Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

Цели:

Образовательные:

Создать условия для:

  • Проверки качества усвоения основных понятий и знаний по данной теме.
  • Осмысленного применения знаний на практике.

Развивающие:

Создать условия для:

  • Развития познавательного интереса.
  • Умения пользоваться дополнительной литературой и ИКТ,
  • Развития памяти, внимания, кругозора, навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

Создать условия для:

  • Доброжелательного отношения друг к другу.
  • Умения принимать совместные решения.
  • Правильной самооценки своей работы и работы товарищей.

Оборудование: эмблемы участников, ИКТ, интернет ресурсы, диагностические лисы “Мелодия души”, ромашка (вопросы и ответы), шаблоны для проверки графического диктанта, карточки с ребусами.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация начала урока Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Настроенье, каково? (Показывает большой палец вверх или вниз). Готовы ли вы к сотрудничеству со мной и друг с другом? Сегодня вы работаете в командах. Пожалуйста, представьте их. Ребята показывают, какое у них настроение.

Представление команд:

(см. Приложение 4)

Команда: “Маслята”.

Девиз: “Мы веселые ребята, потому что мы, маслята”!

Команда: “Бактерии”

Девиз: “Мы малы, но мы сильны!”

Команда: “Лишайники”

Девиз: “Взаимовыгодно живем, пропасть друг другу не даем”!

Все большие молодцы!

Хочу обратить ваше внимание на диагностические карты “Мелодия души” (см. Приложение 1), которые лежат у вас на столах. После каждого этапа урока вы можете оценить себя, свое настроение, поставив ноту на ту строчку нотного стана, на сколько хорошо вы себя ощущаете. К концу урока у каждого из вас получится своя мелодия души.

У командира группы имеются ведомости со списком группы (см. Приложение 2), на котором он будет фиксировать баллы, заработанные участниками команды. В конце урока подведем итог нашего соревнования. Все понятно? Готовы? И так друзья, в добрый путь!

 
Целеполага-ние Вспомните, чем мы занимались с вами на прошлых уроках?

Как вы считаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Давайте сформулируем тему. Посмотрите на доску, все слова перепутались. Если вы правильно расставите слова в предложении, узнаете тему урока.

См. приложение (слайд 1)

Ребята в группах составляют правильное предложение. Один ребенок (по желанию) составляет предложение на интерактивной доске.

Команды сверяют свою работу с работой у доски.

Появляется тема урока.

См. приложение (слайд 2)

Ребята обсуждают задачи в группах. Записывают себе на листах.

По очереди называют свои задачи.

Зная тему урока, мы можем поставить задачи на сегодняшний урок. Вы командами подумаете над ними, а потом мы обсудим и отразим наши задачи на доске.

Учитель на доске выделяет задачи названные учениками

См. приложение (слайд 3)
Планирование Я предлагаю вам провести урок по плану.

См. приложение (слайд 4)

Вы согласны или нет?

Дети вносят свои предложения.
Реализация плана. Первый этап. Первый этап нашего урока называется “Ты мне, я тебе”.

Вопросы открыты на доске. Вы зачитываете любой вопрос одной из команд соперников, второй зачитываете другой команде соперников. Всего каждая команда задаст по 2 вопроса каждой команде соперников. За правильный ответ 1 балл. Если соперники не знают ответа, отвечает команда задавшая вопрос. В случае, если команды ответят правильно на вопросы, на доске появится ключевое слово. Задание понятно?

Команды зачитывают вопросы соперникам.

См. приложение (слайд 5)
См. приложение (слайд 6)

Появляется слово “МОЛОДЦЫ”

Ребята произносят его хором.

Оценивание Ребята, вы, правда, молодцы! Все справились с заданием!

Зарисуйте каждый свою нотку в диагностической карте.

Командиры, не забыли выставить балы в ведомость?

Ребята рисуют ноты в диагностических картах. Командиры проверяют баллы в ведомостях.
Второй этап. Второй этап “Биологическое лото”

См. Приложение 3

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть неправильные). И так, внимание! Алгоритм действий расположен на доске. См. приложение (слайд 7). За правильное выполнение задания 3 балла.

Учитель проверяет правильность и быстроту выполнения задания.

См. приложение (слайд 8)

Команда “Маслята”

Кодовое слово – ДРОЖЖИ

– Дрожжи – это грибы, относящиеся к классу Сумчатые.

– грибы сходны с животными:

  • не содержат хлорофилла, гетеротрофы; есть сапрофиты и паразиты;
  • оболочки клеток содержат хитин;
  • содержат запасное питательное вещество – гликоген.

Грибы сходны с растениями:

  • неподвижный (малоподвижный) образ жизни;
  • нити грибницы способны впитывать воду и питательные вещества из среды, как корни растений.

Команда “Лишайники”

Кодовое слово – СИМБИОЗ.

– Симбиоз – взаимовыгодное сожительство;

лишайники – это особая группа организмов, которые объединяют в себе два организма: гриб и водоросль, находящиеся в симбиозе.

Команда “Бактерии”

Кодовое слово – “Ангина”

– Ангина – острое инфекционное заболевание, которое вызывают бактерии.

Бактерии – это организмы, не имеющие оформленного (организованного) ядра.

Оценивание. Ребята, скажите, трудно было выполнять это задание? Все согласны с ответами своих товарищей?

Командиры не забудьте поставить баллы в ведомости.

В диагностические карты рисуем еще одну нотку.

