Интегрированный урок "Экологическая характеристика школьного кабинета"
Цель: Обобщение и систематизация экологических знаний.
Задачи:
- Доказать соответствие (не соответствие) условий школьного кабинета санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Развивать логическое мышление, умение вести научную дискуссию, анализировать, выделять главное и делать выводы.
- Воспитывать навыки коллективного труда, бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
- Песочные часы (15 мин).
- Цветные магниты для каждого ученика.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
(класс разделен на четыре группы)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы завершили изучение такого раздела общей биологии, как «Основы экологии» и сегодня у нас обобщающий урок по этой теме.
II. Определение цели и задач урока. Актуализация знаний по теме.
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить – что же изучает экология?
Ученик: Экология – это наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами в природе, а также влияние на них факторов окружающей среды. Экология – наука о доме.
Учитель: То есть это наука, изучающая совместное проживание разных организмов. Скажите, а что же необходимо для живых организмов, чтобы они хорошо себя чувствовали в той среде, где они обитают?
Ученик: Наличие пищи, определенная температура, территория проживания и т.д.
Учитель: Одним словом – наличие определенных условий.
Вы в школе проводите большое количество времени, в среднем пять-шесть часов в день. Как вы думаете, какие условия необходимы, чтобы вы чувствовали себя здесь комфортно и уютно, сохранили свое здоровье?
Ученик: Должны быть созданы определенные условия: температура, освещенность, помещения должны быть соответствующего размера.
Учитель: А к какой группе факторов, мы можем отнести эти условия?
Ученик: Экологические
Учитель: Действительно, находясь в стенах школы, мы с вами нуждаемся так же, как и любые живые организмы в природе в определенных экологических условиях. Эти условия разработаны учеными и называются санитарно-эпидемиологическими правилами. Эти правила говорят о том, каким должен быть школьный кабинет для того, чтобы ученики чувствовали себя в нем уютно и комфортно и, следовательно, могли сохранить сове здоровье и успешно обучаться. Тема нашего урока: «Экологическая характеристика кабинета».
Сегодня на уроке перед нами стоит интересная задача: составить экологическую характеристику кабинета и определить её соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
III. Практический этап
1. Организация работы обучающихся:
Учитель: Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Каждая группа будет выполнять свое исследование в классе.
Для более организованной и динамичной работы для вас приготовлены карты инструкции, где дается план вашей работы. Прошу вас его придерживаться.
1-я группа – биологи. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам с точки зрения биологии. Вы будете исследовать цветовую гамму кабинета и его озеленение.
2-я группа – химики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам используя знания, полученные на уроках химии. Вы будете исследовать соответствие вентиляционного режима санитарно – эпидемиологическим нормам, определять коэффициент аэрации.
3-я группа – математики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам, используя математические знания. Вы будете вычислять площадь и объем кабинета в целом и в пересчете на одного ученика.
4-я группа – физики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам, используя знания, полученные на уроках физики. Вам необходимо определить коэффициент освещенности кабинета.
Индивидуальное задание: один из обучающихся класса по результатам ваших исследований составит целостную экологическую характеристику кабинета.
В каждой группе есть мои помощники, которым необходимо будет обобщить результаты исследования в своей группе и подвести итог работы всей группы.
На выполнение данной работы вам дается пятнадцать минут. Контролировать себя вы можете по песочным часам.
Придерживайтесь следующего плана работы:
изучите:
- задачи работы
- санитарно-эпидемиологические нормы
- ход работы.
2. Выполнение исследовательской работы.
ГРУППА 1. Биологи
Задача: Определить соответствие кабинета санитарным нормам с точки зрения биологии, исследовать цветовую гамму кабинета и его озеленение.
Санитарно-эпидемиологические нормы:
- Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов, слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам деятельности. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации кабинета выбирают более холодные тона краски: светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации кабинета более теплые: желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые.
- Комнатные растения в школьном кабинете играют немаловажную роль, они поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Многие растения выделяют фитонциды – химические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии. Однако сильно пахнущие растения в кабинете ставить нельзя, т.к. они могут вызывать аллергическую реакцию. Кроме того, цветы играют эстетическую роль.
