"Класс млекопитающие. Отряд приматы"
Категория: Биология.
Задачи:
- Образовательные : познакомить учащихся с многообразием приматов;
выявить их характерные особенности, признаки высокой организации по
сравнению с другими животными.
Развивающие: показать сходство приматов с человеком; развивать
логическое мышление и учебные умения – работать с дополнительными
источниками информации, умение делать выводы;
продолжить развитие умений анализировать, а именно сравнивать, обобщать;
умение публичного выступления.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, прививать
любовь к животным.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока : компьютерный.
Формы работы: индивидуальная , фронтальная, дидактические игры.
Оборудование: учебник, компьютер, компьютерные слайды, экран, проектор,
видеофильмы, карточки с тестовыми заданиями , карточки с вопросами кроссворда ,
рисунки бананов.
План урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка
подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний (Устный ответ на вопросы по теме “Парнокопытные,
непарнокопытные”).
III. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика отряду Приматов.
2. Характеристика подотрядам Приматов.
3. Выработка условных рефлексов у Человекообразных обезьян.
4. Сравнение человека и человекообразных обезьян.
5. Значение приматов в природе.
6. Приматы, занесенные в Красную книгу.
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда.
2. Тестирование.
3. Задание (называть ассоциации к понятию примат).
V. Домашнее задание.
VI. Итог.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих.
Проверка подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель. В предыдущих уроках мы познакомились с разными отрядами
млекопитающих и определили их отличительные и сходные черты. Сейчас повторим
материалы прошлого урока (Устный ответ на вопросы) (Презентация.
Слайд 2).
1) Какие животные относятся к отряду Непарнокопытные и что их объединяет?
2) Какова была роль лошади для человека еще 100– 200 лет назад?
3) Какова роль лошади в жизни человека на современном этапе?
4) Каких животных относят к парнокопытным нежвачным?
5) Какие животные относятся к парнокопытным жвачным?
6) В чем заключается роль копытных животных в природе?
7) Каково значение копытных в жизни человека?
Учитель. Сегодня мы завершим изучение большой темы “Класс Млекопитающие”.
Последний, и самый важный отряд в классе Млекопитающие, который мы изучим –
отряд Приматы. (Слайд 1)
(Ознакомление с планом урока.) (Слайд 3)
III. Изучение нового материала.
Учитель. Термин “приматы”, означающий “один из первых”, впервые предложил
в 1758 г. Карл Линней, объединив в отряд Приматов обезьян и человека. (Слайд
4)
Приматы – обитатели тропиков: большинство из них живет в густых лесных
зарослях. Все другие древесные животные при лазании цепляются острыми когтями. В
отличие от них приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На
передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может
противопоставляться остальным.Это позволяет зверю прочно удерживаться на ветвях,
брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты
плоские ногти. Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения
– ими животные хватают пищу, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам
головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и
тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно
определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение
при прыжках с ветки на ветку.
Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые
плоды, съедобных
насекомых<.>
Обезьяны отличаются от других млекопитающих крупными размерами головного
мозга, большие полушария которого имеют много извилин. Обоняние у них развито
слабо, осязательных волос нет. Главными органами осязания им служат пальцы, а
также оголенные ладони и подошвы стопы.
Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец,
а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение
и выполняют его требования, передаваемые при помощи звуковых сигналов и жестов.
Отряд Приматы подразделяется на два подотряда : Низшие обезьяны, или
Полуобезьяны и Высшие Приматы, или Обезьяны. (Слайд 5)
Учитель. К подотряду Полуобезьян относятся лемуры, долгопяты,
тупаи . Зверьки мелкие, покрытые густой шерстью. Хвост длинный, густоопущенный.
Большой палец кисти не у всех противопоставлен остальным, фаланги пальцев
снабжены когтями. Представители – тонкий лори, лемур вари, руконожка, маки,
тупайи – относятся к наиболее примитивным насекомоядным полуобезьянам.
Распространены в Юго-Восточной Азии, Индонезии, на Мадагаскаре. (Слайд 6)
Сообщения учащихся о представителях подотряда Полуобезьян.
