Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся
"В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом."
(Ермолаева М.Г.)
ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В последние годы, с введением образовательных стандартов второго поколения, интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Поэтому на уроках биологии я играю с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов.
Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:
- формировании мотивации и познавательного интереса к биологии;
- определении уровня обученности учащихся;
- оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания, в активное – умение.
- развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;
- развитии информационной культуры учащихся.
Гипотеза исследования: дидактические игры в процессе изучения биологии являются эффективным средством развития познавательной активности учащихся.
В обучающей игре выделяют несколько этапов: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Широкое использование ИКТ в преподавании помогает нам создавать интересные, красочные, предметные и межпредметные игры. Как показывает опыт, удачным является использование данной технологии на повторительно-обобщающих уроках. Это позволяет систематизировать материал по целому разделу, оценить
работу большого количества человек. На своих уроках я использую следующие игры:
Для обобщения | Для изучения нового материала | Для закрепления знаний |
“Что? Где? Когда?”. “Растительный ералаш. “Крестики-нолики”. “Счастливый случай”. Игра-путешествие. Ярмарка знаний. |
Лови ошибки. Древо познания. Виртуальные экскурсии, лабораторный работы. |
Продолжи рассказ. Комбинированное лото. Кроссворды, чайнворды. Шарады. Головоломки |
Хотелось бы отметить, что предметные игры, оформленные в электронном варианте для проектора, позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний. Командные игры становятся большим стимулирующим фактором для детей. Стараясь не подвести команду, ребенок стремиться правильно, выполнить задание. Игру можно организовать так, чтобы дети обучали друг друга в ее процессе.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
ИГРЫ-ТРЕНИНГИ
Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия:
Схема 1. Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Игра "Собери рисунок". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение. Подобную игру можно предложить по любой теме.
Схема 2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди отдельные действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Игра "Дальше, дальше:". Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Донецк, следующий назовет Киев: То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова. Подобному принципу можно посвятить игру, называя слова по определенной тематике. По зоологии при изучении классов животных составить длинную цепочку из названий организмов, например, птиц: сокол - ласточка - аист – тетерев…:
ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ
Там, где правит бал случай, - там и азарт. Попробуем поставить и его на службу образованию. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в игре "Что? Где? Когда?", то достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот, вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (например, подобные задачи по генетике), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. С использованием ЦОР в качестве “рулетки” можно использовать презентацию.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Хорошая форма для коллективного познания - деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность. Приведу примеры нескольких игр, которые отличаются простотой и обширной сферой применимости, как по возрастам, так и по учебным предметам.
Игра 1. "Компетентность" (1 вариант)
Участники:
- конкуренты - две команды учащихся;
- наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
- арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
Учитель знакомит класс со схемой игры.
Формируются команды, определяется состав "фирмы-нанимателя".
Во время игры:
Учитель задает тему.
Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по данной теме. Но нужно отметить, что тип заданий регламентируется заранее. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому заданию и по 2 задачи.
Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.
Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий "Разбор полета", обращая внимание на ошибки, делает выводы.
Игра 2. "НИЛ".
"НИЛ" - это, конечно же, не великая африканская река, а всего лишь научно-исследовательская лаборатория.
Участники:
- задачедатель - эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
- исследователи или решатели - в зависимости от вида задания - группа или несколько групп учеников;
- приемная комиссия - эту роль выполняет учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.
До игры: учитель готовит задания. Желательно, чтобы задания были творческими, обоснованными.
Во время игры:
Группы решают задачи. Если тема подходит для мозгового штурма, можно использовать и его. Задачедателя можно привлекать как консультанта.
Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
Спикер группы докладывает результат работы. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.
Отличным творческим заданием для игры "НИЛ" может быть разработка какого-либо проекта.
Игра 3. "Точка зрения".
Участники:
- оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или столкновения мнений людей разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох, приверженцев различных теорий:
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, определяет источники информации (но, ни в коем случае не снабжает ими учащихся. Они должны учиться самостоятельно добывать необходимую информацию).
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы, возможно и контраргументы соперников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Наблюдатели оценивают защиту точек зрения: кто был убедительнее, логичнее, эмоциональнее. Кто допустил ошибки, некорректности в споре:
Очень хорошо применима данная игра на уроках биологии при изучении тем по общей биологии о взглядах на происхождение человека, о теориях возникновения жизни на Земле и т.д.
АКТИВНО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ В УВП. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ МЕТОДИК. ИГРА – ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем неменее говорят, что “играть”, в отличие от “работать”, вовсе не трудно.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли “в школу”, а потом избрали профессию школьную.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального “Я”. Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. В игре каждое “Я” обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной.
Игры-миниатюры
1. “Узнай родственника”
Можно давать,например, после изучения семейств растений. Можно играть индивидуально и с классом.
