Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование биологических лабиринтов в учебном процессе

УМК по биологии с 5 по 11 класс (авторского коллектива Н.И.Сонина), соответствующий новому государственному стандарту и концепции биологического образования включает дидактический материал «Биологические лабиринты». Биологический лабиринт – это тест, содержащий тезисы по изучаемой теме. Впервые увидев, такие необычные задания для проверки знаний учащихся, я заинтересовалась и увлеклась ими. Но дойдя до 8 класса готовых лабиринтов не нашла (их нет и сейчас), поэтому решила попробовать составить сама. У меня получилось, тогда я стала составлять такие тестовые задания и для 8класса и дальше, а также для вариантности по темам предложенным авторским коллективом.

Сущность: Возникла необходимость создания системы работы, которая является эффективным условием развития познавательного интереса. Данная система, которую я хочу представить, дает хороший результат. Ребята не просто любят решать лабиринты, но и научились составлять сами.

Цель: создание условий для формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся на уроках биологии..

Задачи:

  1. Дать представления учащимся о биологических лабиринтах.
  2. Научить их работать с ними.
  3. Развивать логическое мышление через решение биологических лабиринтов.
  4. Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале при составлении лабиринтов.
  5. Создать условия для развития творческих способностей.
  6. Использование лабиринтов в учебном процессе.
  7. Продолжать формирование у школьников познавательного интереса к биологии.

Результаты:

  1. совершенствование процесса обучения биологии за счет необычного изучения нового материала
  2. высокий уровень формирования базовых знаний учащихся
  3. учащиеся активно участвуют в проведении экологических и биологических декад, олимпиадах
  4. активно ведут опытно-экспериментальную и исследовательскую работу по предмету.
  5. Самостоятельно создают лабиринты по темам.

Принципы

  1. Целенаправленности процесса образования;
  2. Взаимосвязи образования с практикой;
  3. Систематичности и последовательности образования;
  4. Научности;
  5. Доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  6. Самостоятельности, активности и сознательности образования;
  7. Наглядности;
  8. Рационального сочетания индивидуального и коллективного образования;

Трудности: подготовка лабиринтов, включая временные, материальные и энергетические затраты труда преподавателя.

Возможность и условия использования данного опыта

Может использоваться в любом классе, по любой программе и любому предмету при условии приведения в соответствие учебной программы .

Система работы (использование лабиринтов в учебном процессе)

Задачи:

  1. Дать представления учащимся о биологических лабиринтах.
  2. Научить их работать с ними.
  3. Развивать логическое мышление через решение биологических лабиринтов.

Этапы работы с лабиринтами

Принцип работы с лабиринтом несложен.

  1. Использую их начиная с 5 класса.
  2. Технология использования – совместная работа учителя и ученика.
    А) Чтение текста учебника по данной теме.
    Б) Чтение всех алгоритмов предложенного лабиринта.
    В) Процесс поиска верного пути по алгоритму, находя в учебнике нужное подтверждение и сопоставление его с предложенным в лабиринте.
    Г) Запись верного пути решения лабиринта.

Алгоритм работы с лабиринтами

  1. Прочтите утверждение №1 (или обозначенный определенной буквой левый верхний тезис) и мысленно согласившись или не согласившись с ним, двигайтесь по одной из соответствующих вашему мнению стрелке (да или нет), которая приведет к следующему утверждению.
  2. По мере продвижения записывай номера (буквы) посещенных тезисов.
  3. Задание считается выполненным, если учащийся в результате ответа попал на последний тезис (20 или 25). При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к финишу. Имеется только один правильный путь движения, который включает около 10-15 тезисов (в зависимости от варианта). Вариантов достижения финиша существует множество.
  4. Учащийся сдает на проверку набор цифр (или букв), а учитель сверяет его с правильным алгоритмом.
  5. В результате проверки легко выявляются пробелы знаний учащегося по различным темам. Особенностью данных материалов является еще и то, что если ученик отвечает на тезис неправильно, то он отклоняется, но, ответив на следующее утверждение верно, возвращается на верный путь. Другой особенностью является то, что если учащийся делает две, три ошибки подряд, то попадает в прямоугольник не имеющий выхода (тупик). В этом случае, ему необходимо пройти тест вновь.

Результат. Материал подвергается «обработке» трижды. Повышается успеваемость и запоминание.

Заключение.

По любым темам предлагаю ученикам самим составить (по желанию) лабиринт – это способствует развитию творческих способностей, а также закрепляет знания по теме. Лабиринты развивают самостоятельность.

Опыт использования «Лабиринтов» показывает, что:

– решение теста занимает обычно10–15 мин;
– подобные тесты целесообразно проводить, начиная с 5-го класса
– их можно использовать как для индивидуальной работы учащихся, так и для работы в парах;
– с их помощью можно организовать самостоятельное изучение и закрепление нового материала, обобщение и систематизацию, проверку и контроль знаний;
– быстрая проверка результатов теста поможет оперативно выявить пробелы в знаниях каждого учащегося;
– возможно составление подобных тестов по отдельному уроку, теме, разделу, курсу и т.д.

Список литературы

  1. Лернер Г.И. Работа с тестами: не только контроль, но и обучение / Г.И. Лернер // Биология в школе – 2002- № 4- с. 19.
  2. Молис С.С. Активные формы и методы обучения биологии. Животные / С.С, Молис, С.А.Молис – М.: Просвещение, 1988.
  3. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье / Г.М. Муртазин – М.: Просвещение, 1989.
  4. «Многообразие организмов. Биологические лабиринты» Дидактический материал. А.М. Елъкина, П.Е. Старцев. – Москва: Дрофа, 2001. (как пример составления)
  5. А.И. Никишов «Дидактические материалы по анатомии, физиологии и гигиене».

Приложение. Примеры лабиринтов из курса «Биология, Человек. 8 класс».

24.07.2013