Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Игра-спектакль для учащихся 5–8-х классов "Секреты зрения"

Игра проводится в актовом зале.

Игроки делятся на команды, для чего накануне игры в рекреации вывешивается пустые бланки с именами капитанов команд (их может назначить учитель из числа старшеклассников). Важно, чтобы в состав команд входило равное количество учащихся одного класса, поэтому в бланках указан класс и оставлено число строк, равное этому количеству.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор» (демонстрационная); рис. «Как видит пчела» (демонстрационный); таблицы цветового зрения животных; схемы монокулярного и бинокулярного зрения; скелет птицы; диафильм или кинофрагмент «Отряд чешуекрылые»; круги для опыта «наложение зрительных образов»; рисунок фасеточного глаза насекомого; рисунки с изображением зрительных иллюзий.

На столах для команд, стоящих перед сценой полукругом, таблички с названиями команд – «Насекомые», «Рыбы, рептилии», «Птицы», «Млекопитающие»; изображения животных, о которых идет речь в спектакле; у каждого игрока в руках табличка с его порядковым номером.

У жюри – итоговая таблица: по вертикали – номера игроков, по горизонтали – номера вопросов; листы с ответами.

Жюри скорее выполняет функции счетной комиссии, а чтобы не происходило накладок, одновременно работают три пары, в которых один человек следит за правильностью ответа по готовому листу ответов, а второй заносит под его диктовку в ведомость номер игрока и результат: правильный ответ – « + », неправильный – « - ». В конце игры результаты суммируются и оглашаются. После игры ее итоги записываются в сводную ведомость на стене рекреации.

Звучит легкая музыка, перед зрителями – объявление, висевшее до этого в рекреации:

«Внимание! Внимание!

На берегу лесного озера открывается видеосалон.

Приглашаем всех».

Действие происходит на сцене.

Ведущий (учитель): Мы рады вас приветствовать, усаживайтесь поудобнее, места всем хватит, экран большой, какая разница, кто где сядет.

Пчела: Ну, нет! Места надо выбирать в зависимости от того, кто как видит. Например, мы, насекомые, должны сидеть совсем рядом с экраном, потому что видим неважно!

Ведущий (учитель): Ребята, скажите, пожалуйста, на каком расстоянии насекомые видят наиболее четко? Выберите правильный вариант (выделен жирно):

  1. один метр,
  2. пять метров,
  3. десять метров.

Участники игры поднимают карточки, ведущий опрашивает всех. Если кто-то решает изменить свой ответ, это разрешено, но лишь трижды за игру и за определенную «плату», о чем жюри делает пометку в ведомости напротив номера играющего. Жюри фиксирует ответы.

Ведущий (учитель): А во сколько раз лучше видит человек, чем пчела? Варианты ответов:

  1. в два раза,
  2. в десять раз,
  3. в сто раз.

Ведущий (учитель): А вот плодовая мушка дрозофила видит хуже человека в тысячу раз.

Стрекоза: Вы, наверное, не знаете, что насекомые не могут закрывать глаза, даже спят с открытыми глазами. И, вообще, глаз насекомого сложно устроен. Он состоит из маленьких глазков, шестигранных деталей.

На экране появляется изображение фасеточного глаза насекомого.

Ведущий (учитель): А как называются детали такого глаза? Варианты ответа:

  1. розетки,
  2. фасетки,
  3. палетки.

Ведущий (учитель): Муравьи живут под землей. Сколько фасеток в их глазу? Варианты ответа:

  1. 6 штук,
  2. 4 тысячи,
  3. 28 тысяч.

Ведущий (учитель): А у мухи – обитателя наземно-воздушной среды? Варианты ответа:

  1. 2 тысячи,
  2. 4 тысячи,
  3. 8 тысяч.

Ведущий (учитель): А у стрекозы? Учтите, что стрекоза – хищник. Варианты ответа:

  1. 15 тысяч,
  2. 28 тысяч,
  3. 32 тысячи.

Ведущий обращает внимание ребят на изображения глаз насекомых, лежащие у них на столах.

Стрекоза: острота зрения у насекомых слабая, и, чтобы заметить постороннее движение, и нужны сложные глаза – ведь двигаться может враг, от которого надо удирать, либо добыча, которую надо поймать.

Стрекоза закрывает пчеле глаза руками.

Пчела: Ой, ничего не вижу! У меня, пчелы, как у большинства насекомых кроме сложных фасеточных глаз, есть еще и простые глазки, но если закрыть чем-нибудь сложные глаза пчелы, оставив только простые, пчела ведет себя как слепая. А если прикрыть простые глаза, пчела вполне нормально видит фасеточными глазами, только медленнее реагирует на изменения вокруг.

Стрекоза (ехидно): Труднее соображает…

Пчела: Я тебе дам – хуже соображает!

Ведущий (учитель): А почему у насекомых такой сложный аппарат зрения? (Ответ на этот вопрос требует обобщения услышанного, поэтому оценивается в 5 баллов.)

