Конкурсно-игровая программа "Здравствуй, лес!"
Цель программы: Углубление и обобщение знаний о лесе, как части биосферы
Задачи:
- сформировать понятие «ЛЕС» и ценность лесных ресурсов для живых организмов;
- познакомить с новыми игровыми формами – криптограмма, файндворд и с происхождением названий игровых форм – ребус, кроссворд, криптограмма, файндворд;
- развитие интереса и познавательной активности обучающихся к изучению лесных богатств:
- воспитание уважения и взаимовыручки к участникам игры – равные возможности всех участников (игроков и болельщиков) и бережного отношения к лесным ресурсам.
Участники: Обучающиеся средней школы, сформированные в 3 команды по 8 человек (возможно большее количество команд).
Оборудование:
- Презентация в программе PowerPoint «Здравствуй, лес!»;
- Плакаты – лозунги на доске:
ЛЕС – это наше богатство!
ЛЕС – это зелёный наряд нашей земли, там, где лес, всегда чистый воздух.
ЛЕС – это дом для зверей и птиц.
ЛЕС – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. - Иллюстрации картин художников с изображением леса;
- Раздаточный материал для конкурсов, протокол жюри и судейские листы для проверки, парты для команд, планшеты для конкурса капитанов, листы половины ватмана, фломастеры и маркеры.
Подготовка к игре: В игре участвуют 3 команды по 8 человек, команды комплектуются заранее, выбирается капитан команды, название, эмблема, девиз.
Ход конкурсно-игровой программы
Слайд 1. Тема
I. Организационное начало.
– Добрый день!
Сегодня мы проведём конкурсно-игровую программу, посвящённую зелёному богатству нашей планеты.
В игре принимают участие ученики 6А, 6Б, 6В классов, в каждом классе определили состав команды, выбрали команду и подготовились к игре. В игре надо соблюдать правила, уважать мнение каждого участника, болельщикам поддерживать свои команды, внимательно слушать и отвечать, не огорчаться, если не выиграли, выиграете в следующий раз, ваш шанс сегодня пополнить свои знания.
II. Актуализация темы игры.
1. Выступление учащихся – стихотворное сопровождение видеоролика, подготовленного учащимися «Здравствуй, лес!» (Стихи С. Погореловского)
- Что такое лес?
- Сосны до небес,
- Берёзы и дубы,
- Ягоды, грибы...
- Звериные тропинки,
- Пригорки и низинки,
- Мягкая трава,
- На суку сова.
- Ландыш серебристый,
- Воздух чистый-чистый
- И родник с живой
Ключевой водой. - Здравствуй, лес!
зелёный лес, - Полный сказок и чудес!
- Ты о чем шумишь листвою (звук шумящей листвы)
Ночью темной, грозовою, - Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре? - Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? - Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. - Здравствуй, лес! Зелёный лес,
Полный сказок и чудес!
2.Вступительное слово учителя.
ЛЕС – один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и др. растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своём развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем
ЛЕС — составная и очень важная часть биосферы; элемент географического ландшафта. ЛЕС — сырьевой ресурс, природное сырьё.
ЛЕС — объект ведения лесного хозяйства, основа государственного лесного фонда.
Таким образом,
ЛЕС — понятие многогранное.
Все задания нашей конкурсно-игровой программы будут посвящены лесу, живым организмам, встречающимся в лесу.
3. Чтение стихотворения учащимися
Русский лес. (С. Никулин).
-
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.
Течёт вода-водица, вкусна и холодна. -
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалее ног,
а если и устану – присяду на пенёк. -
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,и сердце не болит,
когда над головою, как вечность, лес шумит.
III. Представление команд «Давайте познакомимся».
Команда выходит в центр класса, представляет своё название, девиз, обоснует выбранную эмблему. Игроки имеют отличительные атрибуты – зелёные шарфы, галстуки, значки
IV. Представление жюри.
В жюри работают учащиеся 10 класса – 3 человека (Протокол игры см. в Приложении 8)
Слайд 2. «Кто он»
V. Конкурс – криптограмма: «Кто он?».
1. Криптограмма (греческое слово, от «крипто» – тайный, скрытый и «грамма» – письменный знак, черта, линия), или тайное, шифровальное письмо.
2.В этом конкурсе командам надо вписать в клеточки названия растений, изображённых рядом. Если задание выполнено правильно, то в выделенных клеточках вы прочтёте фамилию известного русского учёного-биолога, основоположника лесоводческой науки. В начале 20 века этот русский учёный, лесовод дал первое научное определение ЛЕСА как совокупности древесных растений, изменённых в своей внешней форме и внутреннем строении под влиянием воздействия друг на друга, на занятую почву и атмосферу.
Слайд 3. Криптограмма«Кто он» (см. в Приложении 1.)
3. Работа команд, листы ответов сдают жюри (жюри оценка от 1 до 8 баллов).
Учащиеся работают – 3 минуты. работы сдают жюри.
4. Слайд 4. Проверка (на сладе дан лист с криптограммой, который был у учащихся)
Коллективное отгадывание – проверка ответов. Получилось слово фамилия ученого лесовода – МОРОЗОВ
5. Комментарии учителя.
