Использование инновационных технологий в процессе преподавания биологии в сельской школе
За 19 лет своей работы я апробировала
разнообразные педагогические технологии. В
результате сложилась своя авторская технология,
основанная на группе технологий личностной
ориентации педагогического процесса, таких как
педагогика сотрудничества,
информационно-коммуникационная и технология
проблемного обучения.
Главная цель моей технологии направлена на
формирование из ученика высоконравственной
творческой личности, которая идет по пути
самообразования, саморазвития, самовоспитания. В
качестве сопутствующих целей могу назвать
следующие: пробуждение творческого начала,
заложенного в каждом человеке через
искусственно созданные ситуации развития
личности подготовка ребенка к успешной
социальной жизни через умение действовать в
ситуациях неопределенности.
Задачи этой технологии:
создание положительной мотивации,
организация самостоятельной поисковой
деятельности, повышение познавательного уровня
учащихся, развитие коммуникативных способностей
через субъект – субъектные отношения.
Признаки моей технологии: вовлечение каждого
учащегося в учебный процесс по достижению
конкретных целей. Новую информацию учащиеся
получают в ходе решения теоретических и
практических проблем, повышенная активность
учащихся способствует развитию положительных
мотивов учения и наоборот. Результаты обучения
относительно высокие и устойчивые, учащиеся
легче применяют полученные знания в новых
ситуациях.
В условиях существующей классно-урочной системы
занятий моя технология вписывается в учебный
процесс, сохраняя содержание обучение,
определенное стандартом и государственными
программами.
Данный личностный опыт универсален и
применим к любому предмету.
Используемые дидактические модели обучения:
эвристическая, поисковая и
исследовательская.
Процессуальные характеристики технологии
Работа по данной технологии включает в себя несколько этапов:
- разработка проблемных вопросов;
- перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию ;
- поиск решения проблемной ситуации (дискуссия, проблемные задачи, задания исследовательского характера);
- создание блоков проблемных уроков;
- подготовка проблемных домашних заданий;
- разработка проблемных контрольно-измерительных материалов.
Результаты.
Используя данную технологию, я достигла значительных образовательных результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме, сколько в приобретении школьниками качеств: навыков, умений, способов мышления. У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению преподаваемых мной предметов, познавательный интерес не только к отдельным темам, а ко всему курсу ОБЖ и биологии (учащиеся ежегодно выбирают мои предметы для итоговых и промежуточных аттестаций), возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволяет ребятам анализировать ситуацию неопределенности и находить из нее правильный выход (подтверждают это результаты ЕГЭ, срезов, участия в конкурсах и соревнованиях)
Хочу предложить вашему вниманию урок из серии
уроков «Сенсорные системы»
Тема. Слуховой анализатор. Строение
органа слуха
Цели урока.
- Знать строение и функции органа слуха и слухового анализатора.
- Знать основные правила гигиены слуха.
- Продолжить формировать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: табл. «Строение органа слуха», модель черепа, CD диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 8 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей
Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор.
Строение органа слуха». Она поможет нам
разобраться в сложном строении уха, понять его
функциональное предназначение, а также
предотвратить различные заболевания органов
слуха при помощи соблюдения некоторых правил
гигиены. В ходе урока мы должны решить ряд
вопросов.
Функции органа слуха.
Строение органа слуха.
Гигиена органа слуха.
На сегодняшнем уроке вы имеете возможность
получить 2 оценки: одну мою, а другую –
компьютера.
III. Объяснение нового материала
А) Вступительное слово учителя.
С детства вам знакома сказка Шарля Перро
«Красная Шапочка».
– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Что же ответила на это бабушка?
– «Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!»
А зачем нам все-таки уши (точнее ушные
раковины)? В чем-то волк был близок к истине.
(Улавливают звуковые волны.) Как
прислушиваются люди с ослабленным слухом? (Они
приставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его.)
Но на этом функции уха не заканчиваются.
– Ваше мнение? (защитная, эстетическая).
Ушную раковину долго считали рудиментом. Но
природа лишнюю клетку в организме « не потерпит»,
если та утратила свои функции. Так вот ученые
считают, что она служит пространственной
ориентации. Если в слуховой проход вставить
трубочки, выступающие за пределы уха – человек
лишится способности различать источники звука в
вертикальной плоскости. Кроме того на маленькой
площади ушной раковины представлена вся
чувствительность тела и внутренних органов:
более 100 биологически активных точек на одном
ухе.
– Каковы же функции органа слуха, а если точнее
наружного уха?
В) Строение слухового анализатора.
Мы называли одной из функций защитной. А что
защищает ухо? Орган слуха имеет очень сложное
строение. Чтобы разобраться в этом, давайте
решим одну проблему.
