Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Использование инновационных технологий в процессе преподавания биологии в сельской школе

Использование инновационных технологий в процессе преподавания биологии в сельской школе

За 19 лет своей работы я апробировала разнообразные педагогические технологии. В результате сложилась своя авторская технология, основанная на группе технологий личностной ориентации педагогического процесса, таких как педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная и технология проблемного обучения.
Главная цель моей технологии направлена на формирование из ученика высоконравственной творческой личности, которая идет по пути самообразования, саморазвития, самовоспитания. В качестве сопутствующих целей могу назвать следующие:  пробуждение творческого начала, заложенного в каждом человеке  через искусственно созданные ситуации развития личности подготовка ребенка к успешной социальной жизни через умение действовать в ситуациях неопределенности.

Задачи этой технологии: создание  положительной мотивации, организация самостоятельной поисковой деятельности, повышение познавательного уровня учащихся, развитие коммуникативных способностей через субъект – субъектные отношения.
Признаки моей технологии: вовлечение  каждого учащегося в  учебный процесс по достижению конкретных целей. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем, повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и наоборот. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях.
В условиях существующей классно-урочной системы занятий моя технология вписывается в учебный процесс, сохраняя содержание обучение, определенное стандартом и государственными программами.
Данный личностный опыт универсален и применим  к любому предмету.
Используемые дидактические модели обучения:  эвристическая, поисковая  и исследовательская.

Процессуальные характеристики технологии

Работа по данной технологии включает в себя несколько этапов:

  • разработка проблемных вопросов;
  • перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию ;
  • поиск решения проблемной ситуации (дискуссия, проблемные задачи, задания исследовательского характера);
  • создание блоков проблемных уроков;
  • подготовка проблемных домашних заданий;
  • разработка проблемных контрольно-измерительных материалов.

Результаты.

Используя данную технологию, я достигла значительных образовательных результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме, сколько в приобретении школьниками качеств: навыков, умений, способов мышления. У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению преподаваемых мной предметов, познавательный интерес не только к отдельным темам, а ко всему курсу ОБЖ и биологии (учащиеся ежегодно выбирают мои предметы для итоговых и промежуточных аттестаций), возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволяет ребятам анализировать ситуацию неопределенности и находить из нее правильный выход (подтверждают это результаты ЕГЭ, срезов, участия в конкурсах и соревнованиях)

Хочу предложить вашему вниманию урок из серии уроков «Сенсорные системы»
Тема. Слуховой анализатор. Строение органа слуха

Цели урока.

  • Знать строение и функции органа слуха и слухового анализатора.
  • Знать  основные правила гигиены слуха.
  • Продолжить формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: табл. «Строение органа слуха», модель черепа,  CD диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 8 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей

Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор. Строение органа слуха». Она поможет нам разобраться в сложном строении уха, понять его функциональное предназначение, а также предотвратить различные заболевания органов слуха при помощи соблюдения некоторых правил гигиены. В ходе урока мы должны решить ряд вопросов.
Функции органа слуха.
Строение органа слуха.
Гигиена органа слуха.
На сегодняшнем уроке вы имеете возможность получить 2 оценки: одну мою, а другую – компьютера.

III. Объяснение нового материала

А) Вступительное слово учителя.

С детства вам знакома сказка Шарля Перро «Красная Шапочка».
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Что же ответила на это бабушка?
– «Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!»
А зачем нам все-таки уши (точнее ушные раковины)?  В чем-то волк был близок к истине. (Улавливают звуковые волны.)  Как прислушиваются люди с ослабленным слухом? (Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его.) Но на этом функции уха не заканчиваются.
– Ваше мнение?  (защитная, эстетическая).
Ушную раковину долго считали рудиментом. Но природа лишнюю клетку в организме « не потерпит», если та утратила свои функции. Так вот ученые считают, что она служит пространственной ориентации. Если в слуховой проход вставить трубочки, выступающие за пределы уха – человек лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости. Кроме того на маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов: более 100 биологически активных точек на одном ухе.
– Каковы же функции органа слуха, а если точнее наружного уха?

В) Строение слухового анализатора.

Мы называли одной из функций защитной. А  что защищает ухо? Орган слуха имеет очень сложное строение. Чтобы разобраться в этом,  давайте решим одну проблему.
Многим знакома сцена из Гамлета, когда сыну является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии.

… Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…

IV. Проблема

Прав ли был Шекспир с точки зрения врача? Могло ли быть так в действительности?
Наших знаний оказывается не достаточно, давайте обратимся к учебнику. (стр. 253-254 наружное ухо)
– Как же устроено наружное ухо? Что вы можете сказать о барабанной перепонке? Наших знаний для ответа на данный вопрос не хватает. Обратимся к компьютеру.  Зайдите в содержание урока и откройте 2 слайд, прочитайте. Можете ли теперь ответить?
Добавления учителя. (Толщина барабанной перепонки около 0,1 мм , но она многослойна, включает эпидермис, слизистую и радиально расположенные волокна.)
Так что же, драматург ошибался? Давайте не будем спешить и рассмотрим еще один факт.
Средняя Азия, середина девятнадцатого века.
Бухарским эмиратом правит пятый эмир Насрулла Баходур по прозвищу «Мясник». За сутки он совершал от 5 до 100 варварских казней. В 1855 году пятый эмир захватил соседский Шахрисяб. Дочь шаха становится обитательницей его гарема. Однажды ночью гордая персиянка подкралась и влила в ухо эмира ртуть. Медикам не удалось спасти Насруллу. Итак, это уже не литературный вымысел, а достоверный факт. В чем же дело? Ведь, как  известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, она всасывается через слизистую. Если только предположить, что у них в барабанной перепонке были отверстия.
Откуда они могли взяться? Предложите свои версии.
Послушайте еще одну версию. (Доклад о  «копоушечках» стр. 330 Поурочные разработки по биологии).
Для чего нужно чистить уши? Сера (в переводе со старорусского значит грязь)

Вывод. Как же ухаживать за ушами, чтобы сохранить барабанную перепонку в целостности? Гигиена слуха.
Итак, мы пришли к выводу, что в барабанной  перепонке было отверстие, и яд проник в среднее ухо.
Все ли мы узнали о строении уха? Давайте решим еще одну задачу.
На одном из Петербуржских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв прилег на станину кузнечного пресса и задремал. Его товарищ решил пошутить. Забрался под станину и ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно: кузнец оглох.

V. Физминутка

Релаксация зрительного анализатора.

Чтобы разобраться, как звуковая волна достигает внутреннего уха, вновь обратимся к учебнику (стр. 254 среднее ухо). Покажите у доски строение среднего уха. Есть версии по поводу происшедшего? Расширим свои знания с помощью компьютера. Откройте слайды №3, №4, №5, №6, №7, №8. Просмотрите их. Попробуйте сейчас ответить.
На самом деле все обстояло так. Система косточек среднего уха поддерживается на весу двумя мышцами. При громких звуках мышцы натягиваются и не дают косточкам свободно колебаться, сдерживают их. Но помимо воздушного звукопроведения имеет место костное: звуковая волна идет через костные балки, достигая непосредственно лабиринта внутреннего уха, но этот способ передачи не предусмотрен природой, а, значит, не предусмотрена и защита. В этом случае погибли звуковоспринимающие клетки.
Что это за клетки? Где они находятся? Покажите строение внутреннего уха на таблице у доски.
Что еще можете добавить  к сказанному о гигиене слуха? Для чего служит Евстахиева труба?
Учитель открывает записанные заранее на доске тезисы по гигиене органа слуха. (Ученики все уже озвучили сами.) Остается только добавить о влиянии шума на орган слуха. (Материалы из книги «Я иду на урок биологии» Человек и его здоровье стр 54-55.)

VI. Итог урока.

А сейчас внимание. Оцените себя. Насколько свободно вы ориентируетесь в данном материале, понятна ли вам тема. Если вы ориентируетесь в материале уверенно, то открываете сразу №19 и решаете контрольные тесты. А если надо еще почитать, то №17 и сначала читаете, а потом решаете тесты.

VII. Домашнее задание §51 стр.257. Отвечать на вопросы, уметь определять пороговую чувствительность. Оценки

Литература:

1. Современный урок часть III Проблемные уроки издательство «Учитель» 2006 С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина
2. Поурочные разработки по биологии Человек «ВАКО» Москва 2005 О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова.
3. Я иду на урок биологии Человек и его здоровье Москва «Первое сентября» 2000 Н.Г.Иванова.

20.04.2010