Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

В нашей школе активно мы, учителя информатики Емельянова В.В  и  биологии Бубликова С.В. стараемся тесно сотрудничать, чтобы сделать процесс обучения более качественным и интересным.

Для всех  очевидно, что современный мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. В рамках приоритетного национального проекта  « Образование» наша школа  в числе других школ получила  компьютерный класс (2006 г.), другой приобретён (обновлен) за собственные средства,  и вместе с библиотечным компьютером комплект программного обеспечения  с минимальным количеством электронных изданий. Так как  компьютерные  классы  постоянно загружены, то этим комплектом не все воспользовались.

Бубликова С.В пошла на решительный шаг – приобрела на свои средства ноутбук и стала его активно использовать в работе вместе с мультимедийным проектором.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

При подготовке к уроку «Вселенная» по природоведению в 5 классе стало очевидным, что уже имеющийся диск  с информацией работать на ноутбуке не будет, и поэтому  самый подходящий выход – создание презентации к уроку. Предлагаем разработку урока.

Обобщающий урок по теме: «Вселенная» – 5 класс.

Урок сопровождается показом презентации, имеются ссылки на нужные слайды. (Приложение 1)

Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме “Вселенная”.
  • Развитие познавательной активности учащихся через творчество.
  • Воспитание любви к природе, к жизни, к миру, к своей Родине.

Оборудование:

  • Рисунки, таблицы, глобус, компас, звёздные карты.
  • Выставка книг и фантастических рассказов по теме: “Вселенная”.
  • Компьютер, проектор

ХОД УРОКА

Сообщение и темы и целей урока. (Слайд 1)

Ученица (стоит перед классом с подносом в руках).

Ой, вы гости-господа
Долго ждали вас сюда
Вас встречаем звёздным хлебом
И земной водицей
Мы вам рады, встрече рады
Рады подружиться!

Поднос с хлебом вручается гостям.

Учитель: А попали вы все на посиделки. ЗВЁЗДНЫЕ ПОСИДЕЛКИ! Посмотрите, послушайте, что во Вселенной делается!

Ученица:

Вас приветствуем частушкой
Мудростью народной
А ещё проверим знанья,
Если вам угодно …
Выходят частушечники.

1 ученик:

Три слона на черепахе
Утомительно стоят.
На спине у них Земля,
Окружила их змея.

Учитель: Кто в древности думал именно так? (Индийцы)

2 и 3 ученики:

Неподвижная Земля в центре у Вселенной,
А вокруг мелькают сферы
В танце неизменном.
А на сферах все планеты,
Есть и Солнце и Луна,
Есть и двигатель Вселенной …
Не пойму я чьи слова?

Учитель: О чьей системе мира спели ребята? (О системе Аристотеля)

Слайд 2: Системы мира отличия, Аристотеля (8 сфер), и Птолемея (5 сфер) Земля в центре.

Ученик

Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной,
Но никто его не слушал
И теория о мире
Оставалась неизменной.

Учитель: Так кто же первым установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский,  а так же Николай Коперник в центр ставили Солнце, продолжил его учение.)

4 и 5 ученик

О строении Вселенной
Думали учёные,
А ученые, известно,
Люди увлечённые …

Первый всем подал идею,
А второй сгорел в костре,
Ну, а третий отказался
От навязчивых идей!

Учитель: Кто эти учёные? (1 – Н. Коперник, 2 – Д. Бруно, 3 – Г. Галилей)

Слайд 3: Коперник, Галилей, Бруно

Учитель: А, теперь поговорим о Соседях солнца.

Слайд 4: структура планет Солнечной системы.

Три старушки-веселушки
Каждый вечер напролёт
Спорят, спорят о планетах
Вот он спор, уже идёт.

3 девочки (в костюмах бабушек):

– Знаешь, Марья, в честь кого назвали самую большую планету Юпитер?
– А как же Дарья. Я по телевизору слыхала, был такой бог в Древней Греции, самый главный, его Юпитером кликали.
– Да, что вы, бабоньки! Это же такая техника есть: Иж Юпитер – 3. Я сама у родственников видала!

Учитель:Кто из бабушек прав? (средняя), а что ребята нам могут сказать об этой планете?

Слайд 5: Юпитер.

Учитель:А, кто же из присутствующих на наших Звёздных посиделках назовёт,  как классифицируются планеты? (2 группы – планеты-гиганты и планеты Земной группы)    Слайд 6: все планеты.

Учитель: Перечислите планеты земной группы. (Меркурий,  Венера, Земля, Марс)

Слайды 7–10: краткая характеристика и значок каждой планеты.

Учитель: А какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Слайды 11–14: краткая характеристика и значок каждой планеты.

Учитель: Назовите планету, которая не относится к этим двум группам. (Плутон)

Слайд.

Учитель: Запишите на доске название самой большой и самой маленькой планет. (Юпитер – Плутон)

Физминутка – Космическая

Ну-ка, встали! Раз, два, три. (Три хлопка)
Делаем зарядку. (10 приседаний)
Повторяем всё за мной
Отдохнули?! И чудесно!
В строгом распорядке:
– В путь! К планете Знаний!

Учитель: А в это время встретились дед Николай, баба Фрося.

6 и 7 ученики:

– А вчерася, Миколай, я видала, как в небе пролетала камета Галеея. За свои 70 годков во второй раз вижу!
– Ох, а я, Фрося, подобрал у себя в огороде утром Метеор. Увесистый такой. Грибочки прижму этой небесной махиной! 