Рекомендовано:
- Циперус – увлажняет помещение.
- Монстера, дифенбахия – улучшают водно-газовый обмен.
- Хлорофитум – отлично очищает воздух, самый рекомендуемый цветок для детских помещений.
Ход работы:
- Определить положение класса относительно сторон горизонта при помощи компаса.
- Определить цвет окраски стен кабинета.
- Сравнить соответствует ли цветовая гамма кабинета санитарно-эпидемиологическим нормам. Ваши рекомендации
- Определить какие цветы находятся в кабинете (полезные/вредные), их количество.
- Сравнить соответствует ли озеленение санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Определить влияние озеленения и цветовой гаммы кабинета на здоровье человека.
Цветовая гамма и озеленение кабинета
Направление (северное / южное) | Цветовая гамма стен | Цветовая гамма стен | Соответствие сан. нормам (+/–) | Рекомендации |
ГРУППА 2. Химики
Задача: Определить соответствие кабинета санитарным нормам используя знания, полученные на уроках химии. Исследовать соответствие вентиляционного режима санитарно-эпидемиологическим нормам, определить коэффициент аэрации.
Санитарно-эпидемиологические нормы:
Для учебных кабинетов рекомендуется регулярное проветривание. Оно обеспечивается вентиляционными отверстиями, фрамугами, форточками. В плохо проветриваемом помещении скапливается большое количество углекислого газа, что приводит к быстрой утомляемости, снижению внимания и умственной активности. Коэффициент аэрации – это показатель поступления свежего воздуха в помещение.
Рекомендовано:
- Коэффициент аэрации должен быть не менее 1/50 площади пола.
- Проветривать помещение через час работы.
Ход работы:
- Осмотреть и замерить вентиляционные отверстия, форточки, фрамуги.
- Определить площадь каждого вентиляционного отверстия, форточки, фрамуги.
S = l x h, где l – длина, h – высота. - Определить общую площадь всех вентиляционных отверстий, форточек, фрамуг.
- Рассчитать коэффициент аэрации (проветриваемости) по формуле:
Ка = Sобщая/Sпола,
где
Ка – коэффициент аэрации,
Sобщая – площадь всех вентиляционных отверстий,
Sпола – площадь пола (50м2). - Сравнить: соответствует ли коэффициент аэрации санитарным нормам.
- Влияние вентиляционного режима кабинета на здоровье человека
Определение вентиляционного режима кабинета (коэффициент аэрации)
Общая площадь вентиляционных отверстий | Общая площадь пола | Коэффициент аэрации (Ка) кабинета | Коэффициент аэрации (Ка) кабинета по сан. нормам | Рекомендации |
ГРУППА 3. Математики
Задача: Вычислить общую площадь и объем кабинета, а также площадь и объем кабинета в пересчете на одного ученика и сравнить с санитарными нормами.
Санитарно-эпидемиологические нормы:
Для учебных помещений рекомендуются просторные комнаты. Это обеспечивает свободу передвижения, личностное пространство каждого обучающегося, что способствует самостоятельной учебной деятельности, психологическому комфорту.
Рекомендовано:
- Площадь помещения должна быть не менее 50м2.
- Объем помещения должен быть не менее 125м3.
- Площадь на одного ученика не менее 2м2.
- Объем на одного ученика не менее 5м3.
- Наполняемость класса не более 25 человек.
Ход работы:
- Измерить длину, ширину и высоту класса.
- Определить площадь помещения по формуле S= a x b, где а – длина, b – ширина.
- Определить объем помещения по формуле V = a x b x h, где а – длина, b – ширина, h – высота.
- Определить площадь в пересчете на одного ученика по формуле:
Sу = Sк / 25, где Sк – площадь помещения. - Определить объем кабинета в пересчете на одного ученика по формуле:
Vу = Vк / 25, где Vк – объем помещения. - Сравнить показатели с санитарно-эпидемиологическими нормами.
- Влияние площади и объема кабинета на здоровье человека.
