Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Конспект урока "Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов"

Конспект урока "Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов"

УМК:  под редакцией Пономарёвой И.Н.

Тема: «Органы чувств. Анализаторы»

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие по расширению и закреплению знаний  в теме «Анализаторы» с элементами исследования.

Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, практическая работа по изучению собственных анализаторов, тестирование, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник «Анатомия 8 класс».

Список используемой литературы:

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе, – В.: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. – 147с.
2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 195с.

Тема урока: Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. «Определение выносливости вестибулярного аппарата» п/р. №23, «Проверка чувствительности тактильных рецепторов» п/р. №24, «Обнаружение холодовых точек» п/р. №25.

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация (Приложение 1); ноутбук; электронный учебник «Анатомия. 8 класс»; таблицы с изображением уха, вестибулярного аппарата, кожи, органов обоняния и вкуса; модели черепа с откидной крышкой, уха и вестибулярного аппа­рата; Большой справочник школьника. Биология»; склянка с пахучей жидкостью; кусочки сухого хлеба; секундомер; циркуль-измеритель с двумя иглами, остро заточенный карандаш (у каждого ученика).

 Задачи урока:

  • разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств;
  • раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость;
  • показать изменения ана­лизаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возмож­ности их совершенствования.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

1. Актуализация знаний

– Мир познаваем. Докажите.
– Что обеспечивает процесс познания?
– Что такое анализатор?  Из каких частей он состоит?
– Назовите составные части  зрительного анализатора, слухового анализатора

2. Решение биологических задач(индивидуально по карточкам)

  1. На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?
  2. Оказывается артиллеристам при  стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

3. Тест(выполняют учащиеся 1 варианта по индивидуальным карточкам)

1. Наружное ухо состоит из:

а) наружного слухового прохода
б) ушной раковины
в) барабанной перепонки
г) слуховых косточек

2. Слуховые косточки расположены в:

А) наружном слуховом проходе
Б)  среднем ухе
В) улитке
Г)  слуховой трубе

3. Рецепторы слухового анализатора – это:

А)  слуховые косточки
Б) палочки и колбочки
В) клетки костного лабиринта
Г) ушная раковина

4. Высший отдел слухового анализатора расположен в коре больших полушарий в доле:

А) височной
Б) лобной
В) затылочной
Г) теменной

(взаимопроверка 1– а, б, в;  2 – б; 3 – в; 4 – а)

4. Самостоятельная работа (выполняют учащиеся 2 варианта)

– Запишите в тетрадь правила, соблюдение которых позволит сохранить слух.

5. Оценка и обсуждение результатов самостоятельных работ учащихся.

II. Вводно-мотивационный этап

1. Формулирование проблемы урока, его темы и цели

1) Сегодня, идя к вам на урок, я остановилась на минутку во дворе нашей школы  и была поражена окружающим. Как звонко поет синичка среди лип, чуть шуршащих от нежного прикосновения ветерка, радует глаз багрянец тюльпанов…
– Достаточно ли увиденного и услышанного, что бы передать всю прелесть окружающего?  Что вы могли бы добавить к сказанному мной.  (Показываю ветку цветущей  сакуры)

2) Определение проблемы урока

Какие мировосприятия  доступны человеку? Как они осуществляются? О каких новых способы познания мира вы хотели бы узнать?
(Запись темы, формулирование цели урока)

2. Актуализация знаний (мозговая атака)

– Назовите места нахождения органов чувств у человека.

Глаз – орган зрения
Ухо – орган слуха
Нос – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания
Вестибулярный аппарат – орган равновесия

III. Операционно-познаватльный этап

1. Самостоятельная работа по изучению нового материала (работа в группах и обсуждение в классе вопросов после представления представителем группы итогов их самостоятельной работы) 

1 группа

– Изучите особенности строения  и функционирование вестибулярного аппарата, используя статью учебника стр. 206 и  рисунки. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.

– Почему после катания на качелях у некоторых людей появляется тошнота, головокружение?

2 группа

Изучите особенностистроения и функционирование органа обоняния, используя статью учебника стр. 209 и  рисунки.
– Определите запах предложенных объектов.
– Подумайте, почему одни вещества пахну, другие нет. 
Как воспринимается нами запах.

– Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?

3 группа

– Изучите особенностистроения и функционирование органа вкуса, используя статью учебника стр. 209-210 и  рисунки.
– Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?
–  Как воспринимается нами вкус пищи.
– Почему кажется безвкусной холодная, горячая.

– Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

4 группа

– Изучите особенностистроения и функционирование органа осязания, используя статью учебника стр. 208-209 и  слайд электронного учебника.
– Рассмотрев, места расположения различных рецепторов кожи, объясните, к чему более восприимчива кожа человека?
– Каждый обладает индивидуальным узором на подушечках пальцев.  Объясните причину данного явления.

2. Объяснение учителя о мышечном чувстве

3. Закрепление и систематизация изученного(сопровождается заполнением схемы с использованием интерактивной доски),

– Какие органы чувств имеет человек? К какому анализатору они относятся? Какие функции выполняют?

id20909

Физкультминутка

4. Практическая работа (Выполняется по инструктивным карточкам учебника с оформлением результатов работы в тетради)

Тема:  Определение выносливости вестибулярного аппарата
Стр. 207

Тема: Проверка чувствительности тактильных рецепторов
Стр. 208

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Решение биологических задач

– Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?
– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?
– Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?
– Почему боль – это защитное чувство?
– Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?

2.  Вывод (продолжи высказывание)

Органы чувств нужны и важны, потому что…

3. Домашнее задание 

В § 54 статью «Орган равновесия» и материал § 55. Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 211, 212). Возможно сообщения о людях-исключениях в вопросе чувствительности. 

4. Рефлексия

– Уходя, поставь любой знак в схеме на доске в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.

id20909

11.06.2010