В начале 20 в. русский учёный, лесовод Г. Ф. Морозов (1867 — 1920) дал первое научное определение ЛЕСА как совокупности древесных растений, изменённых в своей внеш. форме и внутр. строении под влиянием воздействия друг на друга, на занятую почву и атмосферу.
Слайд 5.
Более поздние определения отражают и дополняют морозовскую концепцию Л. Так, почвовед и лесовод Г. Н. Высоцкий (1865 — 1940) понятие «Л.» выразил в виде упрощённой зависимости S=LGPH, где S — лес (silva), L — дерево (Lignum), G — среда (gremium), P — влияние Л. на среду, Н — влияние человека на Л. (Homo).
VI. Конкурс болельщиков.
От каждой команды болельщиков по 2 художника. На листе А2 (половина ватмана) вы должны нарисовать нам плакат о значении леса, чем больше вы укажете достоинств леса, тем больше принесёте баллов своей команде
Слайд 6 «Гербарий»
VII. Конкурс капитанов «Гербарий».
(см. в Приложении 2)
В этом конкурсе капитаны команды должны узнать по изображённым листьям, цветам и плодам названия деревьев и подписать их. Листы с рисунками прикреплены на планшетах для самостоятельной работы, отдельно от команды
Оценка: от 1 до 15 баллов.
VIII. Конкурс узнай дерево по описанию.
(задание зачитывается один раз, команда обсуждает 5 секунд, если не отвечает, то могут помочь болельщики, если ответа нет право ответа переходит к другой команде):
- В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Во время цветения дерева к нему летят пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (ЛИПА)
- Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (ЛИСТВЕННИЦА)
- Дотронься летом до ствола этого дерева , он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
- Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (ВЯЗ)
- Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (ЧЕРЁМУХА)
- «Красавец» – так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево-богатырь, дерево-долгожитель. (ДУБ)
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (КЛЁН)
- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
- Сверху листья этого дерева зелёные, а снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать и переворачиваются, дерево становится то зелёным, то – серым, говорят «переодевается». (ОСИНА)
Капитаны сдают свои листы –ответов в жюри.
Слайд 7. «Советы бывалого грибника»
IX. Конкурс «Фото викторина «Узнай грибы» для болельщиков.
(конкурс идёт как повторение названий грибов, т.к. команды будут заполнять кроссворд «Советы бывалого грибника».
Командам болельщиков по очереди показываются на слайдах фотографии грибов. За каждый правильный ответ 1 балл.
Слайды 8–11 – комментарий по промышленному выращиванию грибов – шампиньонов и вешенки, 12 – сбор трюфелей при помощи натренированных животных.
X. Конкурс – кроссворд: «Совет бывалого грибника».
(см. в Приложении 3)
Кроссворд (английское слово: «кросс» – пересечение, и «ворд» – слово) – игра – задача, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по списку определений этих слов. По-русски кроссворд иногда называют «крестословицей».
В этом конкурсе командам надо ответить на вопросы и вписать названия грибов по горизонтали в клеточки кроссворда. Если все ответы верны, то в выделенном столбце прочтёте полезный совет.
Оценка: от 1 до 19 баллов.
Слайд 13. Проверка. Какой совет бывалого грибника?
«Умей различать грибы!»
Почему при сборе грибов надо следовать данному совету? (Бывают грибы двойники, можно одним ядовитым грибом отравиться).
Слайды 14-15. «Ягоды»
XI. Конкурс: «Фото викторина для болельщиков «Ягоды».
(конкурс идёт как повторение названий ягод, т.к. команды будут заполнять кроссворд «Какие ягоды собрал медведь в корзину» (см. в Приложении 4.)
Командам болельщиков по очереди показываются на слайдах фотографии грибов. За каждый правильный ответ 1 балл.
XII. Конкурс: «Ягоды».
В этом конкурсе командам, надо узнать какие ягоды собрал медведь в корзину.
Оценка: от 1 до 9 баллов.
Слайд 16 «Файндворд»
XIII. Конкурс – файндворд: «Бывает».
(см. в Приложении 5)
Файндворд (английское слово) – это игра, в которой нужно найти слова на заданную тему. Каждое из них спрятано в тексте (чаще всего это коротенький рассказ – объяснение идёт по слайду).
В этом конкурсе командам надо найти 8 названий насекомых. Каждый из этих насекомых спрятан в тексте. Для того чтобы отыскать этих насекомых, надо знать, что названия их могут состоять из окончания одного слова и начало следующего. А иной раз между ними вставляют предлоги или союзы, которые тоже могут входить в состав слова.
Оценка от 1 до 8 баллов.
Слайд 17. Коллективная проверка на слайде по тексту файндворда.
Слайд 18 «Ребусы»
XIV. Конкурс – ребусов: «Кто живёт в лесу».
Ребус (в переводе с латинского слово означает: «не словами, а при помощи вещей»). Это загадка, в которой искомое слово или фраза даны комбинацией изображения различных предметов, букв, цифр, нот и других знаков.
В этом конкурсе командам надо разгадать ребусы о зверях и птицах.