1-й ученик: Долгопяты живут на островах Борнео и Суматра, Бянгка и
Белитунг, в Индонезии и на Филиппинах. Глаза весят больше, чем мозг. Хвост
135–275 см. Массой 100г. Охотятся на скорпионов и ядовитых змей. Любят
новорожденных мышей, воробышек, хрущей.
Не синтезируют витамин С. Нижние зубы направлены не вперёд, а вверх.
Второй и третий пальцы ноги – когти. Конечности оголённые. Способны поворачивать
голову на 180ºÑ (Слайд 7).
Наиболее примитивные из полуобезьян – тупаи, мелкие, похожие на белок зверьки,
обитающие в лесах Южной Азии.У них на пальцах не ногти, а еще когти, и большой
палец не может противостоять другим. Зубов 38, мозг гладкий, без борозд и
извилин.
У лемуров, населяющих Мадагаскар, большие пальцы могут противостоять другим,
на всех пальцах ногти, кроме второго пальца стопы, вооруженного “туалетным”
когтем – чесалкой.
Мордочка лисья, зубов 36. Это ночные животные тропических лесов, питающиеся
плодами, насекомыми, птичьими яйцами и птенцами. Сейчас они исчезают вместе с
лесами”. (Слайд 8–9)
2-й ученик: “В Африке и Южной Азии обитают представители лориевых.
Лори в переводе с голландского “клоун”. Размеры 12–40 см. Обитают в Южной и
Юго-Восточной Азии, Африке. Различают тонкого и толстого лори, потто.
Тонкий лори живёт в Индии, Шри-Ланке. Размером с бурундука: 25 см и 7 мм хвост.
Массой 280 г. Второй палец кисти редуцирован. Образ жизни ночной. Они похожи на
миниатюрных большеглазых медвежат”. (В / ф “Отряд Приматы”.)
Учитель. Подотряд Высшие Приматы объединяет широконосых, узконосых и
человекообразных обезьян. (Слайд 10) Человекообразные обезьяны делятся на
низшие человекообразные и высшие человекообразные обезьяны. К этому подотряду
относят различных по величине приматов. Высота самых маленьких, например
игрунок, 20–35 см, а наиболее крупных – до 2 м. У игрунков еще когтеобразные
ногти, большой палец не противопоставляется другим и полушария мозга гладкие.
Хвост “беличий”, не хватательный. У остальных приматов ногти широкие, вибриссы
на лицевой части исчезли.
Мозг имеет много извилин и хорошо развит. Известно 139 видов. К этому
подотряду относится и человек.
У этих обезьян и человека были общие предки, затем их развитие пошло
различными путями. Сегодня, несмотря на большое количество общих черт в строении
, различия весьма значительны.
Сообщения учащихся о представителях подотряда Высшие Приматы.
3-й ученик: “Самых примитивных обезьян объединяют в надсемейство
широконосых. У них хрящевая носовая перегородка широкая и ноздри направлены
вперед. Обитают они в Южной и Центральной Америке.
В этот подотряд входят игрунки, ревуны, паукообразные обезьяны.
(Слайд 11)
Игрунки – жители тропической Америки. Карликовая игрунка обитает на
территории Бразилии, Перу, Эквадора. Размером с белку, массой 355 г. Имеет 32
зуба. Пальцы заканчиваются коготками. Свободно передвигается в любом положении,
даже вниз головой. Богатая грива – показатель хорошего здоровья и полноценного
питания. На игрунках изучают гепатит, лейкоз, пересадку органов, иммунитет.
Ревун обитает от Колумбии до устья Амазонки, на юг до Боливии. Растительнояден.
Паукообразные (коата) обитают в Южной Америке. Имеют цепкий хвост, который
закручивается вокруг ветки и выполняет роль пятой конечности, на конце оголён,
снабжён кожаным гребешком – это орган осязания.”
4-й ученик: “У узконосых обезьян лицевой отдел черепа выступает
вперед, хвост длинный или короткий, но никогда не бывает хватательным. Обычно
есть защечные мешки и седалищные мозоли– оголенные участки кожи в области
седалищных мышц. Зубов 32, верхние клыки крупные, мозг хорошо
развит (массой до 150 г). Из мартышковых наиболее известны макаки .Часто
спускаются на землю. Хорошо известна макака – резус – подопытное животное
медицины. (Слайды 12–14)
Гамадрилы, мандрилы и анубисы – крупные, до 25 кг павианы Африки. (Слайд
15)
Гамадрил. Самцы длиной 80 см, длина хвоста 60 см. Масса 30 кг. Самки вдвое
меньше. Шерсть серая, у самцов образует пышную серебристо – серую мантию. Самки
серовато – бурые. Есть защёчные мешки. Встречается в Африке и Азии. Живут до 30
лет. Занесён в Красную книгу (Слайд 16). (В\ф “Гамадрилы”.)
