Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

Урок № 1 Краткая история развития биологии.

Цель: актуализировать и расширить представления учащихся об истории и развитии науки биологии, её значении, развивать умения работать самостоятельно, анализировать материал, обсуждать его в классе.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Когда мы начинаем знакомство с каким – либо вопросом, как вы считаете, с чего в первую очередь надо начать это знакомство? Деятельность учащихся: Учащиеся высказывают предположения, что , вероятно, следует познакомиться с историей данного вопроса и выяснить его значение. После чего они формулируют тему для себя: познакомиться с основными моментами истории биологии, её значением для общества. Деятельность учителя: Предлагаю найти в учебнике и выписать определение биологии, а также составить схему по значению биологии. Деятельность учащихся: находят определение, выписывают его, работают по составлению схемы. Деятельность учителя: несколько наиболее удачных схем предлагаю учащимся изобразить на доске.
Деятельность учащихся: обсуждают представленные схемы, дополняют свои по необходимости. Деятельность учителя: на следующем этапе урока предлагаю выяснить, в каких направлениях шло развитие биологии за последние несколько столетий. Деятельность учащихся: Учащиеся работают с учебником стр 4–5 , выделяют основные направления развития биологии и соответствующие им сферы интересов . Оформляют свою работу в идее таблицы:

Направление развития биологии Сфера интересов
Классическое
Эволюционное
Физико-химическое

После этой работы учащиеся изучают материал о выдающихся ученых, и опираясь на свои знания выполняют задание на соотнесение имен ученых и их вклад в развитие знаний о человеке.

Деятельность учителя: Предлагаю учащимся выполнить задание.

Заполните таблицу : “Имена великих ученых и их вклад в развитие знаний о человеке”:

Ученый. Вклад в развитие знаний по биологии или медицине.
1. Авиценна.
2. Аристотель.
3. Везалий.
4. Гарвей.
5. Гален.
6. Гиппократ.
7. Декарт.
8. Мечников.
9. Павлов.
10. Пастер.

Деятельность учащихся: выполняют задание, обсуждают, корректируют при необходимости свои ответы.

В конце работы учащиеся обсуждают свои результаты работы, и получают домашнее задание : подготовить краткое сообщение на любую из тем предложенных в учебнике.

Урок № 2 Методы исследования в биологии.

Цель: развитие умений работать с источником информации, развивать умение использовать различные методы для работы.

Ход урока

Вступительное слово учителя : Для любого научного направления присущи свои методы работы, в 9 классе мы кратко знакомились с некоторыми из методов исследования в биологии. Сегодня нам предстоит более подробное знакомство с методами работы в биологии, в дальнейшем вам придется довольно часто их использовать при различных лабораторных работах на уроках и на занятиях элективного курса.

Деятельность учащихся: Работают с § 2 , заполняют таблицу:

Метод исследования. В чем он заключается.
Описательный.
Сравнительный.
Исторический.
Экспериментальный.
Моделирование.

Затем учащиеся отрабатывают основные приёмы наиболее часто применяемых методов в лабораторной практике.

Описательный метод. (Используются растения с грядки и справочные материалы по морфологии растений.)

Учащиеся составляют описание выданных растений по плану:

  1. Корневая система.
  2. Стебель.
  3. Листья.
  4. Цветок.
  5. Соцветие.
  6. Плод.

Обсуждают результаты работы.

Сравнительный метод. (Используются наборы по 10 раковин местных видов моллюсков – беззубки, прудовика, лужанки и т. д.)

Учащиеся рассматривают эти раковины и выявляют черты сходства и различия между ними.

Экспериментальный метод. (Используются свежее сорванные осенние цветы львиного зева, флоксов, календулы, настурции и т. д .)

Цветы прикрепляют скотчем к полиэтиленовой крышке литровой банки с внутренней стороны, на дно банки наливают 3–5 мл нашатырного спирта и закрывают этой крышкой , цветами внутрь, (цветы не должны касаться жидкости, их перед экспериментом надо обрызгать водой), вторая группа учащихся проделывает второй вариант опыта – в банке в железной ложке для сжигания веществ сжигается несколько граммов серы, банка заполненная сернистым газом закрывается такой же крышкой с прикрепленными цветами. Банки оставляются на 5–10 минут (целесообразно с этого начать работу на уроке.) По прошествии этого времени учащиеся наблюдают изменения окрасок цветов, записывают наблюдения в своих тетрадях в виде таблицы (в дальнейшем этот материал пригодится в ноябре при изучении растительных пигментов и пластид и при обсуждении вопроса влияния вредных газов на растения).

Цветок Первоначальная окраска Окраска под действием аммиака Окраска под действием оксида серы (I V)

Обсуждают результаты, делают выводы, записывают их.

Деятельность учителя: Все это время учитель сопровождает деятельность учащихся, консультирует при необходимости, участвует в обсуждении , используя различные вопросы, наталкивающие при необходимости учащихся на определенную мысль.

В конце урока можно рассказать об использовании знаний об изменении окраски цветов разной среде в геологии и криминалистике.

