Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Использование компетентностного подхода при изучении биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Использование компетентностного подхода при изучении биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Главной целью биологического образования

является формирование у учащихся целостного

представления о мире, основанного на

приобретенных знаниях, умениях, навыках и

способах деятельности. Реализовать поставленную

цель позволяют в биологическом образовании

общепредметные компетенции:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного

    самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция определяет

сферу мировоззрения ученика, связанную с его

ценностными ориентирами, его способностью

видеть и понимать окружающий мир.

Общекультурная компетенция отражает круг

вопросов, по отношению к которым ученик должен

быть хорошо осведомлен например фундаментальные

достижения в области биологии их практическое

значение.

Учебно-познавательная компетенция включает в

себя элементы логической, общеучебной

деятельности. Сюда входят знания и умения по

сравнению, классификации объектов по одному или

нескольким критериям, решение учебной задачи по

заданным алгоритмам, творческое решение учебных

и практических задач.

Информационная компетенция формирует умения

самостоятельно искать и анализировать

необходимую информацию.

Социально-трудовая компетенция включает в себя

владение знаниями и опытом в области

профессионального самоопределения.

Компетенция личностного

самосовершенствования направлена на освоение

способов физического и духовного,

интеллектуального саморазвития.

Среди общепредметных компетенций на уроках

биологии эффективно использую приемы

формирования коммуникативной компетенции

учащихся.

Коммуникативная компетенция включает знание

необходимых языков, способов взаимодействия с

окружающими людьми и событиями, навыки работы в

группе, владение различными социальными ролями в

коллективе. Ученик должен уметь представить

себя, написать письмо, анкету, заявление, задать

вопрос, вести дискуссию и др.

Умения и навыки учащихся в рамках

коммуникативной компетенции.

  1. Умение передавать содержание прослушанного

    текста в сжатом или развернутом виде в

    соответствии с целью учебного задания.

  2. Умение перефразировать мысль.
  3. Проведение информационно-смыслового анализа

    текста.

  4. Выбор и использование выразительных средств

    языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и

    др.).

  5. Владение монологической и диалогической речью.

В сфере обучения коммуникативная компетенция,

относящаяся к познавательной деятельности

личности, является одной из основных и тесно

связана с формированием других компетенций.

Неслучайно контрольно-измерительные материалы

по биологии и другим предметам включено задание

по осмыслению текста и его комментированию. О

необходимости таких заданий говорят итоги

исследования специалистов Центра оценки

качества образования: более 50% выпускников

затруднялись извлечь смысл из элементарного

текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с

прочитанным, 66% не могут работать с таблицами,

диаграммами графиками. Свыше 40% учеников

вооружены базовыми знаниями, но переносить их в

новую ситуацию не могут. Итоги экзамена по

биологии в 9-м классе показали, что только 15 %

справились с заданием части С3–С5 (работа с

текстом). По результатам ЕГЭ по биологии в 2006 году

низкий уровень выполнения многих заданий части С

в значительной мере объясняется не только их

сложностью, но и недостаточным вниманием в

учебном процессе к формированию умений работать

с различными источниками, кратко и четко

излагать ответы на поставленные вопросы,

применять биологические знания в новой и

измененной ситуации.

В своей практике для формирования

коммуникативной компетенции активно использую

коллективный способ обучения, исследовательская

деятельность, технологию развития критического

мышления, проблемное обучение.

Прием: работа с текстом.

Методы:

  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту

    учителем или учащимися;

  • поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
  • маркировка с использованием значков, которые

    ставятся на полях;

  • расположение ключевых слов, ключевых

    предложений в логической последовательности;

  • графическая систематизация текста: кластеры,

    таблицы, схемы.

Тема урока: “ Вирусы”

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – создать условия для осмысления

новой учебной информации, применения их в

знакомой и новой учебной ситуациях,

способствовать формированию знаний о вирусах

как неклеточной форме жизни, их строении,

особенностях жизнедеятельности, продолжить

работу по обучению учащихся отбирать главное,

используя различные приемы анализа текста,

формировать творчески активную личность и опыт

работы в коллективе.