Сом: А про меня забыли? Мне тоже нужно поближе к экрану. В подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде невелика. Поэтому рыбам нет надобности «настраивать глаза на резкость» для дальних расстояний – все равно приходится рассматривать все предметы вблизи.

Ведущий (учитель): Глаз – сложная оптическая система. Главная ее часть – линза. Как она называется? Варианты ответа:

  1. зрачок,
  2. хрусталик,
  3. сетчатка.

Ведущий (учитель): Какой формы хрусталик у рыб? Варианты ответа:

  1. двояковогнутый,
  2. круглый,
  3. двояковыпуклый.

Ведущий (учитель): Какие обитатели водной среды, кроме рыб, тоже близоруки, а их глаз напоминает рыбий? Вариантов ответов здесь нет, поэтому вопрос оценивается в 5 баллов.

Ребята называют бобра, ондатру, выдру и т.д.

Стрекоза (насмешливо): Разве такими глазами можно видеть? У вас же глаза на разных полюсах!

Сом: Ну и что! Люди видят своими глазами одно изображение, т.е. у них в мозгу отражается единая картина (показывает таблицу), а у рыб глаза расположены обычно по бокам головы, поэтому у нас – две разные картинки (демонстрирует схему).

Ведущий (учитель): А как называется такое зрение рыб? Варианты ответа:

  1. монокулярное,
  2. бинокулярное.

Ведущий (учитель): А как называется зрение человека? Варианты ответа:

  1. монокулярное,
  2. бинокулярное.

Ведущий (учитель): От какого слова происходят эти названия? Вспомним названия оптических приборов и их частей, где встречается тот же корень. -5 баллов.

Примерный ответ: Окуляр, бинокль. Эти слова содержат корень латинского происхождения – «окулюс», что означает «глаз».

Акула: То, что видит левый глаз, отражается в зрительном центре правого полушария, и наоборот. Но кроме этих двух изображений, у многих рыб есть еще и третье, которое они видят впереди себя сразу обоими глазами. Это – неширокое пространство бинокулярного зрения, в отличие от бокового – монокулярного (показывает схемы).

Обезьяна: А у меня, как у человека, зрение бинокулярное.

Ведущий (учитель): А вот таких глаз, как у хамелеона, нет ни у кого. Чем же они знамениты? Варианты ответа:

  1. самые зоркие,
  2. независимы друг от друга в движениях,
  3. самые красивые.

Ведущий (учитель): Хамелеон может смотреть одним глазом, например, вперед и вверх, а другим – назад и вниз. Перед броском языка он сводит оба глаза на добыче.

И у лягушки глаза удивительные! Они помогают ей проглатывать пищу. Схватив добычу, она начинает моргать, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.

Стрекоза: Фи, а я-то думала, что она от удовольствия жмурится!

Ведущий (учитель): И это еще не все! Видит лягушка только то, что движется. А глаза у нее – как перископ: сама под водой – глаза на поверхности. У каких водных обитателей глаза такие же? -5 баллов.

Примерный ответ: крокодил, бегемот.

Ведущий (учитель): А что такое перископ? В названии каких оптических приборов тот же корень?

Примерный ответ: Микроскоп, телескоп, кодоскоп, фильмоскоп – корень греческого происхождения «скопео» означает «смотрю».

Обезьяна: А у ужа взгляд немигающее-пристальный, кажется, будто он хочет тебя загипнотизировать. Лягушка как почувствует его, так у ужа в желудке и окажется.

Ведущий (учитель): А так ли это? Варианты ответа:

  1. да, у змей магический взгляд, от него цепенеют,
  2. нет, лягушка видит не ужа, а лишь его подвижный язык и принимает его за червя.

Ведущий (учитель): А почему же уж не мигает? Варианты ответа:

  1. нет век,
  2. так он гипнотизирует добычу,
  3. веки срослись в прозрачную пленку, которая защищает глаза от мусора.

Обезьяна: Хи-хи-хи! Вот умора! Посмотрите, посмотрите, слепой крот уселся спиной к экрану!

Крот (обиженно): И нечего хихикать, вот! У зверей, ведущих подземный образ жизни, глаза недоразвиты. А у меня, слепого крота, вообще заросли кожей! Не нужны они мне. Поэтому мне все равно как сидеть. Я просто звук буду слушать!

Ведущий (учитель): А у кого еще глаз вовсе нет потому, что живут они в темноте? -5 баллов.

Примерный ответ: Слепыш, протей - «водяной дракон Ольм».

Ведущий (учитель): А вот вы, орел, садитесь поближе, а то издалека ничего не увидите.

Орел (медленно, гордо): Самые зоркие существа на Земле – птицы!

Ведущий (учитель): У каких птиц лучше развито зрение? Варианты ответа:

  1. ласточка, воробей, синица,
  2. орел, ястреб, сокол,
  3. ворона, галка, грач.

Орел: И видим мы лучше человека!

