Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)
Понятия:
Уровни организации живой материи.
Экологические факторы, адаптация к ним живых организмов. Биологические взаимоотношения живых организмов в сообществе. Трофическая структура сообщества. Границы биосферы. Глобальные экологические проблемы. Экология человека.Цель мероприятия: учащиеся повышают свой интеллектуальный уровень, растёт их заинтересованность в познании экологических закономерностей природы.
Обучающие задачи: учащиеся.
- умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;
- умеют использовать свои знания в конкретной практической ситуации;
- расширяют кругозор;
- учатся проводить подобные мероприятия.
Развивающие задачи:
- учащиеся анализируют, обобщают, используют знания при решении практических задач;
- умеют переносить знания из одной области в другую;
- делают выводы о значении человеческого фактора в экологическом состоянии планеты.
Воспитывающие задачи:
- учащиеся повышают экологическую культуру;
- проявляют интерес к явлениям природы;
- учатся отстаивать своё мнение;
- умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;
- желают и умеют работать в группах;
- учатся слушать и говорить перед незнакомой аудиторией;
Материалы и оборудование – приложение 1.
Оформление доски – приложение 2.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Участники игры делятся на три команды. У каждой команды свой стол, на котором ставится эмблема в виде флажка, копилка для жетонов, бумага, конверты с заданиями.
Вступительное слово учителя.
Ещё в глубокой древности для того, чтобы выжить, человеку необходимо было иметь определённые знания об окружающей среде, о силах природы, растениях и животных. Можно сказать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства, позволяющие ему изменить среду своего обитания. Благодаря достижениям техники мы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в своих насущных потребностях и поэтому склонны забывать, что жизнь человека до сих пор находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды.
Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.
“Рассчитываешь на год – сажай рис.
Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья.
Рассчитываешь на сто лет – учись и просвещай людей”.
Эти слова принадлежат китайскому мыслителю Гуану Цзы.
И, действительно, знания законов природы, экологических закономерностей существования живых систем на планете, позволит человечеству сохранить то, что дала нам природа на долгие тысячелетия.
Сегодня мы проводим экологический урок. Вы владеете уже достаточными экологическими знаниями, и это поможет вам при выполнении различных заданий, разрешении ситуаций.
Уровень вашей успешности будет отражать табло в виде пирамиды, к вершине которой мы должны стремиться в течение всей игры.
Знакомство с ходом игры. Презентация
Игра будет проходить в шесть этапов, их названия записаны на доске. После каждого этапа – подведение итогов, количество баллов фиксируется на табло. Для работы с табло выбирается арбитр. Участники – победители получают в журнал “5”.
В конце игры вы заполните анкеты, в которой выскажите своё мнение о нашем мероприятии.
2. Игра “Восхождение к ЭКО”.
Конкурс первый “Давайте познакомимся”
Представление команд. Оценивается: содержание, эмблема, форма приветствия. Максимальное количество баллов – 5.
Конкурс второй “Разминка”
Для каждой команды зачитывается по 10 вопросов, за 2 минуты надо дать правильные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки (1 фишка - 1 балл). Проводится жеребьёвка. Максимальное количество баллов – 20. Команда № 2 может дополнить ответы команды № 1.
Ответы команды № 2 дополняет команда № 3 и т.д.
За дополнение – дополнительные баллы.
Задание для конкурса “Разминка” – приложение 3.
Подведение итогов.
Конкурс третий “Конкурс капитанов”
Конкурс проводится по аналогии с телеигрой “Угадай мелодию”.
Предлагаются вопросы из пять разделов экологии:
1. Учение о биосфере.
2. Структура сообщества.
3. Экологические факторы, их действие на организм.
4. Человек и природа.
5. Круговорот веществ в природе.
Игровое поле помещено на доске.
Вопросы записаны на цветных карточках, помещены в конвертах (на 2б – жёлтые, на 4б – красные, на 6б – белые, на 8б – синие).
Каждый участник может выбрать любые три вопроса. Ответы должны быть содержательными, но краткими. Капитану каждой команды даётся по 2 минуты.
Проводится жеребьёвка.
Задание для “Конкурса капитанов” - приложение 4.
Подведение итогов.
Конкурс четвёртый “Экологические примеры”
Команды выполняют это задание во время конкурса капитанов.
Каждой команде – по два примера. Максимальное количество баллов – 4.
Представители команд вытягивают по 2 карточки с заданием.
Задание для конкурса “Экологические примеры” - приложение 5.
Подведение итогов.
Конкурс пятый “Видеоконкурс”
Для конкурса использовался фрагмент фильма “Гиены” из серии “Наедине с природой”. Максимальное количество баллов – 10.
Задание для видеоконкурса - приложение 6.
Подведение итогов.
Конкурс шестой “Составь и
расскажи…”
(Работа с терминологией)
Каждой команде выдаётся конверт с буквами.
Задание: составить из букв слово; не называя термина вслух, рассказать соседней команде о его значении так, чтобы она могла отгадать, о чём идёт речь.
Максимальное количество баллов – 6.
а) составление слова – 2б;
б) пояснение значения слова – 2б; в) за угадывание термина – 2б. 1 ком. —> 2 ком. —> 3 ком. —> 1 ком.
1 сл. Конкуренция; 2 сл. Каннибализм; 3 сл. Паразитизм.
Подведение итогов.
Конкурс седьмой “История Земли”
(Домашние фантазии)
Каждая команда представляет свой проект. Оценивается: содержание, научность, оформление, форма представления проекта, массовость.
Максимальное количество баллов – 15.
Подведение итогов.
Конкурс восьмой “Лучший вопрос”
Каждая команда задаёт вопрос для жюри (домашняя заготовка).
Оценивается оригинальность, научность, актуальность.
Максимальное количество баллов – 5.
3. Подведение итогов игры.
4. Заключительное слово учителя.
Наша интеллектуальная экологическая игра подошла к концу. В течение игры мы с вами обобщали, применяли на практике, модулировали свои знания. Однако мало знать законы природы, важно понимать, что каждый из нас является частью её. И мне хотелось бы, чтоб каждый из вас в повседневной жизни бережно относился ко всему, что вас окружает: к природе, к людям, к богатству нашей Родины, которое мы должны сохранять и преумножать.
5. Анкетирование учащихся. Приложение 7
6. Анализ урока. Приложение 8
7. Результаты анкетирования. Приложение 9
29.11.2009