Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Использование опорных сигналов на старшей ступени при изучении биологии на базовом уровне

Использование опорных сигналов на старшей ступени при изучении биологии на базовом уровне

Технология использования опорных сигналов или конспектов (ОС или ОК) относится к числу классических. Впервые официально она была «выведена на образовательную арену» около 25 лет назад. В основе этой методики лежит принцип свёртывания информации в виде схем, таблиц, рисунков и т.п., что является одним из эффективнейших способов запоминания и, естественно, усвоения учащимися материала. Этот приём всегда был популярен и активно использовался учителями на уроках.

Тема «Использование опорных сигналов на старшей ступени при изучении биологии на базовом уровне» является моей методической самообразовательной темой. На уроках в 10-11 классах активно используются опорные сигналы в виде планов, планов-конспектов, развёрнутых конспектов, а также рисунков, выполненных самими учащимися. Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с преподаванием биологии на базовом уровне (1 час в неделю) возникает необходимость выдать большой объём учебного материала за маленький промежуток времени, а также использование опорных конспектов частично решает проблему накопления оценок. В данных материалах представлены образцы некоторых форм опорных сигналов, которые используются на уроках биологии в 10 классе (базовый уровень).

Этапы (технология) конструирования ОС или ОК

  1. Изучение требований стандарта и программы.
  2. Формулировка цели урока.
  3. Изучение содержания параграфа.
  4. Выделение учебных блоков и составление плана конспекта.
  5. Конструирование опорного конспекта – свёртывание информации в виде схемы, таблицы и др.
  6. Использование ОК на уроке.
  7. Внесение коррективов.

Приёмы работы с ОС или ОК на уроках

  1. Тексты ОК выдаются на каждую парту как раздаточный материал.
  2. Лекция-беседа учителя с опорой на текст конспекта с одновременным переносом учащимися его содержания в тетрадь.
  3. Если класс небольшой, то каждый учащийся получает экземпляр ОК и по ходу изложения темы учителем карандашом заносит в него свои коррективы (делает дополнительные записи, замечания, дополнения), которые учитывает при подготовке домашнего задания.
  4. Совместная работа учителя и учеников по заполнению таблиц.
  5. Закрепление нового материала с опорой на конспект.
  6. Самостоятельная работа учащихся по конструированию ОК.
  7. Самостоятельное изучение новой темы по выданному материалу с разбором наиболее сложных и спорных вопросов.

Отрицательные стороны использования ОС или ОК

Работа с планами-конспектами направлена в основном на запоминание фактического материала. Некоторые учащиеся переносят содержание конспекта в тетрадь механически. Кроме того, много времени тратится на переписывание содержания ОК.
Данную технологию нежелательно использовать на каждом уроке, т.к. однообразный стиль деятельности становится утомительным и приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Так, 10 классе считаю нецелесообразным использование ОК при изучении тем главы 1 «Биология как наука. Методы научного познания», а также к § 2.1, 2.6, 2.10, 3.1, 3.7. – 3.9, 3.11. – 3.15. (Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – М. : Дрофа, 2007. – 368с. : ил.)

Положительные стороны работы с ОС или ОК

Опорные конспекты являются алгоритмом для подготовки домашнего задания, при этом существенно снижаются временные и энергетические затраты учащихся на запоминание материала. Они позволяют учащимся логично и биологически грамотно построить развёрнутый устный ответ. По планам-конспектам можно повторять материал при подготовке к ЕГЭ.

В ходе изложения нового материала создаётся возможность использования информационных технологий, в том числе анимационных эффектов с целью поочередного высвечивания элементов текста, выделения цветом ключевых моментов, рисунков, элементов схем, таблиц и т.д. Современный дизайн оформления, использование разнообразных приёмов форматирования, пространственного расположения информационных блоков, зрительных символов улучшают визуальное восприятие текста. Благодаря этому учащиеся воспринимают материал более осмысленно, что способствует повышению их мотивации к изучению биологии.
Работа с перфокартами (задания к которым составлены на основе ОК и ОС) позволяет экономно расходовать время на уроке при проверке срезовых работ, а также решает проблему накопления оценок.

Практикумы по конструированию опорных конспектов способствуют развитию креативных способностей и учебных навыков и способствуют повышению положительного эмоционального настроя учащихся к использованию данной формы урочной деятельности.
Опорные конспекты можно использовать многократно.

Формы контроля при использовании ОС или ОК

  • Письменное воспроизведение содержание материала планов-конспектов.
  • Устный развёрнутый опрос по плану или плану-конспекту.
  • Письменное выполнение домашнего задания по предложенному плану с последующей сдачей тетради на проверку (например, по теме «Ядро. Хромосомы»).
  • Экспресс-опрос по перфокартам.
  • Взаимоконтроль (работа в парах).

Результаты

Таким образом, для проведения уроков в 10 классе разработано 20 планов, планов-конспектов и развёрнутых планов к 16 темам (см. Приложения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20).
Разработан блок контрольно-измерительных заданий для работы с перфокартами (по 12 темам).

Все опорные конспекты, задания к перфокартам апробированы на уроках биологии в течение 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов.
В 2009 году опыт работы по данной теме был представлен на заседании городского методического объединения учителей биологии г. Кирово-Чепецка Кировской области в форме мастер-класса.

3.05.2010