.
- Роль гормонов в организме.
- Нарушение функций желёз эндокринного аппарата, заболевания, связанные с этим.
- Выводы.
3. Актуализация знаний.
- Какие формы регуляции деятельности организма вы знаете? (нервная и гуморальная регуляция)
- Какая система осуществляет нервную регуляцию? (нервная система)
- Гуморальная регуляция осуществляется ...….. (эндокринной системой).
- Эндокринная система включает органы, вырабатывающие…. (гормоны).
Слайд 6.
Учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу «Нервно-гуморальный механизм регуляции», пользуясь словами-подсказками:
Признак |
Механизм |
|
Гуморальный |
Нервный |
|
Регулятор |
гормоны |
нервные импульсы |
Путь, которым доставляется регулятор |
с кровью |
по нервам |
Система, осуществляющая регуляцию |
эндокринная |
нервная |
Объект воздействия |
организм в целом |
отдельные органы |
Скорость воздействия |
низкая |
очень высокая |
Слайд 7.Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.
4. Изучение нового материала (в форме беседы).
Слайд 8.
– В организме человека различают:
- железы внешней секреции, выделяющие свои секреты либо наружу, либо в протоки, либо в полые органы;
- железы внутренней секреции, выделяющие только гормоны;
- железы смешанной секреции, в которых одни клетки выделяют гормоны, а другие – иные секреты
Слайд 9. Учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения учителя:
Признак |
Железы |
||
Внешней секреции (экзокринные) |
Внутренней секреции (эндокринные) |
Смешанной секреции |
|
Выводные протоки |
Имеются |
Отсутствуют |
Имеются в экзокринной части, отсутствуют в эндокринной части |
Выделение секрета |
На поверхность слизистых оболочек или кожи |
В кровь и лимфу |
Экзокринная часть – на поверхность слизистых оболочек или кожи; эндокринная – в кровь |
Примеры |
Слюнные, потовые, сальные, печень, кишечные, молочные |
Гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз |
Половые, поджелудочная |
Какие железы образуют эндокринный аппарат? (Железы смешанной и внутренней секреций)
Слайд 10
Учащиеся должны определить, пользуясь учебником, какие железы изображены на слайде. Отмечают их на рабочем листе.
Слайд 11
Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать понятие гормоны.
Гормоны – биологически активные вещества, влияющие на рост и развитие организма, на процессы полового созревания и участвующие в регуляции деятельности организма.
Свойства гормонов:
- действуют специфично;
- действуют дистантно;
- отличаются высокой биологической активностью;
- действуют только на живые клетки
Функции гормонов:
- регулируют функционирование органов и систем, осуществляют их интеграцию;
- обеспечивают адаптацию организма к изменяющейся внешней среде
- поддерживают гомеостаз организма
Слайд 12
Нарушения деятельности желёз эндокринного аппарата:
Гиперфункция – усиление деятельности железы.
Гипофункция – ослабление деятельности железы
Слайды 13 - 25
– Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желез эндокринного аппарата.
