Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Каким скучным был бы мир без птиц

"Каким скучным был бы мир без птиц!"

Цель семинара: Углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе, ее изучению, экологическое образование и воспитание.

Оборудование: чучела птиц, скелет голубя, модели головного мозга позвоночных животных, коллекции перьев, яиц, гнезд, рисунки с изображением птиц, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, записи голосов птиц, таблицы по теме, плакаты по экологии, самодельные схемы и таблицы: "Основные признаки трех групп птиц", "чьи это ног?", "Чей нос лучше?"

Урок начинается с сообщений учеников.

1-й ученик. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина Саврасова "Грачи прилетели", романсы "Жаворонок" Глинки и "Соловей" Альябьева.

2 -й ученик. На дворе зима: по лесному календарю весна наступает 21 марта. Но день заметно прибавился. И мы все чаще слышим пение птиц. Без пения птиц трудно представить леса, сады, парки весной. Но птицы не только украшают природу, большинство приносит пользу человеку.

3 -й ученик. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.

1 тур. Теоретический

Учитель. С вопросами этого тура мы знакомы. (представители каждого звена получают от консультантов конверты с заданиями).

Учитель. Пока орнитологи собираются с мыслями, послушаем стихотворение Валентина Берестова из цикла "Времена года"

Дикий голубь

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.

Как предтеча музыки и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.

Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен!)
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облачен.

Лучшая одежда - это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли.
И уносит род наш в облака.

Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд:

Так поэт отметил особенности не только особенности этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц, а они, как известно составляют самый многочисленный надотряд.

(Показать на схеме "Основные признаки трех групп птиц").

Каковы же приспособления птиц к полету?

(далее ученики подробно рассказывают об особенностях строения опорно-двигательной, пищеварительной и других систем органов птиц, возникающих как приспособления к полету и присущих только пернатым).

II тур. "Остроглаз"

Учитель. Посмотрим, кто лучше знает птиц. Получите задания этого тура.

Задания.

  • Чей нос лучше?

Известна пословица "Каждая птица своим носом кормится". Так ли это? На таблице изображены клювы цапли, голубя, удода, пеликана, фламинго, сокола. Орнитологи 1-го звена на поставленные вопросы.

  • Чьи это ноги?

На таблице изображены ноги сокола, страуса, дятла, цапли, утки. Орнитологи 2-го звена определяют их и дают обоснованные объяснения своим ответам.

  • Чьё это гнездо?

Орнитологи 3-го звена определяют гнездо синицы ремез и рассказываю о нем.

:Весной большинство птиц строит гнезда. В мире пернатых много искусных строителей. И если верить пословице - "Каждая птица своё гнездо любит". Наверное, иначе и не может быть. Ведь каждое из них можно назвать настоящим произведение инженерного искусства. Это гнездо синицы ремеза, которая живет и в нашем крае, в тростниках, камышах, кустарниках.

Ремез плетет гнездо из растительных волокон, пуха, травы, корешков, паутины, овечьей шерсти обычно на ветке ивы, над водой, в развилке двух концевых веток или на стеблях тростника. Вверху передней стенки - короткая трубка, ведущая в круглое входное отверстие. Гнездо строит самец, самка отделывает его изнутри.

  • Какие это перья?

Орнитологи 4-го звена рассказываю о типах перьев в коллекции.

Учитель. Любой орнитолог или просто любитель птиц на вопрос, что отличает птиц от других существ, ответит: перья. "Это тот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу", - писал американский натуралист Уилл Бредбери.

А если верить русской пословице, то "всякая птица своим пером красуется".

III тур. "Бей ответом прямо в цель"

Биологический тур продолжается до звонка, затем - перерыв в работе семинара. За 2-3 минуты до звонка предоставить слово консультантам по итогам I и II туров.

Вопросы биологического тура

  1. Какая у нас самая маленькая птица? (королек и крапивник)
  2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)
  3. Назовите самую маленькую птицу в мире. (Колибри)
  4. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? (камушками в желудке)
  5. Какая птица самая крупная у нас в стране? (дрофа)
  6. Какая птица самая крупная в мир? (Африканский страус)
  7. Каких птиц больше всего на земле? (кур и воробьев)
  8. У какой птицы на крыльях когти? ( у гоацина)
  9. Что внутри птичьих костей? (воздух)
  10. Какая певчая птичка достает себе пишу, ныряя в воду? (оляпка)
  11. Дышит ли цыпленок в яйце? (да, через поры в скорлупе)
  12. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (клест)
  13. Когда температура тела воробьев ниже - зимой или летом? (одинаковая и зимой и летом )
  14. Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (птица бросает гнездо)
  15. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
  16. На перемени звучат записи голосов птиц.
  17. После перерыва консультанты объявляют результаты III тура.

Учитель. Прежде чем продолжить работу нашего орнитологического семинара, я хочу напомнить известную поговорку "Цыплят по осени считают" и пожелать всем звеньям быть собранными, внимательными, активными.

IV тур. Легенды о птицах

V тур. Экологический

Учитель. Участникам международного орнитологического конгресса были заданы вопросы: "Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным воздействием? Какое направление современной орнитологии наиболее актуально?"

Вот некоторые ответы

По крайней мере 10% птиц вымрут: будут преобладать виды, сумевшие приспособиться к существованию рядом с человеком .

С увеличением антропогенного воздействия нужно увеличивать и размах охранных мероприятий:

Всего в настоящее время известно около 8600 видов птиц. Численность отдельных видов птиц различна, МСОП проводит учёт количества редких видов птиц, которые находятся под угрозой исчезновения. Красная книга МСОП включает 287 видов и подвидов птиц.

На сегодняшний день опасность угрожает каждому десятому виду птиц. Судите сами: в нашем крае из 300 обитающих здесь видов 30 являются редким; они внесены в Красную книгу Краснодарского края. (Из этого количества видов 17 внесены в Красную книгу России, а 2 вида даже в красную книгу МСОП).

Подведение итогов.

Учитель предоставляет слово консультантам. Они отмечают наиболее грамотные, полные, оригинальные ответы, затем учитель объявляет оценки каждому участнику семинара, делает обзор литературы, которой можно пользоваться при изучении птиц.

15.05.2011