На слайдах 18–20 появляются по очереди по одному ребусу для каждой команды, правильный ответ 1 балл
Слайд 21 «Пословицы»
XV. Конкурс – пословиц и поговорок: «В народе говорят».
(см. в Приложении 6)
Пословицы и поговорки представляют собой меткие образные изречения, придуманные народом, обобщающие различные явления жизни, природы и т. д. В них – опыт поколений и вековая история людей. Этим и объясняется их долгая, активная жизнь в нашей разговорной речи. Не случайно говорят: «Без пословицы речь не молвится».
В этом конкурсе командам надо из разбросанных половинок составить целые поговорки пословицы. Оценка: от 1 до 10 баллов.
Лес видит, | не видать леса. |
Лес и вода – | не ездят. |
Лес рубят – | не без зверя. |
В лесу дождь | леса не узнаешь. |
В лесу | щепки летят. |
По опушке | дважды идёт. |
Лес точится | тем больше дров. |
В лес с дровами | родные брат и сестра. |
Чем дальше в лес, | червём изнутри. |
За деревьями | а поле слышит. |
Слайд 22 «Конкурс художников «Что даёт лес человеку»
XVI. Выступление художников.
По очереди называют по одному значению леса для человека. За каждый правильный ответ 1 балл.
XVII. Жюри подводит итоги, просчитывает баллы, подписывает грамоты.
Слайд 23, 24 «Картинная галерея»
XVIII. Беседа о творчестве художника-пейзажиста русского леса И.И. Шишкине.
Мы отправимся в картинную галерею одного из самых известных художников – мастера реалистической пейзажной живописи, творчество которого сыграло заметную роль в развитии русской культуры и искусства.
– Посмотрите на галерею его картин. Что изображал на своих картинах этот художник? Слайд
Какая основная тема пейзажей этого художника
– Его называли царем лесов. Кто это?
Слайд 25. «И.И. Шишкин»
– Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, мастер пейзажа.
(родился 13 (25) января 1832 года – умер 8 (20) марта 1898 года). Учился живописи с 1852 по 1856 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у A.H. Мокрицкого, затем с 1856 по 1865 г. в петербургской Aкадемии Xудожеств у С.M. Воробьёва.
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-95) петербургской Aкадемии Xудожеств. Являлся членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд
Он умеет схватывать самую суть русского пейзажа, передать душу родного соснового бора. Его роскошный таинственный бор, песчаный берег какой-то речки, лесной ручей, – все это целиком наша родина без прикрас и румян, во всей своей симпатично-простой красоте»
Слайд 26 «Составь разрезную картинку» (см. Приложение 7 – три картинки разрезать как ПАЗЛ)
Пока жюри подводит итоги, вы попробуйте собрать разрезную картинку иллюстрации картины И.И.Шишкина.
Слайд 27 «Утро в сосновом лесу»
Посмотрите на слайд. Перед вами иллюстрация картины И.И.Шишкина. Знакома ли вам эта картина? Может кто-то знает как она называется? (Утро в сосновом лесу)
Где вы могли видеть эту картину? (в учебнике, на обёртке конфеты «Мишка косолапый»)
XIX. Жюри подводит итоги. Награждение. Вручение грамот.
(см. в Приложении 9)
В качестве приза игроки получают конфеты «Мишка косолапый».
Слайд 28 «Защити лес от пожара»
Приближается лето, пора когда люди отправляют в лес на прогулку, на отдых, но неразумная деятельность может привести к опасной беде – пожару.
– В чём причины лесных пожаров?
– Как надо вести себя на отдыхе в лесу?
20. Обобщение полученных знаний.
– Давайте подведём итог нашей игры.
- Какой русский учёный первым в начале 20 века дал первое научное определение ЛЕСА? (Морозов)
- Назовите какие живые организмы образуют лесное сообщество. (Деревья, ягоды, звери, птицы, насекомые, грибы.)
- Каково значение леса для человека.
Слайд 29. «Стихи»
Помогите природе,
Возвратите ей душу,
Поразмыслите, люди,
Без неё будет хуже.
Дерево, цветы, животные и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
Давайте сохраним природы волшебство.
Чтоб не осталось разоренным
Человечество моё!
Спасибо за игру, надеюсь время которое вы здесь провели не прошло даром, вы пополнили свои знания о лесном сообществе как важнейшей части биосферы.
Использованная литература:
- Экологический калейдоскоп, – Смоленск, 2002.
- От боровика до земляники. Грибы и ягоды Европы и России. А.В. Маталин. – Москва, ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2000.
- Аифка. Журнал кроссвордов для детей младшего школьного возраста. – Москва, Издатель ООО «Журнал сказок». №23, 2005.
- Фабрика загадок. № 1. ООО «Издательство «Мир новостей». – Москва, 2006.
- Детям о природе (экология в играх). Л.М. Потапова. «Академия развития». – Ярославль, 1998.
- Поговорки для Егорки. В. Волина. «Олма-Пресс». – Москва, 1999.
- Занимательная ботаника. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. – Москва, «Аст-Пресс», 1998.
21.01.2013