Учащиеся заполняют таблицу «Железы эндокринного аппарата» (для удобства часть информации записана в рабочем листе)
Железы | Гормоны |
Воздействие на организм |
||
Норма |
Гиперфункция |
Гипофункция |
||
Щитовидная железа |
Тироксин |
Регулируют уровень потребления кислорода клетками органов и тканей, развитие организма, обмен веществ, теплообмен |
Базедова болезнь |
Миксидема |
Трийодтиронин |
||||
Оклощитовидные железы (паращитовидные) |
Паратгормон |
Регулирует содержание солей кальция и фосфора в крови |
Кальций выходит из костей, разрушение костной ткани |
Мышечные судороги, уровень кальция в крови падает |
Поджелудочная железа |
Инсулин (бета клетки) |
Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы |
Головокружение, слабость, судорги, потеря сознания, шок в результате сильного падения содержания глюкозы в крови |
Сахарный диабет |
Глюкагон (альфа клетки) |
Регулирует расщепление гликогена до глюкозы |
Повышение уровня глюкозы в крови, стимулирует расщепление жира |
Нарушается синтез инсулина и уровень глюкозы в крови |
|
Надпочечники |
Кортикоиды (корковый слой) |
Регулируют обмен натрия, калия, белков и углеводов |
Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста, нарушение проявления вторичных половых призн |
Бронзовая болезнь |
Адреналин (мозговой слой) |
Регулируют обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно-сосудистой системы |
Учащение пульса и сердебиения, повышение кровяного давления |
Практически не наблюдается |
|
Половые железы |
Андрогены |
Регулируют рост и развитие мужского организма, отвечают за формирование вторичных половых признаков |
Недоразвитие вторичных половых признаков |
Худоба, угревая сыпь |
Эстрогены |
Регулируют рост и развитие женского организма, отвечают за формирование вторичных половых признаков |
Миома, лишний вес, бесплодие |
Нервозность, раздражительность, вспыльчивость |
|
Гипофиз |
Вазопрессин |
Регулирует объём образующейся мочи |
Снижение объема выделяемой мочи |
Усиление отделения воды при образовании вторичной мочи |
Окситоцин |
Контролирует начало родовой деятельности и стимулирует выделение молока |
Нет негативных последствий |
Раздражительность и депрессивное состояние |
|
Меланотропный гормон |
Окраска радужки, волос, кожи |
Усиленная пигментация кожи |
Отсутствие пигментации кожи |
|
Тропные гормоны |
Управляют работой других желёз внутренней секреции |
Усиление гормональной активности всех желез |
Снижение гормональной активности |
|
Соматотропин |
Гормон роста |
Гигантизм (в молодом возрасте), акромегалия (у взрослых) |
Карликовость |
Слайд 26. Нейрогуморальная регуляция функций организма
Эндокринная система взаимодействует с нервной системой, и они совместно осуществляют нейрогуморальную регуляцию. Высшим центром регуляции является гипоталамус. Именно он осуществляет трансформацию нервного импульса в эндокринный процесс. Гипоталамус с гипофизом образует единую гипоталамо-гипофизарную систему. Гипоталамус играет в ней роль регулирующего органа, а гипофиз – регулируемого. Гипоталамус выделяет гормоны, воздействующие на гипофиз, который в ответ вырабатывает тропные гормоны. Тропные гормоны и гормоны гипоталамуса направляются к другим эндокринным железам и регулируют их деятельность.
5. Закрепление новых знаний.
Слайд 27
1. Учащиеся самостоятельно выполняют задание «Установить соответствие», каждому гормону подбирают железу, которая его выделяет:
Гормон | Железа |
Тироксин |
Щитовидная железа |
Соматотропин |
Гипофиз |
Адреналин |
Надпочечники |
Половые гормоны |
Семенники |
Инсулин |
Поджелудочная железа |
Паратгормон |
Околощитовидные железы |
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
Слайды 22-43
2. Выполняют тестовое задание:
1. Поджелудочная железа – это железа:
1) внешней секреции;
2) внутренней секреции;
3) смешанной секреции.
2. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам:
1) обеспечение роста и развития организма;
2) обеспечение механической защиты организма;
3) контроль процессов обмена веществ;
4) обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
3. К эндокринному аппарату относятся:
1) слюнные железы;
2) потовые железы;
3) печень;
4) семенники.
4. Гипофункция щитовидной железы у взрослого человека вызывает:
1) микседему;
2) сахарный диабет;
3) базедову болезнь.
5. Передняя доля гипофиза вырабатывает:
1) вазопрессин;
2) окситоцин;
3) соматотропин.
Проверяют правильность выполнения задания, выставляются оценки обучающимся за работу на уроке.
Ответы.
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
Приложение "Рабочий лист ученика".
6. Домашнее задание.
- Учебник с. 46-50;
- В рабочей тетради выполнить задание №36, 37, 41;
- По желанию подготовить презентацию по одной из предложенных тем:
1) «Маленькие железы большого значения»;
2) «Эндокринные заболевания».
16.10.2017