Пускаем по ряду стопку гербариев и предлагаем выбрать каждому тот, который соответствует данному семейству и классу.
Можно пустить лист бумаги по ряду и записать жилкование листьев, бесхвостых и хвостатых земноводных, какой ряд больше напишет.
2. “Третий лишний”
Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например:
Гулявник лекарственный; Горчица культурная; Ярутка полевая; Вишня садовая; Сурепка обыкновенная.
Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. Обеспечен плавный переход к изучению следующей темы: семейство Розоцветные.
3. Составь слово
Предлагаются слова: редька, сурепка, одуванчик, петуния, огурец. Нужно составить, используя заглавные буквы этих растений, слово – название злака.
Можно объединить “Третий лишний” и “Составь слово”. Предлагаются группы слов, в каждой нужно найти лишнее, а потом из заглавных букв составить название животного. Например:
Лягушка Жаба Квакша Тритон Жерлянка | Крокодил Черепаха Кобра Ихтиозавр Веретеница | Иволга Дятел Гусь Глухарь Рябчик | Утконос Ехидна Коала Рысь Кенгуру |
4. “Биоринг”
Рекомендуется после изучения темы или в конце четверти. Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.
6. “Маскировка”
Дается перечень характерных особенностей трех видов растений или животных, относящихся к разным систематическим категориям. Два, из них известно, в третье – нет.
Три гербария: редька, малина, а третье – неизвестно.
1. Плод стручок.
2.Чашечка из 5 чашелистиков.
3.Пестик 1, тычинок 6.
4. Плод – многокостянка.
5.Пестик 1, тычинок 5,
6. Плод – ягода,
7.Венчик из 5 лепестков.
8. Растение образует корнеплод.
9.Растение образует клубни.
10. Листья имеют сетчатое жилкование
В течение одной минуты учащийся выписывает признаки редьки и малины, а оставшиеся – замаскированному растению. (Редька: 1, 3, 8, 10. Малина: 2, 4, 10. Картофель: 5, 6, 7, 9, 10).
В главе 4 рассмотрены способы организации познавательной деятельности на уроках биологии через игру.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Я применяю в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Например, в 7 классе при обобщении тем: “Земноводные”, “Рыбы”, “Млекопитающие”, “Птицы” ребята работают в командах по маршрутным листам по разным станциям, показывая свои знания, полученные при изучении данных тем. Активизация обучающихся выражается в нестандартных вопросах, решении кроссвордов, экологических задач, головоломок и других заданий.( конспекты этих уроков напечатаны в ГАЗЕТЕ "БИОЛОГИЯ" ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"). При изучении темы: “Роль бактерий в природе и жизни человека” в 5 классе, дети выступают в роли врачей, почвоведов, работников министерства здравоохранения, учителей, актёров. Класс делится на пять групп, каждая из которых получает определённое задание:
- 1 группа - вы врачи и направляетесь в средневековую Европу с заданием снизить смертность среди горожан. Изучив проблему (учебник с.60-61 и предложенный текст) вы пришли к выводу, что надо заниматься пропагандой санитарии и гигиены. Задание- составьте инструкцию по профилактике опасных заболеваний. Представьте результат в виде инструкции.
- 2 группа - вы студенты – почвоведы. Вам надо написать работу о формировании почвы. Изучив материал (учебник с.56-58 и предложенный текст) вы пришли к выводу, что этот сложный процесс почвообразования лучше всего изобразить в виде схемы. Задание- используя рис.31 составьте схему почвообразования, введя в неё не менее двух компонентов.
- 3 группа - вы работаете в Министерстве здравоохранения. Вам необходимо представить в думу проект закона “О мерах предупреждения заразных заболеваний”. Задание- чтобы членам Думы было проще обсуждать этот проект закона, вам надо проанализировать материал учебника на с. 60-62 и предложенный текст и заполнить таблицу “Болезни человека”. Представить результаты в виде таблицы.
- 4 группа - вы учитель биологии. Вам надо помочь ученикам изучить роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Задание- изучите материал учебника на с. 56-62 и предложенный текст заполните схему, отразив в ней положительную и отрицательную роль бактерий в природе, в жизни человека, в промышленности.
- 5 группа - вы актёры. Вам предложен сценарий спектакля “Молочные продукты”. Задание – сыграйте спектакль, делая акцент на пользе молочных продуктов.
Таким образом в ходе игры была изучена новая тема; на этом уроке у ребят формировались предметные УУД (составили представление о роли бактерий в природе и жизни человека), Личностные УУД (оценили собственный вклад в работу группы), регулятивные УУД (определили критерии изучения темы), коммуникативные УУД (слушали товарища и обосновывали своё мнение, выражали свои мысли и идеи).