Ведущий (учитель): А во сколько раз? Варианты ответа:

  1. в два раза,
  2. в восемь раз,
  3. в десять раз.

Орел: Не только видим дальше, но и замечаем больше мелких деталей! Глазное яблоко у птиц огромное относительно размеров головы (показывает скелет птицы). Оно спряталось в защитные кожаные кольца, закрывается тремя веками. Два века обычных, как у людей, а третье – прозрачное, мигательная перепонка, которая работает как стеклоочиститель у машины. У птиц самые совершенные глаза из всех животных. Ведь им важно не только внимательно наблюдать за окружающей летной обстановкой, но и мгновенно «настраивать глаз» с дальних предметов на близкие. Как ласточкам и стрижам, например, хватающим мошек перед самым своим носом. То есть, я хотел сказать - клювом. Поэтому хрусталик у нас какой?

Ответ: Двояковыпуклый.

Ведущий (учитель): Внимание! Начинаю.

Демонстрирует диафильм в сопровождении музыки или кинофрагмент.

Пчела: Как красиво! Крылышки какие! Синие, фиолетовые, желтые, желто-зеленые! А солнце на закате черное-пречерное!

Акула (угрожающе): Чего-чего? На экране все серого цвета. И не вздумайте спорить со мной.

Ведущий (учитель) (удивленно): Что это с ними? Варианты ответа:

  1. голова заболела
  2. акула не имеет цветового зрения, а пчела видит красное черным.
  3. как крот, смотрят в другую сторону.

Обезьяна: Перестаньте спорить! Только мы – высшие обезьяны, видим цвета примерно так же, как человек.

Пчела: И я вижу не так, а вот так (демонстрирует иллюстрацию).

Сом: у акулы вообще нет цветного зрения, а другие рыбы некоторые цвета воспринимают. Скажем, щука по-разному клюет на блесны разного цвета. А если в аквариуме случайно появится радуга, то рыбки поплывут к зеленой и желтой ее полосам.

Ведущий (учитель): А вот стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.

Кошка различает шесть цветов, лошадь – четыре. А вот видит ли бык красный цвет? Варианты ответа:

  1. да, и очень злится,
  2. видит, но злится не всегда,
  3. он вообще цветов не различает.

Ведущий (учитель): А бывает ли у людей цветовая слепота? Как называется это наследственное заболевание? Варианты ответа:

  1. архаизм,
  2. фанатизм,
  3. дальтонизм.

Ведущий (учитель): Лягушки различают голубой и красный цвета, черепахи – только зеленый. Нечувствительны к цвету мыши, крысы, хомяки, белки, куры, собаки.

Вывешивает схемы цветового видения животных под номерами[2].

Определите хозяев этих полей зрения. – 5 баллов за полный правильный ответ.

Ведущий (учитель): А многие животные, которые плохо видят, восполняют этот недостаток кто чем: у одних развивается тончайший слух, или обоняние, или осязание. И даже чувства, совсем недоступные нам, людям. А не назовете ли вы их? – 5 баллов.

Примерный ответ: эхолокация, чувствительность боковой линии, способность видеть в ультрафиолете и т.п.

Ведущий (учитель): Да и с глазами человека все не так просто.

Демонстрирует опыты со зрительными иллюзиями.

Причины зрительных иллюзий известны не полностью.

А нередко человек может увидеть и вовсе несуществующие объекты! Не так ли возникают легенды о приведениях?

Демонстрирует опыт по наложению зрительных образов, учащиеся за столами повторяют его (см. приложение 1).

Ведущий (учитель): Интересно? Но сколько мы еще не знаем! Как видят улитки? А гусеницы? На многие вопросы вы получите ответы, если будете читать книги. А чтобы читать книги, будем пользоваться глазами, и беречь их. Пока жюри подводит итоги, давайте дадим глазам отдохнуть и сделаем гимнастику для них.

Все вместе выполняют упражнения.

Ведущий (учитель): Ну, вот, теперь ваши глаза снова готовы к работе. Команды, кто из вас самый зоркий? Расскажите, кто изображен на этом рисунке?

Демонстрируется рисунок с наложенными друг на друга контурами животных – обитателей моря(см. приложение 2).

Ведущий (учитель): Теперь предоставим жюри возможность подвести итоги.

Сегодня мы расширили свой кругозор, но это далеко не все интересные сведения о зрении и его секретах. Многое вам предстоит разузнать самостоятельно. Пусть напутствием в этом вам будут слова Фирдоуси:

«Если путь твой к познанию мира ведет, -

Как бы ни был он долог и труден – вперед!»

Если процедура подсчета баллов затягивается, предлагаем командам творческое задание – изобразить самый понравившийся глаз или предложить свой вариант органа зрения.

Литература.

  1. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась. Изд. Группа НЭКО.1998.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. М. Просвещение. 1983, стр.201.
  3. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. Мнемозина.1997.
  4. Молюков М. Кто как видит.//Трамвай №8 1990.стр.22-24.
  5. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т.1. М.Просвещение 1968.

15.02.2007