Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Уроки с применением цифрового образовательного ресурса (ЦОР) по курсу "Человек и его здоровье" (8-й класс)

Уроки с применением цифрового образовательного ресурса (ЦОР) по курсу "Человек и его здоровье" (8-й класс)

ЦОР: мультимедийное учебное пособие нового образца – Биология: анатомия и физиология человека. Издание электронной библиотеки «Просвещение».

Печатный учебник: Драгомилов А. Г. , Маш Р. Д. . Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. , переработ. – М. : Вентана-Граф, 2005.

Программа: 8-й класс. Человек и его здоровье (68ч, 2ч в неделю). Авторы А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.

Урок «Значение дыхания. Воздухоносные пути. Строение легких» с применением цифрового образовательного ресурса (ЦОР)

Задачи урока:

  1. Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;
  2. Установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей и легких;
  3. Выяснить, как изменяется в дыхательных путях и легких воздух, которым мы дышим.

Демонстрационное оборудование:

  • компьютер,
  • цифровой проектор,
  • ЦОР – мультимедийное учебное пособие «Биология: анатомия и физиология человека»

Проведение урока

Ход урока соответствует изложению материала на страницах ЦОР.

Страница 1 - Содержание урока.

Введение в тему на первом этапе изучения нового материала начинается следующим вопросом-задачей: человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, а без кислорода не больше 10-20 минут. Почему?

Страница 2 - Воздух необходим для жизни.

На экране – интерактивный объект ЦОР «Органы дыхательной системы человека».

Видеофрагмент: «Воздух необходим для жизни».

Второй этап урока – постановка познавательных задач темы. Учитель говорит о том, что на этом уроке будет начато изучение строения органов дыхания, и учащиеся должны будут на основе полученных фактических данных самостоятельно решить следующие вопросы:

  1. Как изменяется в дыхательных путях воздух, который мы вдыхаем?
  2. Почему нужно дышать через нос?
  3. В чем проявляется связь строения воздухоносных органов и легких с их функциями?

Страница 3 - Сколько же кислорода необходимо человеку?

Следующий этап изучения начинается с просмотра диаграмм состава воздуха при вдохе и после выдоха. Учащиеся делают вывод об изменении состава вдыхаемого воздуха, в выдыхаемом воздухе содержится больше углекислого газа и меньше кислорода.

Излагая новый материал и используя межпредметные связи с физикой и химией, учитель указывает на энергетическое значение кислорода, на его роль в процессах превращения энергии. В целом внешне процесс дыхания – это процесс обеспечения организма кислородом и удаления продуктов окисления: углекислого газа и излишков воды. Осуществляется этот процесс путем газообмена.

Страница 4 - На что способны наши легкие? ЖЕЛ.

На этом этапе урока раскрывается понятие «жизненная емкость легких», подчеркивается возможность ее увеличения при занятиях физической культурой и спортом, особенно такими видами, плавание, бег, катание на коньках.

Страница 5 – Функции носа.

По анимированному рисунку ЦОР учитель объясняет строение носовой полости, носоглотки. Для закрепления материала учитель задает классу вопросы:

  1. Какова функция носовой полости?
  2. В чем взаимосвязь ее строения и функций?

Страница 6 - Где живет голос?

На следующем этапе урока изучается гортань. О ее строении учитель рассказывает по анимированному рисунку ЦОР. Учитель сообщает краткие сведения о том, как образуются звуки в гортани, отчего зависит сила звука и его высота. Для того чтобы подвести учащихся к выводу об участии в формировании звуков голоса и речи не только голосовых связок, но и движений языка, губ, зубов, учитель предлагает следующие вопросы:

  1. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?
  2. Почему человек не может говорить без языка?
  3. Что такое шепот?

Страница 7 – Трахея.

На следующем этапе объяснения нового материала изучаются трахея и бронхи по интерактивным объектам анатомического атласа ЦОР. Учитель предлагает высказать предположение, какова функция трахеи и бронхов, и установить, в чем приспособленность их строения к этой функции.

Страница 8 - Строение легких.

Где же происходит газообмен?