Ребята дополняют ответы товарищей, если это необходимо, рисуют ноты в “Мелодии души”. Командиры выставляют баллы в ведомость.
Третий этап. Третий этап “Остроглаз”

– Ребята, прошу обратить ваше внимание на доску. Перед вами изображения организмов (присутствуют организмы, не относящиеся к теме). Ваша задача выбрать те живые организмы, которые соотносятся с вашей группой, и обосновать свой выбор. Задание понятно? За правильный ответ команда получает 2 балла.

См. приложение (слайд 9)

Ребята (по желанию) по очереди от каждой команды выходят к доске, выбирают организм и обосновывают свой ответ.

“Бактерии”.

– Простокваша – молочнокислые бактерии, питаясь сахаром. Образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу.

– Корень бобового растения – клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней, обогащают почву азотом.

– Маринованные грибы и капуста – молочная кислота предохраняет капусту и грибы от гниения и разложения.

2. “Грибы”.

– Гриб пеницилл – поселяется на продуктах питания и приводит их к порче. Из него получают пенициллин.

– Гриб трутовик – разрушает древесину деревьев, тем самым, нанося вред лесному хозяйству.

– Дрожжевое тесто – дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.

3. “Лишайники”

– Ягель – корм олений.

– Краска, лакмус – из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус для химической промышленности.

– Лишайник накипной – индикатор загрязнения воздуха.

Оценивание Ребята, скажите, сложное задание?

Давайте не забудем про “Мелодию души”, зарисуйте нотки.

Командиры выставили заработанные балы в ведомости?

Ребята дают свои варианты ответов.

Учащиеся рисуют каждый свою ноту.

Командиры выставляют баллы в ведомости.

Четвертый этап Четвертый этап урока “Умники и умницы”.

Перед вами лежат перфокарты, на пересечении группы живых организмов и номера вопроса поставьте знак “+”, если утверждение верно для этих организмов. Задание понятно?

См. приложение (слайд 10)

Ребята, обратите внимание на вопросы, размещенные на доске. Вам нужно будет на них ответить.

См. приложение (слайд 11)

Ребята работают, с перфокартами, отвечая на вопросы.
Для проверки обменяйтесь перфокартами и сверьте ответы с ответами на доске.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ребята, скажите, есть ли среди вас такие, которые набрали менее 6 баллов? Поднимите руки, кто набрал 10 баллов, 9-8 баллов?

Молодцы, хорошо поработали!

Какую ноту вы бы сейчас нарисовали? Нарисуйте ее в диагностических листах

Командиры запишите баллы в ведомости.

Ребята обмениваются перфокартами

и сверяют ответы.

См. приложение (слайд 12).

Нет таких.

Ребята поднимают руки.

Пятый этап Пятый этап “На досуге”

См. приложение (слайд 13)

Я просила команды приготовить сообщения из дополнительной литературы на 2 минуты о значении организмов соответствующих группам. Информация не должна входить в учебный материал. За сообщение команда получает 3 балла.

А сейчас обратите внимание на доску

(См. приложение слайд 14). “Недостающий гриб”, какую из расположенных в нижнем ряду картинок вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему именно ее?

Команда первая, ответившая, на вопрос, получит дополнительный балл в копилку.

Молодцы верно!

Ребята зачитывают сообщения.
У каждой команды на столах лежит головоломка-загадка. Вам нужно найти начало головоломки и отгадать загадку. За правильный ответ 2 балла.

См. приложение (слайд 15)

Ребята отвечают: “Бледную поганку, потому что в верхнем ряду все грибы пластинчатые”.
Ребята, вам было интересно? Сложно?

Какая нота у вас звучит в душе, нарисуйте.

Командиры сложите баллы, полученные командой.

Ребята отвечают: “ Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк: бросить – жалко, съесть сыро. (Груздь)”.
Оценивание   Ребята рисуют ноты.

Командиры подсчитывают баллы.

Рефлексия Вот и подходит к концу наш урок. Я прошу командиров огласить количество баллов набранных командой.

И все же я надеюсь, что сегодня победила дружба. Вы согласны со мной?

Посмотрите на доску.

См. приложение (слайд 4). Все ли задачи, поставленные, вами на уроке, решили?

Командиры оглашают количество баллов набранные командами за урок.
Что нового узнали? Были у вас трудности при выполнении заданий?

Что больше всего запомнилось?

Посмотрите каждый на сою “Мелодию души”, пропойте ее про себя, а теперь полушепотом со своей командой. А сейчас, давайте, исполним “Мелодию души” всем классом, хором. Насколько слаженно вы сможете исполнить “Мелодию души” класса?

Ребята говорят о том, что поставленные задачи решили, что больше всего понравилось, где испытывали трудности.
Да, ребята, вы меня порадовали сегодня. Высоких нот больше и намного, чем низких, хор получился дружный. Можно сделать вывод, что поработали вы на славу, урок вам понравился, настроение у всех отличное.

Правда?!

Поэтому урок я тоже хочу закончить на высокой ноте, ноте – СИ. Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Ребята поют “Мелодию души” про себя.

Исполнение мелодий в группах полушепотом.

Класс хором исполняет “Мелодию души”.

См. приложение (слайд 16)

Литература:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва 2001г.
  2. Лебедева И.И. Открытый урок по теме: “Роль бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека” // Биология – 2008. 18. – С. 7-10.
  3. Рохлов В.С., Теремов А.В. Игровые задания по теме: “Грибы” // Биология – 2008. 12. – С. 22-23
  4. Интернет ресурсы: http://images.yandex.ru

22.07.2010