Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков и целевого применения усвоенного.

Вид урока: практикум.

Цель урока: вторичное закрепление знаний по информатике и биологии и формирование умений самостоятельного их применения для создания учебного наглядного пособия “Клеточное строения листа”.

Общеобразовательные задачи:

  • закрепление знаний о внутреннем строении листа;
  • закрепление навыков работы с программой PowerPoint;
  • целевое применение усвоенного для самостоятельного выполнения задания;
  • формирование у учащихся творческой, информационной, коммуникативной и технологической компетентностей.

Развивающие задачи:

  • формирование творческих способностей, задатков, а также умения их реализовать;
  • активизация и стимулирование самостоятельности и инициативы;
  • развитие мотивов и потребности учиться.

Воспитательные задачи:

  • формирование творческой культуры личности ребенка;
  • развитие усидчивости, аккуратности, любознательности и заинтересованного отношения к предмету;
  • развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
  • закрепление уверенности и готовности самостоятельно решить поставленную учителем задачу.

Оборудование: компьютеры, звуковые колонки, наушники, микрофон, программное обеспечение – ОС Windows XP, MicroSoft Office PowerPoint 2007, учебная презентация “Путешествие в глубь листа”, таблицы внутреннего строения листа, биологические сказки учащихся о внутреннем строении листа.

Ход урока

(2 часа)

1. Организация класса (2 мин).

2. Тема, цели урока (3 мин.) (Слайд 1)

- Наш урок необычный. Во-первых, сегодня с вами на уроке два учителя; во-вторых, мы отправимся с вами в волшебное путешествие. Мы предлагаем вам побывать в стране, которой нет на карте Земли. А называется она Зеленый Лист. Собираем чемоданы. В каждый кладем компьютер, звуковые колонки, наушники, микрофон. Но этого не- достаточно. Ведь если бы Робинзон Крузо имел различные инструменты, но не умел ими пользоваться, то не смог бы выжить на острове. Поэтому нам необходимы знания, умения и навыки. Давайте проверим, не забыли ли мы положить их в наши чемоданы.

3. Актуализация знаний (15 мин.).

Информатика.

Повторение изученного материала: 

- Ответьте на вопросы (Слайды 2, 3, 4, 5):

- Вопрос №1: Презентация - это ...

- Вопрос №2: Как называется одна страница презентации?

- Вопрос №3: Что можно вставить на слайд презентации?

- Вопрос №4: Какие существуют эффекты анимации?

Биология.

Без знаний о том, как устроен лифт зеленого растения, нам не обойтись. Давайте вспомним его клеточное строение. Учитель биологии читает сказку ученицы 6 класса Кузнецовой Даши “Путешествие в глубь лист”.

Путешествие в глубь листа

Когда Маша была маленькой девочкой, она очень любила гостить у своего деда, Степана Петровича. Дед был учёным биологом и знал много интересного.

Однажды он спросил Машу: “Хочешь отправиться в глубь листа?”.

Маша удивилась: “Дедушка Стёпа, а разве это возможно?”.

Дед хитро улыбнулся в ответ: “Знаешь, внучка, недавно я изобрёл машину, уменьшающую человека! С её помощью я многое увидел и узнал, а сегодня хотел и тебе показать что-то очень любопытное! Ну, что, согласна?”.

- Конечно, согласна, ты ещё спрашиваешь! Где эта машина? - закричала Маша.

- Иди сюда! – и Степан Петрович подошёл к сложному механизму. – Входи-и-и…

Хоп! Люки захлопнулись, и процесс уменьшения начался…

Маше показалось, что она попала в другой мир. Здесь всё было большим и необычным!

Дед подсадил Машу на лист пеларгонии. Присмотревшись, Маша увидела ровный ряд клеток-кирпичиков. “ЭПИДЕРМИС!” - догадалась она. А вот небольшие дырочки – УСТЬИЦА. В комнате жарко, поэтому УСТЬИЧНЫЕ ЩЕЛИ были открыты, через них испарялась вода, и лист охлаждался…

Именно через УСТЬИЦА Маша проникла в МЕЗОФИЛЛ. Здесь были клетки округлой формы, в которых плавали зелёные горошинки - ХЛОРОПЛАСТЫ. Это был ГУБЧАТЫЙ МЕЗОФИЛЛ.