Определение площади и объема помещения.
Площадь кабинета | Объем кабинета | Площадь кабинета на одного ученика | Объем кабинета на одного ученика | Сан. нормы (+/–) | Сан. нормы (+/–) |
ГРУППА 4. Физики
Задача: Определить коэффициент освещенности кабинета.
Санитарно-эпидемиологические нормы:
Для учебных помещений рекомендуется два вида освещения: естественное и искусственное. Это обеспечивает адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам деятельности. Недостаток освещенности помещения приводит к снижению зрения.
Рекомендовано:
- Световой коэффициент естественного освещения должен быть 1/4-1/6 от площади пола.
- Коэффициент искусственного освещения должен быть 1/4-1/6 от площади пола.
Ход работы:
Естественное освещение:
- Вычислить площадь окон.
- Вычислить площадь пола.
- Вычислить световой коэффициент естественного освещения по формуле:
CK = Sокон / Sпола, где СК – световой коэффициент.
Искусственное освещение:
- Подсчитать количество светильников в кабинете.
- Определить их количество в пересчете на площадь пола.
- Сравнить результат с санитарно-эпидемиологическими нормами.
- Влияние освещенности на здоровье человека .
Определение естественной и искусственной освещенности (световой коэффициент)
Световой коэффициент естественного освещения кабинета | Количество светильников в кабинете | Световой коэффициент кабинета, количество светильников по сан. нормам | Рекомендации |
3. Подведение итогов исследовательской работы в группах
Учитель: Итак, ребята, время нашей работы истекло, работу мы завершили и теперь послушаем к каким выводам вы пришли.
Планы ответов – Приложение.
4. Экологическая характеристика кабинета.
Учитель: Ученик N составлял экологическую характеристику кабинета, которая является итогом всей нашей работы.
Ученик: В результате проведенных исследований мы выяснили:
- Площадь класса составляет … м2. При наполняемости класса в … человек, на одного ученика приходится … м2, что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам
- Объем класса … м3. В нашем классе на одного ученика приходится … м3, что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Коэффициент естественной освещенности составляет … часть от площади пола, что соответствует (не соответствует) санитарным нормам.
- Коэффициент аэрации равен … что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Цветовая гамма соответствует (не соответствует) положению класса относительно сторон горизонта.
- Озеленение имеется (не имеется), соответствует (не соответствует) рекомендациям.
5. Наше здоровье находится в прямой (косвенной) зависимости от экологической обстановки кабинета.
Учитель: Вернемся к главной задаче нашего урока: составление экологической характеристики кабинета и проверка его на соответствие или не соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.
Ученик: Делает вывод.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Я очень рад, что наша работа прошла успешно, мы составили экологическую характеристику кабинета и в результате исследований мы доказали, что кабинет, в котором мы занимаемся, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, а значит созданы все условия способствует укреплению нашего здоровья.
А вот сейчас я хотел бы вам задать еще один вопрос: Знания по каким предметам вы использовали на уроке в ходе исследовательской работы?
Ученик: по биологии, географии, физике, математике, химии.
Учитель: Как вы думаете, если бы мы использовали в своей работе знания только по биологии и физике, или математике и химии, могли бы мы составить полную экологическую характеристику кабинета?
Ученик: нет.
Учитель: Мне нравится, что вы обратили внимание на тот факт, что все науки взаимосвязаны и дополняют друг друга, только вместе они нам могут дать целостную картину об окружающем мире. В данном случае о школьном кабинете.
V. Оценивание. Домашнее задание.
Учитель: Ребята! Наш урок подходит к концу, подойдите к доске и оцените свои знания полученные на нашем уроке. Поместите свои магниты в тот сектор окружности (окружность нарисована на доске), который соответствует вашим знаниям полученным на сегодняшним уроке.
- Первый сектор – ваши экологические знания повысились.
- Второй сектор – ваши экологические знания понизились.
- Третий сектор - ваши экологические знания остались на прежнем уровне.
Домашнее задание: Составить экологическую характеристику кабинетов физики, химии, математики, биологии, географии.
22.01.2010