Интеллектуальная игра. Урок "Крестики–нолики"
Цели:
- В занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверить усвоение пройденных тем
- Формировать умение работать в коллективе
- Развивать познавательную активность учащихся, их творческие способности
Подготовительный этап.
Готовится оформление игры (сетка для игры в крестики – нолики), задания к игре. На предшествующем уроке объясняются правила игры, учащиеся делятся на две команды по 8 человек, выбирается жюри (два ученика), роль ведущего выполняет учитель, (остальные учащиеся являются болельщиками).
Каждая команда выбирает название, капитана и к игре готовит эмблему своей команды. Игра проводится в течение одного урока.
Перед уроком парты ставят таким образом, чтобы учащиеся одной группы сидели вместе. На доске прикрепляется: сетка с номерами заданий, под каждым номером спрятано само задание, по бокам от сетки названия и эмблемы команд.
Оборудование и оформление:
Карточки с заданиями, эмблемы команд, сетка для игры в крестики – нолики, листы бумаги, ручки, песочные часы.
Ход игры:
- Команды приветствуют друг друга.
- Проводится жеребьевка, команда, вытянувшая первый номер, делает первый шаг.
- Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет большее количество очков (крестиков или ноликов).
- После окончания игры подводятся итоги. Команда, набравшая больше очков, является победителем. Капитаны команд называют самых активных участников своей команды.
- Штраф за нарушение дисциплины минус одно очко.
Содержание игры:
Сюжетной основой является игра в крестики – нолики. Команда выбирает номер задания в игровой сетке. Если задание выполнено правильно (за определенное время), в игровой ячейке ставится знак команды. Если задание выполнено не правильно право ответа переходит к другой команде.
Задание № 1 «Найди соответствие».
Расставьте слова в правом столбике так, чтобы они соответствовали понятиям в левом столбике (слова левого столбика переставлять нельзя). Задание считается выполненным, если вы расставите правильно, все слова, и из выделенных букв, будет составлено слово – шифр.
1. «Красная планета» | Деймос | |
2. Небесное тело, которое движется около планет | Кратер | |
3. «Падающая звезда» | Юпитер | |
4. Планета, которая движется по третьей орбите | Телескоп | |
5. Углубление на лунной поверхности | Метеор | |
6. Прибор астронома | Спутник | |
7. Самая большая планета Солнечной системы | Земля | |
8. Спутник Марса | Марс |
Ответ:
Слово – шифр «Астероид».
Задание № 2 «Кроссворд» (приложение 1)
Команды получают листы с кроссвордами и за определенное время, выставленное жюри, команды должны выполнить задание. Команда, выполнившая правильно все задание, имеет право поставить свой знак в игровой сетке.
Ответы:
По горизонтали: 2 – Коперник, 3 – метеорит, 5 – планета, 8 – солнце, 9 – шар, 10 – ковш, 12 – Марс, 13 – спутник, 14 – звезда, 15 – Гагарин.
По вертикали: 1 – комета, 4 – железо, 6 – Луна, 7 – астероид, 11 – восток, 12 – метеор.
Задание № 3 «Ученые и их открытия».
Задание заключается в том, что участники команд должны вспомнить и назвать как можно больше имен ученых и их открытия, с которыми сталкивались ученики при изучении темы «Вселенная».
Ответы:
- Аристотель (предложил модель Вселенной в центре Вселенной Земля)
- Птолемей (поддерживал взгляды Аристотеля в центре Вселенной Земля)
- Аристарх Самосский (в центре Вселенной Солнце)
- Пифагор (предположил, что Земля круглая)
- Коперник (модель Вселенной в центре Вселенной Солнце)
- Д. Бруно (пропагандировал учение Коперника)
- Г. Галилей (первый использовал телескоп и сделал ряд открытий)
- Магеллан (совершил кругосветное путешествие, что доказало шарообразность земли)
- Галей (предсказал появление кометы)
Задание № 4 «Лабиринт». (приложение 2)
Своеобразные тесты. Каждый тезис записан в карточке, которой присвоена буква алфавита. От карточек отходят стрелки «Да» и «Нет». Учащиеся, прочитав тезис под №1, соглашается с ним или нет. Если они согласны с предложенным тезисом, то двигаются по стрелке «Да» к следующему тезису, если нет – то по стрелке «Нет». Задание выполнено, если команда попала на последний тезис и получила зашифрованное слово.
Ответ: Звездопад.
Задание № 5 «Отгадай созвездия». (приложение 3)
На листах дано изображение созвездий, необходимо определить и дать название каждому созвездию.
Ответы:
- 1.Пегас
- Большая Медведица
- Цефей
- Персей
- Весы
- Кассиопея
Задание № 6 «Ребус». (приложение 4)
Каждая команда получает ребусы (в рисунках), выиграет та команда, которая правильно отгадает ребус за определенное время.
Ответ: На Луне нет воды и атмосферы.
Задание № 7 «Счастливый ход».
Под одним из номеров игровой сетки спрятан счастливый ход (без задания). Команда, выбравшая этот номер, ставит свой знак на игровой сетке без выполнения задания.
Задание № 9 «Головоломка». (приложение 5)
Задание заключается в том, что, пропуская одинаковое количество слогов по часовой стрелки, необходимо прочитать зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.
Ответ: Самый большой астероид называется Церера.
Задание № 8 «Игра – слов».
Из двух слов составьте одно, имеющее отношение к теме «Вселенная».
- Скорлупа + Металл = Комета
- Перемена + Бассейн = Персей
- Планка + Диета = Планета
- Заметка + Теорема = Метеор
- Клубок + Народ = Луна
- Копейка + Турник = Коперник
- Краб + Скатерть = Кратер
- Телевизор + Перископ = Телескоп
17.01.2009