Слайд 15

Учитель:Что напутали бабушка и дедушка? (Комета Галеея бывает 1 раз в 76 лет, поэтому бабушка не могла её видеть 2 раза. Метеор – это вспышка звёздной пыли, им грибочки не прижмёшь. Дедушка спутал его с метеоритом)

Учитель:Что вы знаете об астероидах? (Это небесные тела, похожие на звёзды, но не имеющие своего блеска, в переводе с греческого “звездоподобные”)

Учитель:Вернёмся к нашим старушкам. Но теперь спор их о Солнце (те же самые ученицы).

Слайд 16: Солнце

– Наше Солнце, подруги, оказывается звезда. Жёлтым карликом кличут.
– Прямо и не верится. Звёзды, они ведь ночью бывают, а солнышко – днём. А я слыхала про какие-то звёзды переменные. Что за чудо такое?
– Да они, подикось, цвет свой меняют!

Учитель: Какие звёзды называются переменными? (Меняющие свой блеск)

Какие ещё виды звёзд знаете? (Гиганты – в десятки раз больше Солнца, сверхгиганты – в сотни раз больше Солнца, двойные – близко расположенные 2 звезды)

– Назовите наш и космический адрес? (Вселенная, Галактика Млечного Пути, Система Солнечная, планета Земля)

Учащимся предлагается установить соответствие содержимого текста к какой либо планете.

1.  … – самая удалённая от Солнца планета, 1 год длится – …. Земных лет, располагается на …. Орбите, с момента открытия этой планеты в 1930 году, она не совершила ни одного полного оборота.

2. Планета ….. имеет небольшие размеры. Атмосфера тонкая, разряженная, образованна в основном из……газа. Грунт богат……., этим и объясняется красноватый цвет планеты. Есть смена времён года. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает примерно за 24 часа, как и Земля. Есть высокие ….., покрытые шапками снега, самый высокий … достигает 27 км. Спутников 2 –  называются они … и …

3. … и … – планеты-близнецы. Они расположены на соседних орбитах. Одна названа в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего …, а другая планета  в честь древнеримского бога … Обе практически не видны с Земли невооружённым взглядом. У … обнаружено 18 спутников, а у другой … – 8.

4. Самая большая планета – … На этой планете есть Большое Красное пятно, учёные считают, что это … Планета вращается вокруг своей оси за … часов. Спутников 16, самый большой из них …

5. Планета … не большая. Имеет очень плотную …,  под которой свирепствуют ураганные ветры. Температура поверхности + … Занимает … орбиту от Солнца.  Атмосфера на этой планете была открыта великим русским учёным …, в 1761 году. Спутников нет. На небе она сияет ярче всех звёзд и видна… .

Тест.

1. Солнце – звезда:

а) карлик;
б) гигант;
в) сверх гигант.

2. В настоящее время учёные считают, что созвездие – это ...

а) скопление звёзд, образующих фигуру;
б) определённые участки звёздного неба.

3. Астероиды – это ...

а) звёзды;
б) крупные небесные тела правильной формы;
в) малые планеты.

4. К планетам земной группы относятся:

а) Меркурий;
б) Юпитер;
в) Плутон;
г) Венера;
д) Марс;
е) Нептун;
ж) Земля;
з) Сатурн;
и) Уран.

5. Вселенная – это:

а) земля и другие планеты;
б) космическое пространство и всё, что его заполняет;
в) небесные тела.

6. Первым предложил, что Земля имеет форму шара:

а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Птолемей.

7. Пространство между звёздами:

а) пустое;
б) заполнено разреженным газом и межзвёздной пылью.

8. На территории нашей страны можно видеть:

а) 10 созвездий;
б) 54 созвездия;
в) 88 созвездий.

Взаимопроверка. Оценки.

Домашнее задание:  страница 48 учебника.

Итог урока

(Поют все частушечники)

Посиделки, посиделки,
Посиделки звёздные
Мы решили все вопросы
Трудные, серьёзные.
А ещё мы скажем вам:
– Приходите в гости к нам! (поклон)

– Урок закончен. До свидания.

Когда ученики видят, что учитель готовит к уроку презентации, они проявляют интерес и постепенно начинают ему помогать в их создании. Так, ученики 7-х классов, после изучения программы Power Point  выполняли проектную работу «В помощь учителю» и создали множество презентаций, которые можно использовать на  уроках, факультативных занятиях, а также на классных часах. Примером может служить Приложение 2. Необходимую информацию дети брали из книг или Интернета. Ребята с удовольствием подбирали материал, фотографии, видеофильмы. В процессе работы учащиеся обучали друг друга, помогали одноклассникам. Учитель информатики выступал в роли организатора деятельности и координатора.
Проектная работа со школьниками все шире используется в нашей школе. Она не заменяет традиционную классно-урочную систему образования, а является хорошим дополнением к ней. После изучения темы «Текстовый редактор Word» учащимся было предложено к зачету выполнить проект на одну из тем:

  • Информация, информационные прогрессы, информационные ресурсы.
  • Поколения ЭВМ.
  • Информатика – наука об информации.
  • Информатика в картинках.
  • Функциональные характеристики ПК.
  • Ученые, внесшие свой вклад в развитие информатики.
  • Компьютер на службе образования.
  • Новости микропроцессорной техники.
  • Вычислительные приборы: от каменного века – до наших дней.

и оформить его в виде печатной продукции. Примером такой работы может служить Приложение  3

Проектная деятельность на уроках информатики:

  • Создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
  • Формирует чувство ответственности за выполняемую работу;
  • Создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
  • формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
  • способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
  • позволяет создать реальный продукт.

Применение ИКТ технологий и метода проектов позволяют активизировать работу учащихся на уроках, повысить познавательный интерес.

22.02.2008