Мандрил живёт на территории Камеруна, Африка. Имеет самую богатую и яркую
окраску в мире обезьян”. (Слайд 17)
Носачи – обезьяны среднего размера, но среди мелких мартышек кажутся
великанами. Длина тела составляет 55–72 см, носачи имеют очень длинный хвост,
который почти равен длине тела (66–75 см). Вес колеблется от 12 до 24 кг, причем
самцы при одинаковой длине тела весят почти в два раза больше самок. Главная
внешняя особенность этих обезьян – удивительный нос, который больше не встретишь
ни у какого животного. Шерсть у этих обезьян короткая и прилегающая.
Носачи являются узкими эндемиками, то есть встречаются на ограниченной
территории. Обитают они только на о. Борнео (Калимантан) Малайского архипелага и
больше нигде в мире. Активны они преимущественно днем, большую часть времени
держатся в кронах деревьев, на землю спускаются нечасто. (Слайд 18)
(В /ф“Обезьяна носач”.)
Учитель. К низшим человекообразным обезьянам относятся гиббоны,
орангутаны. Гиббоны живут в лесах Юго-Восточной Азии. Они невелики, сохранили
седалищные мозоли. (Слайд 19)
Орангутаны – крупные , масса самцов до 189 кг, покрыты ярко– рыжей шерстью.
Они редко спускаются на землю, живут на деревьях, питаются плодами , листьями,
молодыми побегами (Слайд 20).
У высших человекообразных (наиболее развитых) обезьян мозг крупный (до
600 г), нет хвоста, защечных мешков и седалищных мозолей. В экваториальной
Африке живут наиболее близкие к человеку горилла и шимпанзе .
Сообщения учащихся о человекообразных обезьян.
5-й ученик: “Самая крупная из человекообразных обезьян– горилла (до
250 кг), могучая, но весьма миролюбивая обезьяна влажных тропических лесов.
Гориллы – строгие вегетарианцы. Тело покрыто густой короткой черной шерстью.
(Слайд 21)
По земле горилла передвигается согнувшись, опираясь на тыльные стороны
пальцев передней конечности. Встречается в экваториальной Африке.
Питается сочными плодами, орехами, корнеплодами ” (В/ф “Горилла”.)
6-й ученик: “Шимпанзе – крупная обезьяна, высотой до 150 см,
массой 45–50 кг. Руки длиннее ног. Ушные раковины по форме напоминают
человеческие, шерсть темная, лицо лишено волос. (Слайд 22)
Температура тела шимпанзе 37,2ºС. В настоящее время это самый многочисленный
вид из всех человекообразных обезьян. Количество особей, живущих на воле,
оценивается в несколько десятков тысяч. Группы состоят из 5–30 особей, в которой
предводительствует самый сильный из самцов. Большую часть дня проводят во
взаимном ухаживании за шерстью и поисках пищи. Их рацион составляют плоды.
Иногда едят муравьёв и термитов. Шимпанзе независимо от возраста выразительно
демонстрирует своё настроение. Он высовывает язык, сосёт палец, грызёт различные
предметы. Они огорчаются, плачут, радуются. Большую часть суток шимпанзе
проводят на деревьях.
Различают два вида: шимпанзе обыкновенный и шимпанзе карликовый .
Шимпанзе карликовый занесён в Красную книгу. (Слайд 23) Оба вида обитают
в Центральной Африке. Кровь бонобо соответствующей группы можно переливать
человеку”. (В/ф “Шимпанзе”.)
Учитель. Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей
позволили то, что у приматов получило сильное развитие головной мозг, а это
привело к сокращению лицевого отдела черепа.
Весь комплекс рука – глаза – мозг являются предпосылкой сложного
поведения, связанного с применением различных предметов для достижения жизненных
целей.