Методы – репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности –

групповая.

Средство обучения – Каменский А.А., Криксунов

Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую

биологию и экологию. Учебник для 9-го класса

общеобразовательных учебных заведений. – М.:

Дрофа, 2000.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учеников

1 этап

Оргмомент.

Приветствует учащихся, предлагает

школьникам занять свои места. Называет тему

урока: “Вирусы – неклеточные формы жизни”.

Сообщает цели урока. Формирует малые группы по 4

человека. Проверяет знания учащихся о

специальных приемах работы с текстом.

Готовят учебники и дополнительную

литературу. Формируют малые группы. В ходе беседы

называют основные приемы работы с научным

текстом.

2 этап

Вызов.

Выясняет знания учащихся о вирусах.

Рисует

на доске таблицу с тремя одинаковыми колонками.

В левой колонке таблицы запишите все, что вы

знаете о вирусах.

Обменяйтесь своими мнениями в паре.

Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же

мы знаем о вирусах?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы

все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы

маркируется словом “Знаю”.

Предлагает прослушать сообщение об истории

открытии вирусов

Определяет проблему: Вирусы – это существа или

вещества; они живые или неживые?

Вспоминают все, что связано с вирусами.

Рисуют

маркировочную таблицу.

Записывают в левую колонку все то, что

вспомнили о вирусах.

Обмениваются друг с другом своими знаниями.

Каждый по очереди информирует класс о том, что

он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом

“Знаю”. Дополняют записи в левой колонке

таблицы.

Ученик делает сообщение об открытии вирусов

(см. Приложение 1).

3 этап

Осмысление

Организует работу по смысловому

анализу текста параграфа, применению способов

усвоения материала, сформированных на уроках

русского языка, к биологическому тексту.

Формулирует

задания и предлагает командирам выбрать для

своей группы задание (см. Приложение 2).

После выполнения задания предлагает выступить

представителя группы и рецензента из другой и

рассказать о проделанной работе.

Предлагает учащимся продолжить работу с

маркировочной таблицей индивидуально.

Маркирует две оставшиеся колонки таблицы:

“Хочу узнать” и “Узнал новое”.

Предлагает учащимся обсудить данные,

записанные в третьей колонке в ходе

самостоятельной работы.

Заполняет вместе с учащимися третью колонку

таблицы “Узнал новое”.

Предлагает учащимся обсудить данные,

записанные ими самостоятельно во вторую колонку

таблицы “Хочу узнать”.

Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку

таблицы на доске.

Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся:

“Как вы думаете, из каких источников мы можем об

этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

Дает установку на домашнее задание: “К

следующему уроку необходимо ответить на

возникшие вопросу по поводу новой информации.

Если возникнут затруднения, попробуем

разобраться вместе”.

Возвращает учащихся к проблемному вопросу,

поставленному в начале урока: Вирусы – это

существа или вещества; они живые или неживые?

Читают текст параграфа “Вирусы” и

дополнительную информацию.

Командиры выбирают

задание. Учащиеся самостоятельно в группах

выполняют предложенные задания.

Выступает представитель от каждой группы,

затем рецензент из другой группы.

Самостоятельно в тетрадях заполняют

маркировочную таблицу в соответствии со

сделанными в тексте пометками.

Участвуют в обсуждении.

Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои

варианты.

Выбирают тему для сообщения в соответствии

возникшими вопросами. Записывают домашнее

задание.

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос.

Формулируют выводы по данной теме.

4 этап

Рефлексия.

Предлагает составить синквейн понятию

“Вирус”

Предлагает закончить предложение (см. Приложение 3).

Составляют синквейн.
5 этап

Домашнее задание.

Выучит параграф 1.9.

Подготовить

сообщение “Вирусные заболевания”

Записывают задания в дневник.

25.03.2008