Умение выделять главное из общего, анализировать, обобщать, распознавать объекты- все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.
Среди игр-упражнений я применяю, например, “Кто лишний?”. Эту игру можно проводить при изучении любой темы, на любом этапе урока. Из групп предложенных объектов необходимо найти лишнее (исходя из задания) и объяснить почему. Можно использовать гербарии растений, рисунки, коллекции насекомых, фотографии, открытки или комнатные растения. Или “Сказку” - когда ребятам дан учебный текст, после его прочтения нужно придумать сказку по заданному тексту так, чтобы её основная мысль отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это конкурс сказочников. Очень любят эту игру пятиклассники и шестиклассники.
Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. При этом прошу ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Например, при изучении темы “Многообразие птиц” в 7 классе загадываю загадку и задаю вопрос: “Какие птицы нашли отражение в загадках? К каким отрядам они относятся? Каковы характерные признаки отряда?”
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий.
В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности.
В 2015-16 учебном году мной было проведено исследование. Суть его состояла в том, чтобы доказать эффективность применения дидактических игр на уроках биологии. После изучения глав “Птицы” и “Млекопитающие” в 7 классе я определила качество знаний учащихся, оно составило 36,6% . средний балл 3,4; и 50% соответственно. После проведения уроков игр по этим темам я повторно провела срез знаний в виде тестовых заданий по основным вопросам глав. Результаты тестов показали, что качество знаний повысилось и составило 43 % и 80% соответственно. Такое же исследование я провела и в 5 классе. Определила качество знаний по теме “Роль бактерий в природе и жизни человека” до ролевой игры, оно составило 54% и после игры, результат вырос до 80%. Исходя из таких результатов, можно сделать вывод, что применение дидактических игр на уроках повышает качество знаний, активизирует деятельность и усиливает интерес учащихся к предмету, способность их к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. А это, на мой взгляд, немаловажно в условиях современного образования, когда интерес к учебе низок. Я провела опрос среди учащихся 5-8 классов (213 человек). На вопрос: “Интересно ли вам учиться в школе?” 57% учащихся ответили положительно. Отвечая на вопрос: “Нравится ли вам предмет биология?” 73% ответили “да”. Отношение ребят к урокам с применением дидактических игр составило 86% положительных ответов. Дидактическая игра как одна из педагогических технологий повышает креативный потенциал учащихся (от индивидуальных творческих работ к авторским проектам), в прошлом учебном году ни один пятиклассник не выполнил исследовательскую работу, а в этом учебном году 5 ребят представили свои проекты на защиту; растёт и познавательный интерес ребят, проявляющийся в желании участвовать в школьных олимпиадах, различных конкурсах, научно-практических конференциях, если в 2014-2015 учебном году приняли участие во всероссийской олимпиаде по биологии 17 человек, то в этом учебном году уже 28.
Таким образом, дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения:
- формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности – личностные УУД
- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике - регулятивные УУД
- развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах - познавательные УУД.
К сожалению, пока еще ограничен арсенал игр, который может быть использован в УВР. И накопленный опыт использования дидактических игр в обучении биологии пока ещё не получил необходимого обобщения, анализа, осмысления, не создана методическая система применения дидактических игр в предметном обучении.
Всё выше перечисленное и определило выбор темы моей работы. Целью которой является: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии, как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся.
В заключение, хочу привести слова Анатолия Гина: “Идеальное управление – когда нет управления, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потом что этого хочет сам”. “Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах”.
Литература.
1. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.-Москва “Просвещение” АО “учебная литература” 1996
3. Бижова Т.В.( Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар.научн.конф.г.Санкт-Петербург, 2012)- СПб.:Реноме,2012.- с.149-154.
4. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.,: Просвещение, 1996
5. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания для средней школы. – М.: Аквариум, 2000.
6. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод рекомендации( Т.М. Лифанова.- М.:Гном и Д, 2001.32с.
7. Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод пособие (А.С.Малыгина- Саратов: Аквариус,1998.24с.
8. Малыгина А.С. Интеллектуальные игры- один из методов активизации познавательной деятельности учащихся. (А.С.Малыгина Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: учеб.-метод. разработки.- Саратов: Изд-во Сарат.пед.ин-та. 1989 с.126.
9. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. - М.: Цитадель, 1996.
10. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике- метод.пособие Творческий центр Сфера Москва 2003.
11. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М.: АСТ – Пресс, 1999.
12. Смирнов В.В., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье. – М.: 1993.
13. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии-метод.пособие Творческий центр Сфера Москва 2004.
14. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 класс). - М.: Дрофа, 1996.
15. Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе обучения биологии ( Г.Ф.Федорец Биология в школе.1984 №3 с.31-35.
18.08.2016