Маша ловко перебралась через рыхло расположенные клетки и увидела неподалеку туннель – СОСУДИСТО-ПРОВОДЯЩИЙ ПУЧОК. Он состоял из СИТОВИДНЫХ ТРУБОК, по которым бурной рекой неслась ГЛЮКОЗА, растворённая в воде. ГЛЮКОЗА, как известно, образуется в клетках МЕЗОФИЛЛА в процессе ФОТОСИНТЕЗА. Рядом с СИТОВИДНОЙ ТРУБКОЙ, по СОСУДАМ, бурлил другой поток – с ВОДОЙ и МИНЕРАЛЬНЫМИ СОЛЯМИ. Как вы, наверно, догадались, он мчался в противоположном направлении – от клеток КОРНЯ к клеткам МЕЗОФИЛЛА.

Маша поспешила удалиться – вдруг окружающая её МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ выкинет какой-нибудь фокус?

Затем Маша увидела СТОЛБЧАТЫЙ МЕЗОФИЛЛ с ещё большим, чем в ГУБЧАТОМ МЕЗОФИЛЛЕ, количеством ХЛОРОПЛАСТОВ. Клетки СТОЛБЧАТОГО МЕЗОФИЛЛА прилегали друг к другу очень плотно, и напоминали рядом стоящие колонны.

Пробравшись через тесно расположенные клетки, девочка искала глазами УСТЬИЦА между клетками ВЕРХНЕГО ЭПИДЕРМИСА, но вовремя вспомнила, что здесь их почти не бывает. “Ну, что ж, придётся мне возвращаться к клеткам НИЖНЕГО ЭПИДЕРМИСА!” - подумала уставшая Маша…

Благополучно выбравшись из глубин листа, Маша приобрела свои нормальные размеры и увидела деда.

- Ой, спасибо, дедушка Стёпа, спасибо тебе! Я побывала в волшебной стране! - бросилась внучка к деду на шею.

Став учителем биологии, Маша, вернее, теперь уже Мария Юрьевна, всегда отправляет своих учеников в путешествие – вглубь листа. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! – думает она. – Уж я-то это знаю на собственном опыте!”

Класс делится на пары. Текст сказки раздаётся каждой паре.

4. Практическая работа учащихся (40 мин.).

Информатика.

- Наша с вами задача создать компьютерную презентацию “Путешествие в глубь листа”. Лучшие презентации станут учебными пособиями по биологии и информатике. В папке “Заготовки” вы найдете материалы, которые можете использовать в своем творчестве.

Перед началом работы рассмотрим этапы ее выполнения (Слайд 6).

  • Создание презентации всегда начинается с определения темы. Какая у нас тема?
  • Потом необходимо хотя бы ориентировочно определить количество слайдов и их структуру. Сколько слайдов вы планируете сделать?
  • Далее необходимо продумать варианты оформления слайдов. Вам предложено несколько вариантов. Загляните в папку “Заготовки”. Какой вариант вы выбрали и почему?
  • Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Какие анимационные эффекты вы собираетесь использовать? С какой целью?
  • Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами. Будете ли вы использовать звук при создании своей презентации? Как и зачем?
  • Давайте начнем нашу работу.

Учащиеся выполняют задание, учителя помогают и корректируют выполнение.

Через 20 минут работы за компьютером проводится физкультминутка (3 мин). Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана. После чего продолжается работа над презентацией.

5. Итоги урока. Обмен мнениями. Рефлексия (18 мин.).

- Закончился наш урок. Работы, созданные вами сегодня, будут использоваться на уроках биологии и информатики как наглядные пособия, то есть выполненная вами работа поможет тем, кто будет этому учиться.

Демонстрируются созданные детьми презентации. Презентация1.ppt, как один из таких вариантов. Автор работы – Купер Василиса. Выставление оценок.

Мониторинг урока.

- Какова была тема урока?

- Какова была цель урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Какие трудности испытали в ходе урока?

- Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. (Слайд 7)

:-)! - Я полностью удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я выполнил все задания. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Мне было интересно.

:-) - Мне было сложно на уроке. У меня не все получилось выполнить самостоятельно. Я понял, какие вопросы и темы недостаточно хорошо усвоил на предыдущих уроках.

:-( - Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял. К ответу на уроке я был не готов.

6. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 8)

Написать творческую работу – свою биологическую сказку на тему “Путешествие в глубь листа” и оформить ее в PowerPoint.

Список использованной литературы

Андреева В.И. Педагогика. – Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань. Центр инновационных технологий. 2000. Куцева И.К. Уроки творчества. – Дидактические сказки, загадки, стихи по ботанике и зоологии. –М.: Лесная страна, 2008. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. – научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов педагогических заведений, слушателей ИПК. – Ростов Н/Д, Учитель, 2007. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. Островский С.Л. , Усенко Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Первое сентября, 2012. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – Школьные технологии. 1997. – №2. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. Учебник – практикум. – СПб.: “БХВ-Петербург”, 2003. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: МПСИ, 1997.

9.04.2013