Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

Цель занятия: закрепление  и расширение навыков проведения   эксперимента, формирование навыков  критического мышления, расширение представлений о воде как универсальном веществе природы.

Задачи занятия:

  • Образовательные:
  • познакомить с методами и приёмами исследований, применяемыми в биологических лабораториях;
  • повторить  правила техники безопасности при проведении эксперимента.
  • Развивающие:
  • способствовать  развитию познавательных способностей учащихся: логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы);
  • способствовать развитию умственной деятельности (основных качеств ума – самостоятельности, критичности, гибкости, творческой инициативы, избирательности);
  • способствовать развитию активного умения слушать и воспринимать информацию для обеспечения дальнейшей деятельности;
  • продолжить формировать умения работы с оборудованием,  схемами пользоваться рекомендациями к выполнению  определённого вида деятельности;
  • развивать познавательный интерес к образовательной области «Биология»;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, анализа своей деятельности.
  • Воспитательные:
  • формировать интерес к познанию живой природы;
  • продолжить формировать умения работать в коллективе и находить согласованные решения – развитие межличностных отношений;
  • воспитывать независимость суждений;
  • воспитывать культуру поведения на занятии;
  • продолжить формировать умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
  • показать ученику, что каждый из них является перспективным подростком в принципиальной возможности развития его способностей, всей его личности.

Форма обучения:  групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод самостоятельной работы; беседа, объяснение,  наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение, метод проекта.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха),
  • познавательные  (познавательный интерес, создание проблемной ситуации),
  • волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности и коррекция, рефлексия),
  • социальные (создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: метод устного индивидуального и фронтального контроля.

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении и проведении  эксперимента.
  • Метапредметные: расширение знаний о  методах проведения научных исследований и оформлением их результатов.
  • Предметные: учащиеся знакомятся с основными  методами изучения биологии, правилами  техники безопасности в биологическом кабинете.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация «Свойства воды», вода разных видов (водопроводная, минеральная, дистиллированная), лоток, пробирки, держатель для пробирок, номера групп, задания для групп,  спиртовка, электронный  градусник из лаборатории «Verrner»,таблички со смайликами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей...

А. Ваксберг

Этапы занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный этап (1-2 мин.)  –  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на наше очередное заседание  кружка «Бионика».
Надеюсь, вы снова жаждете новых открытий и не только с помощью интересных приборов... Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на занятие
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
II. Этап актуализации знаний (5 мин.) Предлагаю определить тему нашего занятия. А для этого вначале отгадайте загадку.

Что это такое?

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу!? (слайд 1)

– Что мы будем изучать?
– Сегодня мы познакомимся со свойствами воды. (Слайд 2)
– А что обозначает H2O?
– Да, это формула воды, записанная с помощью химических символов.
– Девизом нашего занятия  будут слова А. Ваксберга «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей…
– Какой может быть вода? (Слайд 4)
– В каком виде вода встречается в природе? (Слайд 5)
– Где встречается вода? ( Слайд 6,7,8)

– Вода входит в состав продуктов питания. Какой овощ  наиболее богат водой по вашему мнению?
– Увы, арбуз только на 8 месте по содержанию воды. (Слайд 9)
– Вода входит в состав человеческого организма.
– Что вы знаете об этом?
– Посмотрите на схему (слайд 10). Проанализируйте диаграмму.
– В общем значении, человек на 2/3состоит из воды. (Слайд 11)

 

Учащиеся смотрят Презентацию.

 

 

Ответы детей: вода

Что-то о воде.
Свойства воды.
Ответы детей.
– Вода?

 

 –  Вода может быть жидкой, твёрдой, газообразной.
– Вода в природе может быть  в виде: росы, дождя, града, пара, льда ….
 – Вода встречается в озёрах, реках, ручьях, морях…
Ответы детей.
 – Арбуз

Дети высказывают свои  знания и предположения
Дети анализируют диаграмму

Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, перерабатывать информацию.
III. Проектная деятельность (5 мин.)

1. Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выдвижение гипотезы

Что нужно сделать с водой для того, чтобы она из жидкой превратилась в газообразную  (пар)? (Слайд 12)

Каждый взрослый человек знает, что вода начинает кипеть при температуре равной сто градусов Цельсия. Необходимо помнить, что такая температура кипения будет при нормальном атмосферном давлении, которое равно 101 кПа (760мм рт. ст). Если, давление будет иное, температура кипения изменится. Но условия изменяются для всей воды одинаково.
Сегодня давление составляет _____________
Какая вода у вас на столе?

– Что такое дистиллированная вода?
Вода методом перегонки очищенная от  всех примесей,  т.е., чистейшая вода.
Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Как вы думаете, какой результат мы получим? Предлагаю выдвинуть гипотезу – предположение, которое подтвердится или нет.
Прежде, чем перейти к исследованию, давайте вспомним, по какому плану строится любое исследование?

 

У вас на столах лежит план исследований, которым вы должны руководствоваться. (Приложение 1)
Мы работаем в микрогруппах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.
Ваша задача исследовать свойство воды с помощью градусника из лаборатории «Verrner», для этого нужно подготовить  всё необходимое  для  нагревания.

Но  прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и правила нагревания жидких веществ (воды) (слайд 12)

Ответы детей.
Нагреть.

 

 

 

 

Ответы детей.
– Минеральная  вода «Катунская».
– Минеральная  вода «Касмалинская».
– Водопроводная вода,
– Вода для инъекций (дистиллированная вода)

Ответы детей.
Выяснить температуру кипения  различной воды при давлении ______
Ответы детей.
Температура кипения  воды из разных источников – различна.

  1. Сбор информации
  2. Выработка гипотезы
  3. Наблюдение (эксперимент)
  4. Анализ данных
  5. Разработка теории (вывод)

Дети рассматривают оборудование и путеводные листы (план опытов)
Ребята внимательно читают этапы исследования,

Ответы детей.
При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
При нагревании прогреть всю пробирку, проводя по всей длине над пламенем несколько раз, а затем, то место, где расположено вещество.

Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. выдвигать гипотезу, экспериментально подтверждать её
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
IV. Проведение эксперимента по плану (5 мин.) – Ребята, вы закончили опыты. Теперь мы можем
подвести  итоги: подтвердилась ли наша гипотеза? (слайд 13) Аргументируйте. 
– Что ещё влияет на температуру кипения воды?
Почему вы так решили?
Дети поочередно демонстрируют свои опыты. Фиксируют температуру кипения  воды.
Дети отвечают, иллюстрируя примерами
Ответы детей.
Может быть,  вещества содержащиеся в воде?
Ответы детей.
На бутылочках с водой указан состав.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. экспериментально подтверждать гипотезу
Коммуникативные УУД:
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, проводить эксперимент
V. Этап открытий новых знаний (4 мин.) А вы знаете, что у воды есть память?
Предлагаю посмотреть видеоролик.
?
Просмотр видеоролика (Приложение 2)
Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию из различных источников.
VI. Рефлексия (3 мин.) Что нового вы узнали на занятии?

Какое свойство воды вас удивило?

Как бы вы оценили свою работу на занятии? (оценивание проводится поднятием смайликов).
Как вы оцениваете сегодняшнее занятие?
(Оценивание проводится поднятием смайликов).

Ответы детей.
Ответы детей.

Дети поднимают табличку со смайликами.

Личностные УУД: Требовательность к себе, объективность самооценки.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
VI. Заключение Закончить наше занятие мне хочется словами: "Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды". (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов)
Берегите воду!
Просмотр релаксационного ролика с видами водных объектов  в сопровождении музыки. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний.

17.03.2015