Учитель показывает изображение легких человека по интерактивной модели из анатомического атласа ЦОР.

  1. Чем же объяснить свойства легкого?
  2. Какого его внутреннее строение?

Учащиеся рассматривают подробные рисунки строения легкого и альвеол. Они описывают строение легочных пузырьков, делают вывод о приспособленности легкого к функции дыхания и вспоминают, к какому кругу кровообращения относятся капилляры, оплетающие альвеолы. Учитель сообщает данные о многочисленности легочных пузырьков и рассказывает о пристеночной плевре, плевральной жидкости и газообмене в легких.

Страница 9 - Циркуляция газов и питательных веществ.

Далее учитель по рисунку ЦОР объясняет материал о газообмене в легких и тканях, обращая внимание на разницу концентрации кислорода и углекислого газа в крови, легочных пузырьках, тканевой жидкости и клетках и напоминая ученикам об известном им из физики законе диффузии.

Страница 10 - Главное.

Выводы по уроку, тезисы.

Страницы 11 - 16 – Проверьте свои знания.

Закрепление материала проводится по интерактивным упражнениям ЦОР, на которые ученики отвечают устно.

Задание на дом: §§23-24, выполнить задания в рабочей тетради.

Поурочное планирование темы «Дыхательная система»

Тема урока

Тема урока ЦОР

Страницы урока ЦОР

Урок 24. Значение дыхания. Органы дыхания Строение легких.

 

10. Дыхательная система (диск 1).

  1. Дыхательная система
  2. Воздух необходим для жизни
  3. Сколько же кислорода необходимо человеку?
  4. На что способны наши легкие?
  5. Функции носа
  6. Где живет голос?
  7. Трахея
  8. Строение легких
  9. Циркуляция газов и питательных веществ

Урок 25. Газообмен в легких и тканях

 

26. Газовый обмен (диск 1).

  1. Газовый обмен
  2. Как мы дышим
  3. Дыхательный пигмент
  4. Что будет при отсутствии гемоглобина?
  5. Судьба углекислого газа
  6. Миоглобин – 0,25 гемоглобина
  7. Внешнее дыхание
  8. Зачем клеткам кислород?

Урок 26. Дыхательные движения

 

26. Газовый обмен (диск 1).

2. Как мы дышим

Урок 27. Регуляция дыхания

Урок 28. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания

 

35. Гигиена дыхательной системы (диск 2)

  1. Гигиена дыхательной системы
  2. Откуда берется кислород в организме человека
  3. Воздух, которым мы дышим
  4. Дыхание через нос
  5. Как вы дышите?
  6. Ослабевающая преграда
  7. Воздушно-капельные инфекции
  8. Болезни дыхательной системы

Урок 29. Первая помощь при поражении органов дыхания

 

48. Оказание первой помощи (диск 2)

12. Удушье

13. Искусственная вентиляция легких

Контрольно-обобщающий урок

Тематическое планирование программы курса «Человек и его здоровье» с использованием мультимедийного учебного пособия нового образца «Биология: анатомия и физиология человека»

Тема урока

Тема урока ЦОР

Диск №

Введение. Организм человека. Общий обзор

 Урок 1. Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

1. Кто наши предки?

1

Урок 2. Структура тела. Место человека в живой природе

 

 

Урок 3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

2. Клетки и ткани

1

Урок 4. Ткани

2. Клетки и ткани

1

Урок 5. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гормональная регуляции

 

 

Опорно-двигательная система

Урок 6. Скелет. Строение и состав костей

4. Скелет

1

Урок 7. Соединение костей

 

 

Урок 8. Скелет головы и туловища

 

 

Урок 9. Скелет конечностей

 

 

Урок 10. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

48. Правила оказания первой медицинской помощи

2

Урок 11. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

6. Различные группы мышц и их названия

1

Урок 12. Работа мышц

5. Как сокращается мышца?

