Организация жизни и быта жителей села Ананьино Барышского района Ульяновской области в прошлом и настоящем
Введение
Исследование территории села Ананьино Барышского района Ульяновской области учащимися Загаринской средней школы и участниками экологического клуба «Экос» проводятся с 2005 года по настоящее время. Целью исследования является изучение жизни и быта жителей села Ананьино в прошлом и настоящем, чтобы на основании собранного материала создать один из разделов школьного музея. Результаты этнографического исследования помогут учащимся лучше узнать историю своего родного края. Ведь человек без прошлого - человек без будущего. Музей учит любить и гордиться своим краем, предками, односельчанами. Мне кажется, что самая большая гордость школы - это музей. Мир музея будущего в наших руках, и мы должны сохранить его для наших детей, внуков, правнуков и для самих жителей села. Без него человек потеряет свою культуру и веру в будущее.
Организация жизни и быта жителей села Ананьино Барышского района Ульяновской области в прошлом и настоящем
1. Краткая характеристика Барышского района
Барыш. Такое необычное географическое название сначала существовало только как «имя» реки, самого значительного из притоков Суры. Река Барыш часто упоминается в документах, начиная с 16 столетия. В 1897-1898гг. была построена линия Инза - Сызрань Московско-Казанской железной дороги. На этой железнодорожной ветке возле села Троицкое- Кураедово тогда же появилась небольшая станция «Барыш». В 1928 году село Троицкое-Кураедово было переименовано в поселок Барыш, который стал центром Барышского района Средневолжской области (эта область с 1935 года называлась Куйбышевским краем). В 1943 году рабочий поселок Барыш стал одним из районных центров Ульяновской области.
Названия большинства сел и деревень Барышского края, как и других районов области, имеют фамильную основу. В этих названиях - память о первых поселенцах, местных помещиках, представителях старинных дворянских родов, которые в конце 17 - начале 18 веков основали немало населенных пунктов в долинах Барыша, Сызранки, Бекшанки и их притоков. Среди таких фамилий - Жадовские, Oбуховы, Дурасовы, Кафтыревы, Воецкие, Зиновьевы, Купаедовы, Смольковы, Ленивцевы, Ананьины, Голицины, Хоненевы (Хонинеевы), Ховрины, Загарины, Дмитриевы и ряд других. Во второй половины 18 и в 19 столетиях в числе помещиков были представители российской аристократии, так называе ой титулованной знати. Графский титул, например, имели Апраскины (село Румянцево и село Головцево). Позднее, в конце 19 - начале 20 века среди местных земледельцев стало появляться все больше крестьян.
2. Организация жизни и быта жителей села Ананьино
2.1. Тектоника и геологическое прошлое села
Территория Ульяновской области относится к Восточно-Европейской платформе с твердым докембрийским кристаллическим фундаментом. Он является препятствием для процессов горообразования, поэтому у нас нет высоких гор и вулканизма, которые так характерны для подвижных участков земной коры. Не грозят нам ни извержения вулканов, ни землетрясения. Территория области в целом характеризуется равнинным рельефом, т.к. колебания высот поверхности не превосходят нескольких сот метров, а переходы от понижений к повышениям сравнительно постоянно. Но, все-таки, поверхность области не однообразна, она состоит из низменностей и возвышенностей. Средняя абсолютная высота поверхности равна 180 метрам. Самая высокая точка области равна 353 метрам - расположена южнее рабочего поселка Новоспасское.
Подвижки кристаллического фундамента наблюдались в конце палеозоя начале мезозоя. Наиболее сильные движения были в начале кайнозойской эры, когда полностью сформировалось тектоническое строение территории области. Тогда же произошло её общее поднятие, она окончательно освободилась от затопляющего её моря.
Очень медленные движения земной коры происходили и в более поздние периоды. Они наблюдаются и сейчас. Когда территория опускалась, на неё наступало море. Водные потоки стекали с возвышенных участков, приносили в море частицы грунта и растворенные соли, которые вместе с погибающими морскими организмами оседали на дно и за длительное время образовали целые пласты.
На речных обрывах, на срезах оврагов (на “Белой горе”- горе на верхнем конце села) можно видеть различные по цвету и составу пласты пород, а в породах- встретить окаменевшие раковины, веточки деревьев, отпечатки различных моллюсков. Так, что село Ананьино находится на дне бывшего Океана, покрывавшего Землю.
2.2. История возникновения села Ананьино.
Есть много прекрасных мест на земле, но для человека, родившегося в Барышском крае, красоты, ни с чем несравнимы. Основано село Ананьино, вероятно, в 1700 году служивым человеком, пензенцем Лукой Степановичем Ананьиным. За верную службу пожаловал ему государь «...дикое поле на реке Мочалейке и Полейке тоже...» в 350 четвертей (четверть – 0.5 десятины).
