Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Проведение развивающих занятий для микрогруппы в ходе изучения школьного курса биологии. Урок "Общие закономерности эволюции"

Проведение развивающих занятий для микрогруппы в ходе изучения школьного курса биологии. Урок "Общие закономерности эволюции"

Урок является межкурсовым уроком в системе биологических дисциплин.

Целью этого урока является развитие логического мышления учащихся, как части развития интеллекта, т.к. логика – одна из важнейших характеристик интеллекта.

На данном уроке развитие логики учащихся идёт в трёх направлениях: развитие эволюционной логики, логики установления причинно-следственных связей, аналитической логики.

Урок проводится для двух учащихся разного возраста – семиклассника и девятиклассника. Он построен на ролевой деятельности учащихся – “эволюциониста-ботаника” и “эволюциониста-зоолога” и учителя – “критика”.

Все участники урока абсолютно равноправны в своей деятельности. Деятельность учащихся направлена на прямое решение задачи, учитель, постоянно критикуя их действия, вносит в урок элементы противоборства (своего рода – научного конфликта) и этим способствует тренировке логики учащихся в ходе решения задачи, т.к. противостоит их рассуждениям и этим требует от них доказательств своих решений, а не просто констатации факта.

Этот урок является одной из форм урока-диалога, для которого создаётся разновозрастная творческая группа. Оптимальной позицией за столом является вариант “круглого стола” – “треугольник” (позиция для малой группы).

Перед уроком учащиеся получают задания, которые потом становятся частью работы на уроке. В данном случае творческая роль учителя – в коррекции направления поиска, учащихся – в решении задачи своим путём (несколько корректируемом учителем) и отстаивании своих позиций, их анализе и синтезе из них общебиологических положений.

Общий план урока

  1. Формулировка базовой задачи урока (предлагается учителем), 1 мин.
  2. Составление плана работы (названия пунктов сформулированы учителем заранее и записаны на табличках, на уроке их расставляют в нужном порядке и обосновывают выбор), 5 мин.
  3. Работа по составленному плану, 7 мин.
  4. Выведение общих закономерностей процесса эволюции на Земле, 20 мин.
  5. Вывод по занятию, 2 мин.

Оборудование

  1. Таблица “Генеалогическое древо (схема эволюционного родства) групп растительного и животного мира”.
  2. Геохронологическая таблица.
  3. Схема этапов развития растительного и животного мира на Земле.

Литература

  1. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора. – М.: Просвещение. – 1987.
  2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение. – 1988.
  3. Трайтак Д.И. Биология. Справочные материалы. – М.: Просвещение. – 1987.
  4. Олейников А.Н. Геологические часы. – Ленинград: Недра, Ленинградское отделение. – 1987.
  5. Георгиевский А.Б., Попов Е.Б. “Белые пятна” эволюции. – М.: Просвещение. – 1987.
  6. Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции. – М.: Просвещение. – 1979.
  7. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Высшая школа. – 2000.
  8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир. – 1988.

Ход урока

1. Формулирование базовой задачи

На доске представлена задача: Вывести общие закономерности эволюции живого мира на Земле.

Учитель. Какие царства живого мира Земли мы должны рассмотреть, решая эту задачу? (Растений, животных, грибов, доядерных).

Учащийся. В основном нам необходимо будет опираться на два царства – растений и животных, т.к. они наиболее многочисленны и наиболее изучены в эволюционном плане.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем выполнять следующие роли:

  • Эволюционист-зоолог – поможет рассмотреть эволюционный процесс с точки зрения зоологии (роль для девятиклассника).
  • Эволюционист-ботаник – рассматривает эволюцию с точки зрения ботаники (роль для семиклассника).
  • Критик – критикует все выдвигаемые предложения (роль для учителя).

Вообще роли могут быть распределены по-другому в зависимости от желания участников урока.

2. Составление плана работы

Учитель предлагает учащимся таблички, на которых записаны пункты плана урока и предлагает учащимся расположить их в нужном порядке. По ходу их работы оспаривает их решения, заставляя их доказывать правильность принимаемых решений (и по необходимости корректируя их).

План работы

  1. Определение условий, влияющих на эволюцию живого на Земле.
  2. Представление эволюционных закономерностей развития растительного мира.
  3. Представление эволюционных закономерностей развития животного мира.
  4. Установление логических связей между закономерностями.
  5. Выведение общих закономерностей.

3. Работа по составленному плану

Учащиеся предлагают идеи и свои ходы решения задачи, а учитель критикует их, заставляя их доказывать.

1. Условия, влияющие на эволюцию живого на Земле (называют учащиеся).