1

Урок 13. Нарушения осанки и плоскостопие

34. Болезни опорно-двигательного аппарата

1

Урок 14. Развитие опорно-двигательной системы

 

 

Кровь. Кровообращение

Урок 15. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

7. Кровь – жидкая ткань

1

Урок 16. Иммунитет

9. Лимфатическая и иммунная системы

1

Урок 17. Тканевая совместимость и переливание крови

 

 

Урок 18. Строение и работа сердца. Круги кровообращения

8. Структура системы кровообращения

1

Урок 19. Движение лимфы

9. Лимфатическая и иммунная системы

1

Урок 20. Движение крови по сосудам

 

 

Урок 21. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

8. Структура системы кровообращения

25. Работа сердца

1

1

Урок 22. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

 

 

Урок 23. Первая помощь при кровотечениях

48. Оказание первой помощи

2

Дыхательная система

Урок 24. Значение дыхания. Органы дыхания

10. Дыхательная система

1

Урок 25. Строение легких. Газообмен в легких и тканях

26. Газовый обмен

1

Урок 26. Дыхательные движения

 

 

Урок 27. Регуляция дыхания

 

 

Урок 28. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания

35. Гигиена дыхательной системы

2

Урок 29. Первая помощь при поражении органов дыхания

48. Оказание первой помощи

2

Пищеварительная система

Урок 30. Значение пищи и ее состав

36. Значение питательных веществ в жизни человека

2

Урок 31. Органы пищеварения

11. Строение пищеварительной системы

1

Урок 32. Строение и значение зубов

 

 

Урок 33. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

24. Активность пищеварительной системы

1

Урок 34. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

24. Активность пищеварительной системы

1

Урок 35. Регуляция пищеварения

24. Активность пищеварительной системы

1

Урок 36. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения

37. Гигиена питания и профилактика заболеваний органов пищеварения

2

Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа

Урок 37. Обменные процессы в организме

 

 

Урок 38. Нормы питания

36. Значение питательных веществ в жизни человека

2

Урок 39. Витамины

36. Значение питательных веществ в жизни человека

2

Урок 40. Строение и функции почек

12. Система мочевыделения

27. Выработка мочи

1

1

Урок 41. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

40. Заболевания почек

2

Урок 42. Значение кожи и ее строение

3. Структура и функция кожи человека

1

Урок 43. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

 

 

Урок 44. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

48. Правила оказания первой медицинской помощи

2

Эндокринная система. Нервная система

Урок 45. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

22. Стоящие на страже

 

Урок 46. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

21. Поддержка для системы управления

1

Урок 47. Значение, строение и функционирование нервной системы

16. Начальник всех систем

17. Передача информации

1

1

Урок 48. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы

20. Останови работу сердца

1

Урок 49. Нейрогормональная регуляция

 

 

Урок 50. Спинной мозг

19. Врожденные и приобретенные рефлексы

1

Урок 51. Головной мозг: строение и функции

16. Начальник всех систем

18. Необъятные возможности мозга

1

1

Органы чувств. Анализаторы

Урок 52. Как действуют органы чувств и анализаторы

 

 

Урок 53. Орган зрения и зрительный анализатор

14. Глаза и уши – наши основные источники информации

1

Урок 54. Заболевания и повреждения глаз

 

 

Урок 55. Орган слуха

14. Глаза и уши – наши основные источники информации

1

Урок 56. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов

15. Обоняние, вкус, осязание

1

Поведение и психика

Урок 57. Врожденные и приобретенные формы поведения

19. Врожденные и приобретенные рефлексы

1

Урок 58. Закономерности работы головного мозга

18. Необъятные возможности мозга

1

Урок 59. Биологические ритмы. Сон и его значение

44. Психическое здоровье человека

2

Урок 60. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы

 

 

Урок 61. Воля и эмоции. Внимание

 

 

Урок 62. Динамика работоспособности. Режим дня

44. Психическое здоровье человека

2

Индивидуальное развитие организма

Урок 63. Половая система человека

28. Зачем организмы размножаются

1

Урок 64. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

45. СПИД – чума XX века

2

Урок 65. О вреде наркогенных веществ

43. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека

2

Урок 66. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

31. 38 недель в своем собственном мире

1

Урок 67. Психологические особенности личности

 

 

2.06.2010