Потомки помещика Ананьева, были передовых взглядов, были знакомы с Лениным и даже разделяли его взгляды. Крестьянам Ананьев раздавал земельные наделы. Они работали на земле и платили налоги натурой, т.е продуктами. Жили, не бедствовали, у некоторых были даже выездные рысаки (кроме всей прочей скотины). Ездили в Астрахань с обозами. Меняли мясо, масло, мед на рыбу. Жили дружно (как в прочим и до сих пор). В конце села было два пруда, мельница, ческа, масло мешалка (сама мешала молоко в масло сразу в доенках).
По архивным документам – купчим, челобитным и переписным листам – удалось проследить историю этого жалованного поместья. До 1733 года им владел сам Лука Степанович Ананьин, затем его наследовали сестра Ананьина Наталия Степановна Синбухина и ее сын Дмитрий Яковлевич. В 60-х годах Д. Я. Симбухин продал Ананьино Николаю Ивановичу Бахметьеву, «лейб-гвардии Семеновского полка капралу». С 1802 по 1836 годы хозяйкой села была Мария Николаевна Бахметьева, по мужу Максимова.М.Н. Бахметьева-Максимова увеличила свои земельные владения, купив в разное время у разных помещиков (в частности П.С. Беклемишева) новые наделы и угодья. Род Бахметьевых заслуживает, чтоб о нем было сказано несколько больше. Происходит он от знаменитого татарского мурзы Асла-Бахмета, поступившего на службу к московскому великому князю Василию II (Темному). Один из потомков мурзы был сенатором при императрице Елизавете Петровне. Н.И. Бахметьев – владелец.
Помещик Ананьин (вторая половина 19 века) сочинял музыку, имел оркестр и хор крепостных. В 1836 году почти друг за другом М.Н. и В.М. Бахметьевы-Максимовы умерли. Детей у них не было. Началась изнурительная тяжба за наследство между родственниками. Главными претендентами на владения были племянник М.Н. Бахметьевой штаб-ротмистр лейб-гвардии конного полка Н.И. Бахметьев и племянницы В.М. Максимова Дарья Петровна Попова и Мария Петровна Сидельникова. В конце концов, Ананьино было поделено на два конца: к Загарину – Бахметьевка, к Жедрину – Сидельниково (Сидельшина).
2.2.1.Изучение территории российской провинции XVI-XVII
Из истории изучения территории Симбирского Поволжья, можно узнать сведения о территории, полученные иностранными путешественниками, участниками академических экспедиций, государственными и научными структурами. Проанализировать первые краеведческие организации. Здесь можно найти упоминания краеведа Неболюбова о нашей местности. Он собрал богатую коллекцию древностей Ананьинского могильника, которую завещал в музей древностей Московского Архелогического Общества. Сюда входили: коллекция древних монет - греческих, римских, восточных и русских и медалей, всего 571 экземпляр, медные кресты, старинные серебряные ложки, оружия, украшения, вещи домашнего быта, символы и амулеты, принадлежности конской сбруи, кремневые вещи; сюда же завещан был и здесь хранится «Ананьинский камень» с изображением Геродотова скифа, раздробленного на семь частей. По легенде самыми древними жителями села Ананьино являются «скифы» (см. сайт в интернете http://www.rustrana.ru/comment.php
2.4. Внешний облик и благоустройство села
2.4.3.Основные занятия крестьян. Земледелие
2.4.5.Устное народное творчество
2.6. Родник Тихвинской Божией матери
№ | Название церкви | Нахождение село | Район |
---|---|---|---|
1 | Тихвинская церковь | Акшуат | Карсунского уезда (Барышский район) |
2 | Тихвинская церковь | г. Симбирска | |
3 | Казанская церковь | Большой Кувай | Алатырского уезда (Сурский район) |
4 | Знаменская церковь | Ананьино | Сызранского уезда (Барышский район). Являлась на источнике недалеко от села. Время явления точно неизвестно. Впоследствии на месте явления иконы поставлена деревянная часовня. |
5 | Никольская церковь | Туруново | Буинского уезда (Батыревский район Чувашии) |
3. Языковка – одна из составных частей села Ананьино.
Въезд в селение через речку иначе нельзя. Люди ходят через мостик, который года 3 назад был отремонтирован. Машины едут прямо вброд. Современная планировка селения выглядит так: тип селения – линейный (одна улица и дома в два ряда), рядовые поселения - фасадом обращены к дороге.
Около многих домов растут яблони, кусты сирени, вишни. От барского дома вниз к реке, по правую сторону оврага был сад. Историю образования села Ананьино и деревни Языковка можно узнать из материалов собранных Масловой Татьяной Геннадьевной - местным библиотекарем.
В конце 18 века были заселены село Ананьино и деревня Языковка и Языковские выселки крепостными крестьянами из Пензенской области. Церковь одна. Престольный праздник 10 декабря «Знаменье».
В Языковке преобладали две фамилии Чижовы и Петровы. По воспоминаниям жителей – род Чижовых был выменен на борзых собак.