Многим знакома сцена из Гамлета, когда сыну
является призрак отца и рассказывает о
совершенном злодеянии.
… Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…
IV. Проблема
Прав ли был Шекспир с точки зрения врача? Могло
ли быть так в действительности?
Наших знаний оказывается не достаточно, давайте
обратимся к учебнику. (стр. 253-254 наружное ухо)
– Как же устроено наружное ухо? Что вы можете
сказать о барабанной перепонке? Наших знаний для
ответа на данный вопрос не хватает. Обратимся к
компьютеру. Зайдите в содержание урока и
откройте 2 слайд, прочитайте. Можете ли теперь
ответить?
Добавления учителя. (Толщина барабанной
перепонки около 0,1 мм , но она многослойна,
включает эпидермис, слизистую и радиально
расположенные волокна.)
Так что же, драматург ошибался? Давайте не будем
спешить и рассмотрим еще один факт.
Средняя Азия, середина девятнадцатого века.
Бухарским эмиратом правит пятый эмир Насрулла
Баходур по прозвищу «Мясник». За сутки он
совершал от 5 до 100 варварских казней. В 1855 году
пятый эмир захватил соседский Шахрисяб. Дочь
шаха становится обитательницей его гарема.
Однажды ночью гордая персиянка подкралась и
влила в ухо эмира ртуть. Медикам не удалось
спасти Насруллу. Итак, это уже не литературный
вымысел, а достоверный факт. В чем же дело? Ведь,
как известно, ртуть не могла всосаться через
барабанную перепонку, она всасывается через
слизистую. Если только предположить, что у них в
барабанной перепонке были отверстия.
Откуда они могли взяться? Предложите свои версии.
Послушайте еще одну версию. (Доклад о
«копоушечках» стр. 330 Поурочные разработки по
биологии).
Для чего нужно чистить уши? Сера (в переводе со
старорусского значит грязь)
Вывод. Как же ухаживать за ушами, чтобы
сохранить барабанную перепонку в целостности?
Гигиена слуха.
Итак, мы пришли к выводу, что в барабанной
перепонке было отверстие, и яд проник в среднее
ухо.
Все ли мы узнали о строении уха? Давайте решим еще
одну задачу.
На одном из Петербуржских заводов имел место
такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв
прилег на станину кузнечного пресса и задремал.
Его товарищ решил пошутить. Забрался под станину
и ударил по ней молотком. Шутка окончилась
плачевно: кузнец оглох.
V. Физминутка
Релаксация зрительного анализатора.
Чтобы разобраться, как звуковая волна
достигает внутреннего уха, вновь обратимся к
учебнику (стр. 254 среднее ухо). Покажите у доски
строение среднего уха. Есть версии по поводу
происшедшего? Расширим свои знания с помощью
компьютера. Откройте слайды №3, №4, №5, №6, №7, №8.
Просмотрите их. Попробуйте сейчас ответить.
На самом деле все обстояло так. Система косточек
среднего уха поддерживается на весу двумя
мышцами. При громких звуках мышцы натягиваются и
не дают косточкам свободно колебаться,
сдерживают их. Но помимо воздушного
звукопроведения имеет место костное: звуковая
волна идет через костные балки, достигая
непосредственно лабиринта внутреннего уха, но
этот способ передачи не предусмотрен природой, а,
значит, не предусмотрена и защита. В этом случае
погибли звуковоспринимающие клетки.
Что это за клетки? Где они находятся? Покажите
строение внутреннего уха на таблице у доски.
Что еще можете добавить к сказанному о
гигиене слуха? Для чего служит Евстахиева труба?
Учитель открывает записанные заранее на доске
тезисы по гигиене органа слуха. (Ученики все уже
озвучили сами.) Остается только добавить о
влиянии шума на орган слуха. (Материалы из книги
«Я иду на урок биологии» Человек и его здоровье
стр 54-55.)
VI. Итог урока.
А сейчас внимание. Оцените себя. Насколько свободно вы ориентируетесь в данном материале, понятна ли вам тема. Если вы ориентируетесь в материале уверенно, то открываете сразу №19 и решаете контрольные тесты. А если надо еще почитать, то №17 и сначала читаете, а потом решаете тесты.
VII. Домашнее задание §51 стр.257. Отвечать на вопросы, уметь определять пороговую чувствительность. Оценки
Литература:
1. Современный урок часть III Проблемные уроки
издательство «Учитель» 2006 С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина
2. Поурочные разработки по биологии Человек «ВАКО»
Москва 2005 О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова.
3. Я иду на урок биологии Человек и его здоровье Москва
«Первое сентября» 2000 Н.Г.Иванова.
20.04.2010