Домашнее задание : руководствуясь материалом параграфа № 2 и работой в классе дома подготовить небольшие сообщения о методах в биологии. Для особо заинтересованных можно предложить провести более углубленное экспериментальное исследование – на тему “влияние аммиак и сернистого газа на окраску цветков и причины такого влияния”

Урок № 3 Методы исследования непосредственно в природе.

Цель: научиться применять биологические методы непосредственно в природных условиях, продолжить экологический мониторинг, который традиционно ведется в нашей школе, сравнить материалы, полученные в этом году с материалами предыдущих лет.

Деятельность учителя: выдаю инструктивные карты, провожу инструктаж по технике безопасности при работе в лесу , после чего веду в лес, (он находится в 3 минутах хотьбы от школы, за пришкольным участком)

Деятельность учащихся: Обсуждают характер задания, идут в лес, распределяются на группы, отмеряют исследуемые площадки 10Х10 м и проводят работу согласно инструктивным картам, проводят подсчеты, делают записи, рассчитывают коэффициент состояния древостоя, определяют характер загрязненности леса и общее его экологическое состояние. (инструктивная карта см Приложение 1)

По окончании работы, учащиеся возвращаются в класс , в качестве домашнего задания им необходимо оформить презентацию по своему исследованию состояния древостоя. (презентации учащихся см Приложение 2)

Урок № 4 Результаты нашей работы. Основные признаки живого.

Цель: развитие у учащихся умений представлять свои работы, сообщения презентации, оценивать их и работы друг друга, задавать вопросы и отвечать на вопросы, обсуждать результаты деятельности.

Ход урока

На первом этапе урока учащиеся представляют свои сообщения по истории и значению биологических наук, о методах исследования в биологии, свои презентации по работе в природе, обсуждают работы друг друга, уточняют, задают вопросы.

На втором этапе урока учащиеся знакомятся с материалом параграфа № 3 и выданными материалами (Приложение 3).

Деятельность учителя: Предлагаю к рассмотрению материалы, прошу сравнить два определения – одно дано Энгельсом в 19 веке, другое русским ученым Волькенштейном в 20 веке. Предлагаю обсудить их, какое из них более точное? Почему? Какое определение могли бы дать сами учащиеся?

Деятельность учащихся: Читают определения, сравнивают, обосновывают свою точку зрения, опираясь на знания из 9 класса. Некоторые учащиеся пытаются сами сформулировать свои определения жизни как явления.

Затем знакомятся с критериями живой системы, выясняют значение понятия “организм”

Деятельность учителя: Предлагаю сравнить и выявить сходство и различие между живыми и неживыми системами.

Деятельность учащихся Пользуясь материалом параграфа и выданными материалами, учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Сравнительная характеристика живых и неживых систем:

Свойства системы Общее для живой и неживой системы Различия между живой и неживой системой

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся доработать таблицу дома.

Урок № 5 Уровни организации живой материи.

Цель: формирования систематизированного восприятия и живой природы как системы уровней, и биологической науки, изучающий вопросы биологии в определенной последовательности и системе.

Ход урока

Деятельность учителя: Актуализирую понятие, известное с 9 класса, предлагая просмотреть раздаточные материалы – папки по уровням и определиться с тем, что будем изучать на уроке.

Деятельность учащихся: Просматривая папки посвященные разным уровням организации природы, учащиеся формулируют цель урока – более подробно познакомиться с данным вопросом, понять почему процесс изучения строиться таки образом.

Деятельность учителя:

Организую учащихся на просмотр презентации “Уровни организации живой природы” (Приложение 4)

Деятельность учащихся: В ходе просмотра презентации делают записи в виде таблицы в тетрадях.

Уровень организации Краткая его характеристика Чем или кем представлен

По окончании этого этапа деятельности учащиеся обсуждают и сравнивают свои работы. Уточняем неясности и детали.

Деятельность учителя: Предлагаю поработать с карточкой – распределялкой, распределить понятия по 3 уровням – Клеточному, видовому и биоценотическому

Распределите в 3 столбика уровни: – Клеточный________Видовой________Биоценотический

Следующие понятия: клевер , амеба обыкновенная, заяц-беляк, болото, нейрон, эвглена зеленая, дубрава, дождевой червь, луг, бактерия кишечная палочка, эпителиальная клетка. Может ли быть, чтобы один пример попал сразу в 2 столбика? Обоснуйте своё мнение.

Деятельность учащихся: работают с карточкой, выясняют, что некоторые понятия можно отнести к 2 уровням – клетка и вид, обсуждают этот вопрос, обосновывают свое мнение.

Деятельность учителя: подвожу итоги деятельности , предлагаю заполнить кроссворд или выполнить “кроссворд наоборот” – на выбор самих учащихся. В “кроссворде наоборот” ответы уже вписаны в сетку кроссворда, надо сформулировать к ним вопросы. (Приложение 5)

Обычно учащиеся выбирают разные варианты, кому что интереснее, всегда подчеркиваю, что эти кроссворды несколько лет назад составили их предшественники, называю фамилии этих ребят, если в классе есть их родственники, соседи, знакомые, это больше мотивирует на выполнение задания.

На дом учащиеся получают предложение подготовить небольшие сообщения по любому из рассмотренных на уроке уровней организации природы.

9.12.2013