Обезьяны складывают ящики для того, чтобы достать висящий банан; мнут листья
руками и этой губкой извлекают дождевую воду из углубления в дереве; с помощью
шеста преодолевают водоем; травой очищают тело от грязи; очистив палочку,
ковыряют ею в зубах; используют листья для изготовления конуса, чтобы напиться.
(В/ф “Рассудочная деятельность обезьяны”.)
Сообщения учащегося о сходстве высших обезьян с человеком.
7-й ученик: “У высших обезьян те же группы крови, что у человека,
болеют теми же инфекционными болезнями, например туберкулезом, гриппом.
Строение тела имеет очень большое сходство с человеческим, но есть и
различия. Таз человека приспособлен к прямохождению, а обезьяна не может
двигаться , находясь в вертикальном положении.
Биологические науки изучают человеческий организм. Нельзя забывать, что
человек выделился из мира животных и представляет собой общественное существо,
отличительной чертой которого является сознание, возникшее на основе
общественно-трудовой деятельности. Человек становится человеком только в
обществе, где он развивается и живет” .
Учитель. Приматы в природе играют огромное практическое значение. Они
распространяют семена растений, контролируют рост и развитие растений. Обогащают
почву органическими удобрениями, входят в пищевую цепь .
Большинство человекообразных обезьян занесены в Международную Красную книгу.
Их численность уменьшается от пожаров в лесах и небрежного отношения человека к
ним (Слайд 24–27 ).
Все живые существа рождаются для того, чтобы жить. Нельзя обижать животных и
сорвать растения без надобности; не загрязнять природу, беречь ее богатства.
Если природа обедняется, все живое исчезнет. Для них мир должен быть чистым.
Человек – часть природы, значит , он тоже исчезнет с лица земли. Мы пришли в
этот мир для того, чтобы жить и совершать великие дела.
Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям,
которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Давайте , все вместе
выполним эту задачу!
Человек – венец природы, любимое ее дитя. И он никогда не сможет возвыситься
над ней, потому что всегда будет чувствовать необходимость общения с ней, чтобы
остаться Человеком .
Физкультминутка. (Слайд 28)
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда. (Слайд 29)
1) Наиболее примитивная насекомоядная полуобезьяна (тупайя) .
2) Самый крупный представитель человекообразных обезьян (горилла).
3) Представитель узконосых обезьян (павиан).
4) К какому классу относятся приматы? (Млекопитающие).
5) (Ушные раковины по форме напоминают человеческие (шимпанзе).
6) Имеют самую большую массу тела среди высших приматов (орангутан).
7) Представитель узконосых обезьян (мартышка).
2. Выполнение тестовых заданий. (Слайд 30)
1) Какой из органов чувств у приматов развит плохо?
А – зрения, Б – слуха, В – обоняния.
2) Общее число видов около:
А – 150, Б – 200, В – 260, г – 300.
3) Развитием какой части головного мозга связано образование условных
рефлексов?
А – мозжечок,
Б – кора больших полушарий,
В – продолговатый мозг,
Г – промежуточный мозг.
4) Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами,
Б – могут быстро передвигаться,
В – имеют высокоразвитый головной мозг,
Г – способны применять простейшие орудия
5) Самый маленький представитель подотряда Высших приматов:
А – игрунка,
Б – мандрил,
В – макака,
Г – ревун.
(Сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют.) (Слайд 31)
3. Назовите ассоциации к понятию примат. Ассоциациями может быть слово,
выражение, или целое предложение, начинающееся с определенной буквы. (Слайд
32)
П Р И М А Т
V. Домашнее задание. Изучить 35 параграф, выполнить задания по рабочей
тетради, ответить на 1–3 вопросы. (Слайд 33)
VI. Итог.
Учитель. На этом уроке мы познакомились с отрядом приматов, их
представителями и характерными особенностями. На уроке все были активны,
молодцы! Сейчас подсчитайте свои бананы, у кого больше бананов? (По количеству
бананов ставятся оценки.) Учитель комментирует оценки учащихся.
Я желаю вам успехов в учебе. Вырастайте вежливыми, умными, прилежными ,
образованными людьми! Где бы, кем бы вы не были , оставайтесь настоящими людьми!
(Слайд 34) В заключении хочу прочитать стихотворение С. В.Михалкова “Будь
человеком”:
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
9.04.2014