  1. Климат.
  2. Соседство других живых существ.
  3. Атмосфера (её состав).
  4. Рельеф и его изменения.
  5. Человек (учитель это категорически отрицает – сейчас, возможно, влияет, в прошлом – нет, нынешние результаты влияния человека на ход эволюции ещё не видны).
  6. Солнечная радиация
  7. Наличие и количество воды.

2. Эволюционные закономерности растительного мира (учащийся представляет своё домашнее задание в виде таблицы на доске).

  1. Развитие от одноклеточности к многоклеточности.
  2. Развитие от неспециализированного таллома к тканям и отдельным органам.
  3. Зарождение в водной среде.
  4. Переход в наземную среду обитания.
  5. На основе прогрессивных изменений поселение в незанятых экологических нишах (ароморфоз).
  6. Частичное сохранение внутренней водной среды.
  7. Совершенствование процессов образования органических веществ из неор-ганических (автотрофность).
  8. Изменения в организме в связи с изменениями внешней среды (идиоадоптация).
  9. Формирование женских и мужских половых органов расположенных рядом.
  10. Конкуренция за воду, свет, жизненное пространство.

3. Эволюционные закономерности животного мира (учащийся представляет своё домашнее задание в виде таблицы на доске).

  1. Развитие от одноклеточности к многоклеточностию
  2. Развитие от неспециализированной массы клеток к их специализации.
  3. Образование отдельных органов и тканей.
  4. Зарождение в водной среде.
  5. Переход в наземную среду обитания.
  6. На основе прогрессивных изменений расселение в незанятых экологических нишах (ароморфоз).
  7. Сохранение внутренней водной среды.
  8. Приспособление к потреблению и усвоению готовых органических веществ (гетеротрофность).
  9. Изменения организмов в связи с изменениями внешней среды (идиоадоптация).
  10. Конкуренция за жертвы (борьба за существование).
  11. Подвижность и её усовершенствование.
  12. Совершенствование в направлении разделения полов.

Примерные вопросы учителя:

  1. Разве растения не сохраняют полностью водную среду в теле?
  2. Почему говорится о переходе в наземную среду, ведь многие организмы остались в воде?
  3. Конкуренция за жертвы – это понятно, но откуда взялась конкуренция за воду?
  4. “Ниша” – пространство между двумя выступами, “экология” – раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов между собой, “экологическая ниша” – нонсенс.
  5. При чём здесь радиация? Солнце даёт свет, а если оно даже и радиоактивно, то слишком далеко от нас и облучать Землю не может.
  6. Стремление к раздельнополости у животных – неверно, многие черви – гермафродиты, а процветают.
  7. Пункты 5 и 8 у растений и 6 и 9 у животных – одно и то же, не надо их выделять отдельно.

4. Логические связи между закономерностями

Учитель. Соедините линиями то, что, по-вашему, является общим и взаимосвязанным в эволюции растений и животных.

1. Развитие от одноклеточности к многоклеточности. 1. Развитие от одноклеточности к многоклеточности.
2. Развитие от неспец. таллома к тканям и органам. 2. Развитие от неспец. массы клеток к их специализации.
3. Зарождение в водной среде. 3. Обр. отдельных органов и тканей тела.
4. Переход в наземную среду обитания. 4. Зарождение в водной среде.
5. На основе прогрессивных измен. поселение в свободн. экологической нише. 5. Переход к наземную среду обитания.
6. Частичное сохр. внутренней водной среды. 6. На основе прогрессивных измен. поселение в свободн. экологич. нише.
7. Совершенств. проц. образов. орг. веществ из неорг. 7. Сохранение внутренней водной среды.
8. Конкуренция за воду и свет. 8. Приспособл. к потребл. и усвоен. готовых органич. веществ.
9. Измен. в организме в связи с изменен. внеш. среды. 9. Конкуренция за жертвы.
10. Распол. жен. и мужск. органов рядом. 10. Подвижность.
11. Измен. в организме в связи с измен. внешней среды.
12. Стремление к раздельнополости.

Учитель. Сколько получается общих закономерностей?

5. Общие закономерности эволюционных процессов на Земле.

  1. Развитие от одноклеточности через многоклеточность к специализации клеток и их групп (органов).
  2. Образование в воде, занятие свободных пространств (экологических ниш) на основе совершенствования.
  3. Сохранение внутренней водной среды.
  4. Борьба за существование.
  5. Приспособления к изменению внешних условий.
  6. Стремление к увеличению численности.

Вывод: Растения и животные имеют общее происхождение и сходные закономерности эволюции – это разные проявления одного и того же – живого.

17.02.2005