Использование компетентностного подхода при изучении биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
Главной целью биологического образования
является формирование у учащихся целостного
представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и
способах деятельности. Реализовать поставленную
цель позволяют в биологическом образовании
общепредметные компетенции:
- Ценностно-смысловая компетенция.
- Общекультурная компетенция.
- Учебно-познавательная компетенция.
- Информационная компетенция.
- Коммуникативная компетенция.
- Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного
самосовершенствования.
Ценностно-смысловая компетенция определяет
сферу мировоззрения ученика, связанную с его
ценностными ориентирами, его способностью
видеть и понимать окружающий мир.
Общекультурная компетенция отражает круг
вопросов, по отношению к которым ученик должен
быть хорошо осведомлен например фундаментальные
достижения в области биологии их практическое
значение.
Учебно-познавательная компетенция включает в
себя элементы логической, общеучебной
деятельности. Сюда входят знания и умения по
сравнению, классификации объектов по одному или
нескольким критериям, решение учебной задачи по
заданным алгоритмам, творческое решение учебных
и практических задач.
Информационная компетенция формирует умения
самостоятельно искать и анализировать
необходимую информацию.
Социально-трудовая компетенция включает в себя
владение знаниями и опытом в области
профессионального самоопределения.
Компетенция личностного
самосовершенствования направлена на освоение
способов физического и духовного,
интеллектуального саморазвития.
Среди общепредметных компетенций на уроках
биологии эффективно использую приемы
формирования коммуникативной компетенции
учащихся.
Коммуникативная компетенция включает знание
необходимых языков, способов взаимодействия с
окружающими людьми и событиями, навыки работы в
группе, владение различными социальными ролями в
коллективе. Ученик должен уметь представить
себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др.
Умения и навыки учащихся в рамках
коммуникативной компетенции.
Умение передавать содержание прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания.
- Умение перефразировать мысль.
Проведение информационно-смыслового анализа
текста.
Выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и
др.).
- Владение монологической и диалогической речью.
В сфере обучения коммуникативная компетенция,
относящаяся к познавательной деятельности
личности, является одной из основных и тесно
связана с формированием других компетенций.
Неслучайно контрольно-измерительные материалы
по биологии и другим предметам включено задание
по осмыслению текста и его комментированию. О
необходимости таких заданий говорят итоги
исследования специалистов Центра оценки
качества образования: более 50% выпускников
затруднялись извлечь смысл из элементарного
текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с
прочитанным, 66% не могут работать с таблицами,
диаграммами графиками. Свыше 40% учеников
вооружены базовыми знаниями, но переносить их в
новую ситуацию не могут. Итоги экзамена по
биологии в 9-м классе показали, что только 15 %
справились с заданием части С3–С5 (работа с
текстом). По результатам ЕГЭ по биологии в 2006 году
низкий уровень выполнения многих заданий части С
в значительной мере объясняется не только их
сложностью, но и недостаточным вниманием в
учебном процессе к формированию умений работать
с различными источниками, кратко и четко
излагать ответы на поставленные вопросы,
применять биологические знания в новой и
измененной ситуации.
В своей практике для формирования
коммуникативной компетенции активно использую
коллективный способ обучения, исследовательская
деятельность, технологию развития критического
мышления, проблемное обучение.
Прием: работа с текстом.
Методы:
постановка прямых и скрытых вопросов к тексту
учителем или учащимися;
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
маркировка с использованием значков, которые
ставятся на полях;
расположение ключевых слов, ключевых
предложений в логической последовательности;
графическая систематизация текста: кластеры,
таблицы, схемы.
Тема урока: “ Вирусы”
Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока – создать условия для осмысления
новой учебной информации, применения их в
знакомой и новой учебной ситуациях,
способствовать формированию знаний о вирусах
как неклеточной форме жизни, их строении,
особенностях жизнедеятельности, продолжить
работу по обучению учащихся отбирать главное,
используя различные приемы анализа текста,
формировать творчески активную личность и опыт
работы в коллективе.
Методы – репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности –
групповая.
Средство обучения – Каменский А.А., Криксунов
Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую
биологию и экологию. Учебник для 9-го класса
общеобразовательных учебных заведений. – М.:
Дрофа, 2000.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
1 этап Оргмомент. |
Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. Называет тему урока: “Вирусы – неклеточные формы жизни”. Сообщает цели урока. Формирует малые группы по 4 человека. Проверяет знания учащихся о специальных приемах работы с текстом. |
Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы. В ходе беседы называют основные приемы работы с научным текстом. |
2 этап Вызов. |
Выясняет знания учащихся о вирусах. Рисует на доске таблицу с тремя одинаковыми колонками. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о вирусах. Обменяйтесь своими мнениями в паре. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о вирусах?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Предлагает прослушать сообщение об истории открытии вирусов Определяет проблему: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые? |
Вспоминают все, что связано с вирусами. Рисуют маркировочную таблицу. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о вирусах. Обмениваются друг с другом своими знаниями. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы. Ученик делает сообщение об открытии вирусов (см. Приложение 1). |
3 этап Осмысление |
Организует работу по смысловому анализу текста параграфа, применению способов усвоения материала, сформированных на уроках русского языка, к биологическому тексту. Формулирует задания и предлагает командирам выбрать для своей группы задание (см. Приложение 2). После выполнения задания предлагает выступить представителя группы и рецензента из другой и рассказать о проделанной работе. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы “Узнал новое”. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы “Хочу узнать”. Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”. Возвращает учащихся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Вирусы – это существа или вещества; они живые или неживые? |
Читают текст параграфа “Вирусы” и дополнительную информацию. Командиры выбирают задание. Учащиеся самостоятельно в группах выполняют предложенные задания. Выступает представитель от каждой группы, затем рецензент из другой группы. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. Участвуют в обсуждении. Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание. Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Формулируют выводы по данной теме. |
4 этап Рефлексия. |
Предлагает составить синквейн понятию “Вирус” Предлагает закончить предложение (см. Приложение 3). |
Составляют синквейн. |
5 этап Домашнее задание. |
Выучит параграф 1.9. Подготовить сообщение “Вирусные заболевания” |
Записывают задания в дневник. |
25.03.2008