В Языковке был свой колхоз, сельскохозяйственные фермы в которых разводили крупно рогатый скот, лошадей, овец, птиц (была изумительная порода черных кур, птичницей работала Кисаринова Рая). Был свой пруд, начальная школа.
Семья Козловых приехали из Николаевского района. Глава Семейства открыл кооперацию. У него было 10 десятин земли. Семья состояла из 10 человек: 7 сыновей и одна дочь. Их выслали в Архангельскую область. Несмотря на трудности, выстроили там дом, вырастили и дали всем детям высшее образование. Двое сыновей погибли на войне, а ещё один подвергся репрессиям в сталинские времена.
До 1939 года в селах Ананьино и деревне Языковка было 580 избирателей. После войны села стали редеть. Многие не вернулись на родину, устроив свою жизнь на новом месте.
В зиму 2006-2007 гг. в селе Языковка остаётся 6 семей, в Ананьино 4 семьи, все они пожилые люди. Телефонная связь отрезана, медпункт закрыт. Языковские выселки исчезли с лица земли. О существовании деревни напоминают лишь пустые воронки, заросшие крапивой.
В 1973 году Леонтьева Екатерина меняла пол в подполе нашла мешок старых денег времен Петра I (медные, бумажные), мешок был размером 20-30 см, был очень тяжелый его несли на плече. Для деревни это была сенсация.
За селом в поле есть лесок - Висла, раньше там проходил Казачий тракт, дорога проходящая на Сызрань. Там находится знаменитый с древности Ананьинский могильник.
4. Местный лексикон
Налётный (обращение к детям) - шумный, Айда - идем, Зад назад - быстро туда и обратно, Авось - наверное, Намедне - накануне, Давече - недавно, Дерюшка - платок, Мага-азин - магазин, Зыпка – люлька.
Чай - пусть, Васейка - недавно, Манарка, плюшевая жакетка - плюшевая куртка теплая, женская, Половик - дорожка, Нама - нет, не может быть, Вечёр - вечером, Эдакой - такой, Калякать - разговаривать, Мол - может быть, Ступни - обувь из лыка, Кочедык - Крючок, Наколодки - обувь состоящая из каблука и деревянной подошвы с оборотами на ноге, Обороты - шнурки, Таган - подставка на трех ножках.
Русло реки подходит все ближе и ближе к роднику, происходит заболачивание местности вблизи родника, в результате чего родник может быть затоплен.
Число жителей в с.Ананьино резко сокращается, в связи с чем село может исчезнуть. И родник останется без присмотра. К началу реализации проекта - июль 2006 года, в селе Ананьино проживало 10 семей с общей численностью 15 человек, в зиму 2006 года останется всего 4 семьи.
5. Выводы и прогнозы
Большое значение для организации научно-исследовательской работы по экологическому образованию имеет мониторинг состояния окружающей среды. Реализация намеченной цели по изучению микрорайона и созданию экологического паспорта началась с того, что учащиеся школы описывали растения и животные, оформляли свою работу в виде докладов, рефератов, рисунков. Участвовали во Всероссийском конкурсе Фестивале «Портфолио» исследовательских и творческих работ «Живи родник», в конкурсе «Ученик года» с творческим проектом «Водные ресурсы Ульяновской области», защита творческой работы выпускников «Живая вода».Индивидуальную исследовательскую работу начали в 1999 г.
В 2001-2008 учебном году работа по изучению и описанию всех родников и колодцев нашей территории была продолжена, составлен паспорт родников и колодцев села Загарино. Также был описан родник Тихвинской Божьей Матери, который находится в селе Ананьино Барышского района Ульяновской области. Был составлен паспорт родника. Собраны легенды о чудотворном явлении иконы в роднике уникальных свойств воды и отношения людей к возврату праздника освящения воды на Тихвинскую 9 июля вот уже 4 года отцом Игорем Ваховским, настоятелем Прихода Храма в честь Святой Троицы, Московской Патриархии Симбирской и Мелекесской Епархии МПРО. С интересом в работу включаются учащиеся окрестных школ и учителей, в летнее время являются участниками палаточного, экологического, краеведческого лагеря. Проводят велосипедные экспедиции по дальнейшему изучению родного края. Собирают материал о селах Ананьино (планируется в 2009 году летней экспедицией изучить Ананьинский могильник в окрестностях смешанного леса Висла на территории Николаевского района), Загарино, Киселевка, Приозерное (интересная сукцессия Золинского пруда), Живайкино. Своей информацией делятся на страницах газеты «Барышские вести». Этнографические исследования оформляются в школьный музей «Уголок истории».
5. Литература
- Газета «Барышские вести» (публикации 2000-2005 г.)
- Праведнов М. «Знай свой край. Село Ананьино.// Ленинский путь. Газета. – 1992 г. №37 (9226) – стр. 2-3.
- Журнал «Мономах» (публикации 1998-2005 гг.)
5.05.2010